Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 06:43, дипломная работа

Описание работы

Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств — крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых — специфика отраслей, их технологические особенности. Вместе с тем во многих странах мира все большее развитие получают малые предприятия. С одной стороны, проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны — менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 5
§ 1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства. 5
§ 1.2 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. 20
ГЛАВА 2 ФИНАНСОВАЯ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 45
§ 2.1 Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства 45
§ 2.2 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109

Файлы: 1 файл

диплом Татьяна-1.doc

— 784.50 Кб (Скачать файл)

8) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Следует отметить, что данный перечень форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является исчерпывающим. Однако органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с перечисленными формами поддержки оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

При этом законодательством РФ предусмотрены следующие меры и механизмы правового регулирования, принимаемые для реализации основных направлений и форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

- специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, налоговые декларации  по упрощенной форме по отдельным  налогам и сборам;

- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

- упрощенный порядок составления статистической отчетности;

- льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

- формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);

- меры финансовой поддержки;

- меры для развития инфраструктуры поддержки;

- иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

В системе государственной  поддержки малого предпринимательства  важное место занимает система налогообложения, регулируемая законодательством о налогах и сборах. От уровня налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства — малых предприятий и индивидуальных предпринимателей зависит их место в экономической системе общества, перспективы развития этого сектора экономики28.

В России с 1992 г. по 2001 г. включительно, в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось освобождение от налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий, занимающихся приоритетными видами деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др.), а в третий и четвертый год – уплата налога в неполном объеме (25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль). В ходе широкомасштабной налоговой реформы 2000-х годов Правительство РФ отказалось от использования налоговых льгот как инструмента финансового регулирования малого предпринимательства. Хотя Налоговый кодекс РФ в настоящее время допускает возможность установления льгот по различным налогам, в том числе местным, фактически применение механизма льготного налогообложения затруднено в силу установленных этим же кодексом многочисленных ограничений.

Учитывая значение малого предпринимательства для оказания поддержки малому и среднему бизнесу Налоговый кодекс РФ предусматривает специальные системы налогообложения, заменяющие налоговые льготы. Специальные налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей.

Под специальным  налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. При установлении специальных налоговых режимов законодателем определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые льготы. Ведь установление специальных налоговых режимов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики, как правило, бывает продиктовано потребностью стимулирования и улучшения регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.29

В настоящее  время в налоговой системе России предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые организациями определенных масштабов и отраслевой принадлежности и индивидуальными предпринимателями. Специальные налоговые режимы представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов, отличающийся от обычного режима налогообложения30. Налоговым кодексом РФ предусмотрено четыре специальных налоговых режима:

1) система налогообложения единым сельскохозяйственным налогом;

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налогообложение малого предпринимательства в Российской Федерации имеет свою историю.

В конце 1990-х  гг. в российской системе налогообложения были учтены особенности деятельности малых предприятий в виде применения упрощенного порядка определения налоговой базы и ведения отчетности.

Впервые упрощенная система налогообложения была принята Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»31. Упрощенная система налогообложения была введена в действие с 1 января 1996 г. В качестве объекта обложения единым налогом устанавливались совокупный доход (разница между выручкой и затратами) или валовая выручка. Выбор объекта налогообложения осуществлялся законодательным органом власти субъекта РФ.

К концу 2002 г. упрощенную систему налогообложения применяли всего лишь около 50 тыс. организаций и чуть более 100 тыс. индивидуальных предпринимателей. Низкая привлекательность этого режима была обусловлена в первую очередь тем, что переход на упрощенную систему налогообложения был связан ограничениями по численности работающих (не более 15 человек) и по совокупному годовому объему выручки (не более 10 млн. руб.). Поэтому упрощенная система налогообложения нашла применение в основном в сфере розничной торговли и оказания услуг за наличный расчет32. Так же у налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, осложнялись финансовые отношения с покупателями, так как при реализации продукции покупателям-оптовикам не возмещался входной НДС.

Единый налог  на вмененный доход — новый налог в российской налоговой системе. Система единого налога на вмененный доход построена на оценке потенциального дохода налогоплательщика и установления фиксированного размера платежей в бюджет. Первоначально он был введен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»33. С 1999 г. единый налог на вмененный доход устанавливался и вводился в действие правовыми актами законодательных органов власти субъектов РФ.

В Федеральном  законе от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ было принято  несколько корректирующих коэффициентов (К1, К2, К3, К4, К5, K6 — Кп), с использованием которых проводился расчет вмененного дохода. Налоговая ставка ЕНВД составляла 20 %. С 1 января 2002 г. она была снижена до 15 %.

Внедрение в  малый бизнес системы единого  налога на вмененный доход для определенных видов деятельности преследовало цели:

  • заставить платить налоги представителей розничной торговли и бытовых услуг, доходы наличного оборота которых сложно поддаются учету;
  • упростить процедуры расчета и сбора налогов с данной категории налогоплательщиков.

Особенности деятельности малых предприятий и предпринимателей, работающих с наличными деньгами и без кассовых аппаратов, не позволяли  налоговым органам эффективно контролировать их доходы. Введение особого режима налогообложения отдельных организаций и предпринимателей с помощью установления вмененного дохода в качестве объекта налогообложения имело цель увеличить налоговые поступления в бюджет34.

Специальный режим налогообложения  в форме вмененного дохода принципиально отличается от общего режима налогообложения и от упрощенной системы налогообложения. Это отличие состояло в том, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определялась не по их отчетности, а на основе расчетной доходности определенных видов деятельности с учетом региональных особенностей. При этом расчет потенциального дохода был привязан к закрытому (ограниченному) перечню формальных физических и других показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков35.

Введение единого налога на вмененный доход позволило более полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на очередной финансовый год.

Внедрение в практику единого  налога на вмененный доход привело  к некоторым проблемам. Во многих субъектах Российской Федерации были установлены заниженные размеры показателей базовой доходности, которые оказали влияние на величину налога. В результате не была обеспечена компенсация снижения доходов бюджетов в связи с отменой ряда уплачиваемых налогоплательщиками налогов при общем режиме налогообложения36.

Эволюционные процессы в  экономике, накопление опыта в сфере  налогового регулирования субъектов малого предпринимательства объективно требуют совершенствования законодательства о налогах и сборах и выработки оптимальных схем налогообложения, тем более с 2010 г. введены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты. В первую очередь это касается отмены гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ и введения в действие Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»37. Это привело к существенным изменениям налогообложения малых предприятий. Ежегодно происходят изменения предельной величины дохода для применения упрощенной системы налогообложения, другие нововведения.

Налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны гасить возникшие «сбои» в системе распределения, а также стимулировать развитие той или иной формы деятельности38.

Так, 07 марта 2011 г. был принят Федеральный закон № 23 – ЗФ «О внесении в часть вторую Налогового кодекса РФ о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки», который направлен на повышение эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на совершенствование налогообложения деятельности указанных субъектов, осуществляемой  за счет предоставленных субсидий.

Данным Федеральным законом  установлены особенности учета  для целей налогообложения средств  финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в рамках государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства.

Налоговый кодекс РФ дополнен, в частности, положениями, в соответствии с которым средства финансовой поддержки (субсидии), предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, осуществленным за счет этого источника. Данный порядок может применяться в течение не более двух налоговых периодов с даты получения  средств. В случае приобретения за счет субсидий амортизируемого имущества данные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению этого имущества.

Действие новых положений  распространено на правоотношения, возникшие  с 1 января 2011 г.

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»39.

В соответствии с Федеральным законом № 94 –  ФЗ заказчики, за исключением случаев  размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты, а в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства государственные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов.

Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона № 94 – ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.

Кроме того, в целях  увеличения активности участия субъектов  малого предпринимательства в государственных  и муниципальных закупках через  упрощение доступа к процедурам размещения заказов был принят Федеральный закон от 03 ноября 2010 г. № 290 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении товаров поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»40, которым был снижен размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе на право заключения государственного (муниципального) контракта для субъектов малого предпринимательства.

Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства