Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 06:43, дипломная работа
Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств — крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых — специфика отраслей, их технологические особенности. Вместе с тем во многих странах мира все большее развитие получают малые предприятия. С одной стороны, проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны — менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 5
§ 1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства. 5
§ 1.2 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. 20
ГЛАВА 2 ФИНАНСОВАЯ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 45
§ 2.1 Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства 45
§ 2.2 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств — крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых — специфика отраслей, их технологические особенности. Вместе с тем во многих странах мира все большее развитие получают малые предприятия. С одной стороны, проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны — менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.
Оценивая актуальность темы выпускной квалификационной работы важно обратить внимание и на одну из тенденций развития современной отечественной экономики, выражающейся в довольно широкой централизации экономической власти у крупных, зачастую в той или иной степени публично-правовых, предпринимательских образований. Фактическая реализации названной тенденции приводит к известному сдерживанию развития отечественной экономики. Для цели преодоления отмеченной тенденции следует развивать область малого и среднего бизнеса. При этом названная цель может быть достигнута только путем применения эффективных правовых средств частноправового и публично-правового характера, стимулирующих малый бизнес. В основе своей такое правовое стимулирование состоит в организации правовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Соответственно, на повестке дня стоит проблема обеспечения дальнейшего развития правового регулирования процессов функционирования малого предпринимательства.
О необходимости изучения правового положения субъектов малого предпринимательства писали многие ученые. В.С. Белых обращает внимание на несовершенство законодательства, которое сдерживает развитие малого предпринимательства в России. Е.П. Губин подчеркивает, что причинами незащищенности субъектов малого предпринимательства, заключаются в ограниченных размерах материальных ресурсов, отсутствии достаточного количества квалифицированных кадров, в сложностях привлечения кредитов, а главное - в наличии существенных административных барьеров, пока еще стоящих на пути малого бизнеса.
В настоящее время правовое положение субъектов малого предпринимательства базируется на Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который направлен на поддержку малого предпринимательства, разработку мер по реализации этой поддержки. Малый бизнес является важным фактором обеспечения социальной стабильности и экономического развития Челябинской области, соответственно, развитие предпринимательства - одно из приоритетных направлений в деятельности Правительства области.
Актуальность темы заключается также в том, чтобы правильно, однозначно определить понятия малого предпринимательства, его признаки, основные виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются отношения, возникающие между субъектами малого предпринимательства, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого предпринимательства, определение понятия субъектов малого предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, виды и формы такой поддержки в Челябинской области.
Предмет исследования: законодательство Российской Федерации, законодательство Челябинской области в сфере малого предпринимательства, и практика его применения.
Целью проведенного в выпускной
квалификационной работе исследования
является поиск оптимальных путей
повышения эффективности
Достижение названной цели потребовало решения следующих задач:
В качестве методологической основы исследования применялись научные методы: историко-сравнительный, системный, формально-логический, сравнительно-правовой и др.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют работы известных ученых – юристов В.С. Белых, В.В. Голофаева, В.И. Губина, П.Г. Лахно и других авторов. Так же были рассмотрены диссертационные работы на соискание ученой степени Ю.А. Волковой – Рарог, С.С. Фомичева и других авторов.
Термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».
Малое предпринимательство – это совокупность независимых малых предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.
Малые предприятия – коммерческие организации различных организационно-правовых форм, осуществляющие предпринимательскую деятельность в небольших масштабах, соответствующие определенным требованиям, установленным действующим законодательством1.
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества. В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что он основывается на Конституции Российской Федерации2, а статья 34 Конституции устанавливает права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности3. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий4.
Постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем5.
Однако менее
благоприятные условия
Малое предпринимательство это вид предпринимательской деятельности, а потому на него распространяются общие положения о предпринимательстве. Однако малое предпринимательство как экономическая категория обладает совокупностью количественных и качественных показателей (признаков).6
Правовое положение субъектов малого предпринимательства определяется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии со ст. 4 Федерального закона под субъектами малого предпринимательства понимаются как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели7. При этом надо отметить, что:
а) понятие «малое предприятие» нельзя рассматривать в качестве организационно-правовой формы коммерческой организации. Статья 50 Гражданского кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень таких форм;
б) термин «малое предприятие» носит условный характер, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом РФ предприятие является объектом прав8;
в) исходя из смысла ст. 4 Федерального закона субъектами малого предпринимательства не могут быть некоммерческие организации, также имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе потребительские кооперативы.9
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» называет основной критерий для отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям. Это — количественные показатели в деятельности малых предприятий: средняя численность работников за отчетный период.
Указанная средняя численность работников не должна превышать следующих предельных уровней - до ста человек включительно для малых предприятий, среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
До принятия Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» правовое положение субъектов малого предпринимательства регулировалось Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»10, согласно которому количественный критерий определения субъектов малого предпринимательства, по средней численности работников, ставился в зависимость от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Указанная средняя численность работников не должна была превышать следующих предельных уровней:
В данном Законе к субъектам малого предпринимательства также относились и индивидуальные предприниматели, однако для них не устанавливалось дополнительных условий приобретения ими такого статуса. Как представляется, данное положение нельзя было признать правильным. В соответствии со статьей 20 Трудового Кодекса РФ, работодатель – это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником11. Работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами. Поскольку ни Трудовым Кодексом РФ, ни иными федеральными законами не установлено ограничений в отношении физического лица (индивидуального предпринимателя) по заключению трудовых договоров с работниками, он рассматривается таким же полноправным работодателем, как и юридические лица (организации) 12. А поскольку Законом о малом предпринимательстве ограничений по числу работников для отнесения индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства не устанавливал, их количество могло быть весьма велико. Таким образом, образовался своеобразный законодательный пробел. Своеобразие его заключалось в том, что индивидуальные предприниматели ставились в заведомо более выигрышное положение по сравнению с малыми предприятиями. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» учел данное обстоятельство, и при определении количественного критерия стали учитываться как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели.
Применительно к коммерческим организациям Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» применяет второй критерий для отнесения их к малым предприятиям: относительная экономическая независимость от других лиц — Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов. В силу ст. 4 Федерального закона субъекты малого предпринимательства - это коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов13.
Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства