Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 06:43, дипломная работа
Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств — крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых — специфика отраслей, их технологические особенности. Вместе с тем во многих странах мира все большее развитие получают малые предприятия. С одной стороны, проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны — менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 5
§ 1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства. 5
§ 1.2 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. 20
ГЛАВА 2 ФИНАНСОВАЯ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 45
§ 2.1 Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства 45
§ 2.2 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
Исходя из формального прочтения Закона к числу малых могут относиться только хозяйственные общества - акционерные, с ограниченной и дополнительной ответственностью, поскольку только эти коммерческие организации имеют уставные капиталы. В товариществах, как известно, - складочные капиталы, а в производственных кооперативах - паевые фонды. Конечно, к числу малых Закон не относит государственные и муниципальные предприятия, так как они находятся в 100% государственной или муниципальной собственности. Поскольку в Законе речь идет только о коммерческих организациях, к субъектам малого предпринимательства, соответственно, не относятся все некоммерческие организации, также имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе потребительские кооперативы, многие из которых функционируют в такой сложной сфере, как сельское хозяйство14.
Анализ используемой
классификации субъектов
В целом, в ЕС другими критериями, позволяющими отнести предприятия к малым, наряду с численностью занятых работников является товарооборот — не более 40 млн. евро, либо балансовая стоимость активов — не более 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость малых предприятий. Однако в различных европейских странах количественные критерии значительно отличаются.
В Австрии критериями отнесения предприятий к малым являются следующие: число работающих — не более 50 человек, при этом годовой доход — не более 5 млн. евро, либо балансовая стоимость активов — не более 2 млн. евро. В обоих случаях доля в собственности предприятия внешних собственников не должна превышать 25%. Последний критерий соответствует российской практике.
В Германии к малым и средним предприятиям относятся предприятия с числом работающих не более 500 человек, с годовым оборотом не более 100 млн. евро. В секторе ремесленной торговли к малым предприятиям относят все предприятия, владельцы которых внесены в реестр ремесленной торговли, независимо от размеров предприятия и вида деятельности.
В Италии микропредприятиями считаются предприятия, на которых занято не более 19 человек, а к малым — с числом работающих от 20 до 99 человек. Малым средним предприятием является предприятие, на котором число работающих составляет от 100 до 199 человек.
В Португалии к малым и средним предприятиям относят предприятия, занятые в сфере материального производства, в горнодобывающей промышленности, оказывающие услуги другим предприятиям, а также предприятия, действующие в отраслях оптовой и розничной торговли. Годовой оборот в малых предприятиях не должен быть более 12,3 млн. евро, а доля в капитале других предприятий не должна превышать 50%.
В Швеции к малым и средним предприятиям относят предприятия с численностью работающих не более 200 человек. Для классификации малых и средних предприятий используются следующие показатели:
Во всех странах первым критерием отнесения предприятия к малым является численность работающих, наряду с которой применяются и такие показатели, как стоимость активов, объем оборота, объем дохода, доля в собственности предприятия внешних собственников, размер уставного капитала (фонда) и др.
Вместе с тем, использование лишь количественного критерия дает представление о малом предприятии лишь как об уменьшенной разновидности крупной организации, не раскрывая ее сущностных характеристик16. Наряду с количественными показателями малого предпринимательства в литературе называют качественные показатели17. К ним относятся:
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»18 помимо указанных выше количественных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, так же устанавливает еще один – объемный показатель - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год для субъектов малого предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей19. Данный Федеральный закон нацелен на субъекты малого и среднего предпринимательства, он разграничивает данные субъекты по количественному показателю средней численности работников и объемному показателю выручки от реализации. Так субъектами среднего предпринимательства будут юридические лица, у которых средняя численность работников за предшествующий календарный год от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно, и при выручке от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость не превышает 1000 млн. рублей.
Малое предпринимательство в странах с развитым рыночным хозяйством является важнейшим регулятором экономики, поскольку способствует созданию конкурентной среды, и надежным социальным фундаментом, обеспечивая воспроизводство среднего класса общества. С началом рыночных преобразований понятия «малое предпринимательство», «малый бизнес» вошли в нашу жизнь20. Статистика свидетельствует о росте и развитии малого предпринимательства. Малое предпринимательство Челябинской области - динамично развивающаяся сфера экономики, доказавшая свою жизнеспособность и устойчивость в условиях мирового финансового кризиса и способность конкурировать с крупными и средними организациями на внутреннем рынке.
В рамках реализации
Федерального закона от 24 июля 2007 г. №
209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации» был принят Закон
Челябинской области «О развитии малого
и среднего предпринимательства в Челябинской
области» от 27 марта 2008 г. № 250-ЗО. Данный
Закон определяет порядок реализации
полномочий органов государственной власти
Челябинской области в области развития
малого и среднего предпринимательства
в Челябинской области и был принят в целях
развития субъектов малого и среднего
предпринимательства и формирования конкурентной
среды в экономике Челябинской области;
обеспечения благоприятных условий для
развития субъектов малого и среднего
предпринимательства; обеспечения конкурентоспособности
субъектов малого и среднего предпринимательства;
оказания содействия субъектам малого
и среднего предпринимательства в продвижении
производимых ими товаров (работ, услуг)
и результатов интеллектуальной деятельности
на рынок Российской Федерации и рынки
иностранных государств; увеличения количества
субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечения занятости населения и развитие
самозанятости; увеличения доли производимых
субъектами малого и среднего предпринимательства
товаров (работ, услуг) в объеме валового
регионального продукта; выравнивания
условий для развития малого и среднего
предпринимательства в городских округах
и муниципальных районах Челябинской
области21.
Малые предприятия могут быть образованы в различных формах коммерческой организации. Поэтому общий порядок создания юридических лиц применяется к малым предприятиям с учетом особенностей создания отдельных видов коммерческих организаций.
В теории и правоприменительной практике выделяют четыре основных порядка создания юридических лиц.
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны три основные стадии: 1) издание индивидуального (распорядительного) акта собственником или компетентным органом; 2) организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.); 3) утверждение учредительных документов.
В связи с
ликвидацией государственной
Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.
Для данного способа характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица; 3) организационная работа. В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств.
Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом. Для него характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) организационная работа; 3) контрольная работа компетентного органа. Этот порядок наиболее распространен во всем мире, в том числе и в России22.
Вновь созданные
организации или вновь
Следует отметить, что с 2008 года Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены новые критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к категории малых (включающим микропредприятия) и средних предприятий. Индивидуальные предприниматели, ранее составлявшие отдельную категорию, также отнесены по критериям, определенным федеральным законом, к малым и средним предприятиям. Так, в соответствии с этим, с 2008 года органами статистики в Администрацию города Челябинска предоставляются данные по малым предприятиям (за исключением микропредприятий) и по средним предприятиям. Данные по микропредприятиям предоставляются по запросу Администрации города инспекциями Федеральной налоговой службы по районам города.
Так же важно заметить, что по сравнению с ранее действующим законодательством Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ предусматривает порядок проведения федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства.
Так, в рамках проведения сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, Управлением Федеральной службы статистики по Челябинской области в 2011 году было намечено проведение сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области в 2010 г., в том числе в городе Челябинске24. Столь масштабное обследование впервые затронуло так глубоко хозяйственную деятельность малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей. Среди субъектов Российской Федерации Челябинская область заняла десятое место по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц и девятое место по количеству индивидуальных предпринимателей. Структура субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности является довольно устойчивой, что подтвердили данные сплошного наблюдения. Малый бизнес отдает предпочтение торговле, на которую приходится 40,5 % от общего числа малых и средних организаций. Распространенными видами деятельности также являются «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 20,8%, «обрабатывающие производства» - 11,1%, «строительство» - 10,8%25.
Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет. Соответственно, следующие работы по статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области должны будут поводиться Управлением Федеральной службы статистики по Челябинской области в 2016 г.
Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства