Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 06:43, дипломная работа
Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств — крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых — специфика отраслей, их технологические особенности. Вместе с тем во многих странах мира все большее развитие получают малые предприятия. С одной стороны, проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны — менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 5
§ 1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства. 5
§ 1.2 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. 20
ГЛАВА 2 ФИНАНСОВАЯ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 45
§ 2.1 Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства 45
§ 2.2 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
8) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Следует отметить, что данный перечень форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является исчерпывающим. Однако органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с перечисленными формами поддержки оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
При этом законодательством РФ предусмотрены следующие меры и механизмы правового регулирования, принимаемые для реализации основных направлений и форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- специальные налоговые
режимы, упрощенные правила ведения
налогового учета, налоговые
- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
- упрощенный порядок составления статистической отчетности;
- льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
- формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
- меры финансовой поддержки;
- меры для развития инфраструктуры поддержки;
- иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.
В системе государственной поддержки малого предпринимательства важное место занимает система налогообложения, регулируемая законодательством о налогах и сборах. От уровня налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства — малых предприятий и индивидуальных предпринимателей зависит их место в экономической системе общества, перспективы развития этого сектора экономики28.
В России с 1992 г. по 2001 г. включительно, в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось освобождение от налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий, занимающихся приоритетными видами деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др.), а в третий и четвертый год – уплата налога в неполном объеме (25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль). В ходе широкомасштабной налоговой реформы 2000-х годов Правительство РФ отказалось от использования налоговых льгот как инструмента финансового регулирования малого предпринимательства. Хотя Налоговый кодекс РФ в настоящее время допускает возможность установления льгот по различным налогам, в том числе местным, фактически применение механизма льготного налогообложения затруднено в силу установленных этим же кодексом многочисленных ограничений.
Учитывая значение малого предпринимательства для оказания поддержки малому и среднему бизнесу Налоговый кодекс РФ предусматривает специальные системы налогообложения, заменяющие налоговые льготы. Специальные налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей.
Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. При установлении специальных налоговых режимов законодателем определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые льготы. Ведь установление специальных налоговых режимов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики, как правило, бывает продиктовано потребностью стимулирования и улучшения регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.29
В настоящее время в налоговой системе России предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые организациями определенных масштабов и отраслевой принадлежности и индивидуальными предпринимателями. Специальные налоговые режимы представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов, отличающийся от обычного режима налогообложения30. Налоговым кодексом РФ предусмотрено четыре специальных налоговых режима:
1) система налогообложения единым сельскохозяйственным налогом;
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Налогообложение малого предпринимательства в Российской Федерации имеет свою историю.
В конце 1990-х гг. в российской системе налогообложения были учтены особенности деятельности малых предприятий в виде применения упрощенного порядка определения налоговой базы и ведения отчетности.
Впервые упрощенная система налогообложения была принята Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»31. Упрощенная система налогообложения была введена в действие с 1 января 1996 г. В качестве объекта обложения единым налогом устанавливались совокупный доход (разница между выручкой и затратами) или валовая выручка. Выбор объекта налогообложения осуществлялся законодательным органом власти субъекта РФ.
К концу 2002 г. упрощенную
систему налогообложения
Единый налог на вмененный доход — новый налог в российской налоговой системе. Система единого налога на вмененный доход построена на оценке потенциального дохода налогоплательщика и установления фиксированного размера платежей в бюджет. Первоначально он был введен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»33. С 1999 г. единый налог на вмененный доход устанавливался и вводился в действие правовыми актами законодательных органов власти субъектов РФ.
В Федеральном законе от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ было принято несколько корректирующих коэффициентов (К1, К2, К3, К4, К5, K6 — Кп), с использованием которых проводился расчет вмененного дохода. Налоговая ставка ЕНВД составляла 20 %. С 1 января 2002 г. она была снижена до 15 %.
Внедрение в малый бизнес системы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности преследовало цели:
Особенности деятельности
малых предприятий и
Специальный режим налогообложения в форме вмененного дохода принципиально отличается от общего режима налогообложения и от упрощенной системы налогообложения. Это отличие состояло в том, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определялась не по их отчетности, а на основе расчетной доходности определенных видов деятельности с учетом региональных особенностей. При этом расчет потенциального дохода был привязан к закрытому (ограниченному) перечню формальных физических и других показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков35.
Введение единого налога на вмененный доход позволило более полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на очередной финансовый год.
Внедрение в практику единого налога на вмененный доход привело к некоторым проблемам. Во многих субъектах Российской Федерации были установлены заниженные размеры показателей базовой доходности, которые оказали влияние на величину налога. В результате не была обеспечена компенсация снижения доходов бюджетов в связи с отменой ряда уплачиваемых налогоплательщиками налогов при общем режиме налогообложения36.
Эволюционные процессы в экономике, накопление опыта в сфере налогового регулирования субъектов малого предпринимательства объективно требуют совершенствования законодательства о налогах и сборах и выработки оптимальных схем налогообложения, тем более с 2010 г. введены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты. В первую очередь это касается отмены гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ и введения в действие Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»37. Это привело к существенным изменениям налогообложения малых предприятий. Ежегодно происходят изменения предельной величины дохода для применения упрощенной системы налогообложения, другие нововведения.
Налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны гасить возникшие «сбои» в системе распределения, а также стимулировать развитие той или иной формы деятельности38.
Так, 07 марта 2011 г. был принят Федеральный закон № 23 – ЗФ «О внесении в часть вторую Налогового кодекса РФ о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки», который направлен на повышение эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на совершенствование налогообложения деятельности указанных субъектов, осуществляемой за счет предоставленных субсидий.
Данным Федеральным законом
установлены особенности учета
для целей налогообложения
Налоговый кодекс РФ дополнен, в частности, положениями, в соответствии с которым средства финансовой поддержки (субсидии), предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, осуществленным за счет этого источника. Данный порядок может применяться в течение не более двух налоговых периодов с даты получения средств. В случае приобретения за счет субсидий амортизируемого имущества данные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению этого имущества.
Действие новых положений распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»39.
В соответствии с Федеральным законом № 94 – ФЗ заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты, а в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства государственные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов.
Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона № 94 – ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
Кроме того, в целях
увеличения активности участия субъектов
малого предпринимательства в
Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства