Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 06:43, дипломная работа
Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств — крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых — специфика отраслей, их технологические особенности. Вместе с тем во многих странах мира все большее развитие получают малые предприятия. С одной стороны, проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны — менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 5
§ 1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства. 5
§ 1.2 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. 20
ГЛАВА 2 ФИНАНСОВАЯ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 45
§ 2.1 Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства 45
§ 2.2 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
Согласно Бюджетному кодексу РФ муниципальная гарантия – это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого муниципальное образование – гарант – дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
Помимо финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства может быть оказана имущественная поддержка. Согласно статье 18 Федерального закона № 209 – ФЗ под имущественной поддержкой понимается передача во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях46. Так же к мерам имущественной государственной поддержки субъектов малого предпринимательства относится льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество. Согласно которому субъекты малого предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества из государственной собственности или муниципальной собственности.
Итак, приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки, которая определяется как создание государством, муниципальными образованиями экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентоспособности предпринимательства, а также как вложение в него материальных и финансовых ресурсов. В Российской Федерации предусмотрено восемь форм такой поддержки: финансовая; имущественная; информационная; консультационная; поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников субъектов малого предпринимательства; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Помимо перечисленных форм государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, Законом Челябинской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» от 27 марта 2008 г. № 250-ЗО предусмотрена возможность оказания иных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказываемых за счет средств областного бюджета в соответствии с областными целевыми программами.
Следует отметить, что финансовая и имущественная поддержка являются важнейшими формами государственной (муниципальной) поддержки бизнеса. Они формирует для него благоприятные финансово-экономические условия, а также предполагают прямое вложение государственных и муниципальных финансовых средств и имущественных ресурсов в программы развития предпринимательской деятельности.
Порядок предоставления финансовой и имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, а так же программы оказания такой поддержки на территории г. Челябинска и Челябинской области будут рассмотрены во второй главе данной работы.
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В настоящее время в РФ, в том числе в регионах и в муниципалитетах, реализуются комплексные меры по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству.
Финансовая поддержка является одним из самых важных направлений государственной и муниципальной политики по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, так как она предполагает непосредственное предоставление данным субъектам экономической деятельности инструментов (средств) для организации и ведения бизнеса. Именно с помощью финансовых мер, например выделения кредитов, государство, муниципальные образования могут способствовать открытию новых предприятий, их модернизации, решению возникших в кризисное время социальных вопросов и т.д.
Закон подробно определяет, за какие аспекты финансовой и иной поддержки малого и среднего бизнеса отвечают федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Так, согласно ст. 11 Федерального закона № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления47.
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства может осуществляться путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства48. Данные формы финансовой поддержки осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.
Важно отметить, что перечень этих форм, приведенный в ст. 17 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», является исчерпывающим, это связано с тем, что поддержка оказывается из средств местного бюджета, то есть из публичных финансовых средств, образующихся за счет сбора налогов и иных платежей с граждан России и субъектов экономической деятельности. Законодатель хотел ограничить возможности для неупорядоченного и неэффективного использования этих средств и не создавать благоприятные условия для коррупции.
Порядок применения указанных выше форм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса установлен Бюджетным кодексом РФ – главным законом страны о бюджете и публичных финансах. Только на его основе и только в строгом соответствии с ним органы местного самоуправления, муниципальные учреждения могут выделять средства, предоставлять кредиты, гранты, гарантии и т.д. субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ допускается предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. Данные субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг49.
Следует отметить, что с 4 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»50. Он повышает роль и практическое значение небанковского финансирования реального сектора экономики за счет развития микрофинансовых организаций, ориентированных на удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах малых и средних предприятий, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей и населения. Микрофинансирование, то есть предоставление займов в сумме до одного миллиона рублей, может иметь особое значение в небольших городах, других населенных пунктах, сельской местности, в которых не представлены кредитные учреждения. Существенно облегчен доступ к займам для действующего бизнеса и граждан, проживающих вне больших городов.
Однако спрос на микрофинансирование все еще многократно превышает предложение. Отчасти это обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы в области микрофинансирования и кредитной кооперации. Одним из сдерживающих развитие данного института фактором является налоговый барьер – проблема учета расходов, связанных с осуществлением микрокредитования, при исчислении налогооблагаемой базы. В связи с этим необходимо, на наш взгляд, предпринять следующие меры.
Во-первых, внести изменения в главу 25 Налогового кодекса РФ, предусматривающие введение специального порядка формирования доходов и расходов для кредитных кооперативов и некоммерческих микрофинансовых организаций в целом. Данный режим необходим, поскольку иначе возникает налоговая коллизия, приводящая к налоговым штрафам в силу того, что не все затраты некоммерческих организаций, связанные с предоставлением микрозаймов, могут быть отнесены к внереализационным расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль. В то же время, коммерческие организации таких проблем лишены, поскольку для них не существует ограничений по включению подтвержденных расходов в состав налоговых затрат.
Во-вторых, закрепить порядок уплаты НДС микрофинансовыми организациями и кредитными коперативами, аналогичный порядку уплаты налога банками (у банков от НДС освобождается любой доход, связанный с предоставлением кредита, а у МФО и кредитных кооперативов – только проценты по займу). Это позволит создать равные условия налогообложения для банков и МФО, и упростить ведение раздельного учета операций, облагаемых и необлагаемых НДС.
Необходимо отметить, что Бюджетным кодексом РФ установлен порядок выделения субсидий из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов. Так для выделения субсидий из местного бюджета должно быть принято решение представительного органа муниципального образования, на основании которого издается соответствующий распорядительный акт местной администрации. Так, Постановление Администрации города Челябинска от 12.08.2010 года № 227-п утверждает Положение о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства города Челябинска51.
Кроме того, подобные программы существуют и в других городах Челябинской области, принятые в рамках реализации Закона Челябинской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» от 27 марта 2008 г. № 250-ЗО и областных целевых программ, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. Так, Постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 13 июня 2012 г. № 156 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Копейского городского округа Челябинской области в 2012 – 2013 гг.»52 предусмотрена возможность субъектов малого и среднего предпринимательства возместить затраты, связанные с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, с помощью субсидий. Постановление администрации города Магнитогорска Челябинской области от 10 октября 2012 г. № 13146 – П «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета города в 2012 - 2014 годах»53 устанавливает, что субъект малого и среднего предпринимательства имеет право на получение субсидии один раз в течение года. В настоящее время на территории Саткинского муниципального района Челябинской области действует муниципальная целевая программа «Поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства г. Сатки Саткинского муниципального района Челябинской области на 2010 – 2015 гг.»54. Постановлением администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области от 22.02.2013 г. № 124 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Еманжелинского муниципального района»55 и т.д.
Данные муниципальные правовые акты определяют категории и критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Положение «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства города Челябинска» предусматривает следующие виды субсидий:
1) субсидии по оплате процентов по кредитам российских кредитных организаций, привлеченным с целью осуществления капитальных вложений и лизинговых платежей по договорам лизинга;
2) субсидии по участию в выставках, ярмарках, продвижению сайта в поисковых системах сети Интернет.
Кроме того, в областной целевой Программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области в 2012-2014 годах» были предусмотрены такие мероприятия по осуществлению мер прямой финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как развитие Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области; предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат по оплате стоимости вознаграждения по договорам поручительства, заключенным с некоммерческими организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам, уплате процентов по кредитам, уплате лизинговых платежей по договорам лизинга, оплате услуг по сертификации продукции, системы менеджмента качества, другим формам подтверждения соответствия, выполнению обязательных требований законодательства, разработке и (или) регистрации товарных знаков, знаков обслуживания; участию в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках, разработке и продвижению сайтов в сети Интернет; предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение затрат по договорам аутсорсинга, проведению землеустроительных работ и аренде земельных участков, предоставленных для ведения производственной деятельности, оплате участия в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства56.
На территории Челябинской области для целей оказания финансовой поддержки приоритетными видами деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
1) обрабатывающие производства (кроме производства подакцизных товаров);
2) производство изделий народных художественных промыслов и ремесленных изделий;
Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства