Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 06:43, дипломная работа

Описание работы

Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств — крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых — специфика отраслей, их технологические особенности. Вместе с тем во многих странах мира все большее развитие получают малые предприятия. С одной стороны, проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны — менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 5
§ 1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства. 5
§ 1.2 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. 20
ГЛАВА 2 ФИНАНСОВАЯ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 45
§ 2.1 Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства 45
§ 2.2 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109

Файлы: 1 файл

диплом Татьяна-1.doc

— 784.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при размещении заказов у субъектов малого предпринимательства размер обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе или открытом аукционе в электронной форме) на право заключить государственный или муниципальный контракт не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Для других хозяйствующих субъектов размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе не изменился - не более пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Что касается оказания информационной поддержки субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, то она осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информационные  системы и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения  субъектов малого и среднего предпринимательства  и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:

1) о реализации  федеральных программ развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства, региональных  программ развития субъектов  малого и среднего предпринимательства  и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) о количестве  субъектов малого и среднего  предпринимательства и об их  классификации по видам экономической  деятельности;

3) о числе  замещенных рабочих мест в  субъектах малого и среднего  предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

4) об обороте  товаров (работ, услуг), производимых  субъектами малого и среднего  предпринимательства, в соответствии  с их классификацией по видам  экономической деятельности;

5) о финансово-экономическом  состоянии субъектов малого и  среднего предпринимательства;

6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

7) иного характера  (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства).

Вся перечисленная  информация является общедоступной и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции.

В связи с  установлением преимущественного  права на приобретение арендуемого  имущества субъектами малого и среднего предпринимательства предусматривается  формирование новых перечней имущества. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Для данного  периода характерна систематизация публикуемой государством информации посредством размещения на официальных сайтах органов власти, причем в ряде случаев предпринята попытка соединения информации в едином источнике. Так, согласно изменениям в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 30 июня 2008 года Правительством Российской Федерации определяется официальный сайт в сети «Интернет», на котором размещается информация о проведении всех открытых конкурсов.

В целях обеспечения  доступности и открытости государственной  поддержки малому и среднему предпринимательству  принято Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008г. №358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»41. Указанные реестры ведутся в электронном виде.

Сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми и  общедоступными. Орган по запросу  судебных и правоохранительных органов  предоставляет без взимания платы  информацию о наличии или об отсутствии сведений о получателях поддержки (в форме выписки).

Для оценки полноты  мер государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства  необходим мониторинг, одним из проявлений которого является статистическое наблюдение. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008г. №79 «О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства»42 предусматривает осуществление Федеральной службой государственной статистики выборочных наблюдений путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий, а также ежегодных обследований деятельности микропредприятий в соответствии с федеральным планом статистических работ.

Федеральная служба государственной статистики на основе сведений, полученных от субъектов  малого и среднего предпринимательства, формирует официальную статистическую информацию по субъектам малого (включая  микропредприятия) и среднего предпринимательства. Официальная статистическая информация представляется в органы государственной власти и публикуется в официальных изданиях Федеральной службы государственной статистики, а также размещается на официальном сайте в сети Интернет.

Следует также отметить, что государство предпринимает также иные меры поддержки субъектов малого предпринимательства, направленные, в частности, на упрощение регистрационных процедур для субъектов малого предпринимательства.

Так, на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 562972-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Законопроект  направлен на упрощение порядка  уведомления регистрирующего органа юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) об изменении сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Действующая редакция Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает трехдневный срок для сообщения в регистрирующий орган об изменении сведений, содержащихся в реестрах. Однако по ряду причин данный срок представляется недостаточным.

В частности, объемность и сложность в оформлении документации влечет дополнительные материальные и  временные затраты. Сбор подписей участников и подготовки необходимого пакета документов зачастую требует более продолжительный срок, нежели предусмотренный Законом (особенно в тех случаях, когда учредители общества находятся в разных регионах, городах).

Кроме того, требование о нотариальном удостоверении учредительных  документов (подпункт «е» пункта 1 статьи 5 Закона) и подписи уполномоченного лица (пункт 1.2 статьи 9 Закона) также влечет дополнительные материальные затраты. Это обусловлено тем, что, согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 438 и от 16 октября 2003 года № 630, за осуществление данных действий в пятидневный срок взимается плата в размере 200 рублей за каждый документ, а за срочное – в размере 400 рублей за каждый документ.

При этом нарушение  установленного Законом трехдневного срока ведет к привлечению  юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) к административной ответственности с применением штрафных санкций в размере 5 тыс. рублей (статья 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В связи с  этим предлагается внести в Закон следующие изменения:

- в пункте 5 статьи 5 установить, что юридические лица (индивидуальные предприниматели) должны в течение трех рабочих дней уведомить регистрирующий орган по месту своего нахождения (жительства) об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и в течение десяти рабочих дней с момента направления соответствующего уведомления представить документы, подтверждающие изменение таких сведений;

- в пункте 1 статьи 13.1 установить, что юридические лица должны в течение трех рабочих дней уведомить регистрирующий орган по месту своего нахождения о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, и в течение десяти рабочих дней с момента направления такого уведомления направить решение о реорганизации;

- в абзаце 2 пункта 4 статьи 17 установить, что для внесения изменений в ЕГРЮЛ, касающихся сведений об уменьшении уставного капитала акционерного общества, необходимые документы должны быть представлены в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении уставного капитала.

Следует отметить, что законопроект предусматривает  исключительно изменение сроков представления соответствующей  информации в регистрирующий орган. При этом каких-либо изменений норм Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентирующих состав документов, представляемых в настоящее время в регистрирующий орган в связи с изменениями сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также случаи, когда представление документов необходимо, проектом не предполагается.

Финансовая  поддержка является одним из самых  важных направлений государственной и муниципальной политики по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, так как она предполагает непосредственное предоставление данным субъектам экономической деятельности инструментов (средств) для организации и ведения бизнеса. Другие меры поддержки могут иметь более длительный эффект. Именно с помощью финансовых мер, например выделения кредитов, государство, муниципальные образования могут способствовать открытию новых предприятий, их модернизации, решению возникших в кризисное время социальных вопросов и т.д.

Финансовая  поддержка субъектов малого предпринимательства может осуществляться путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства43. Данные формы финансовой поддержки осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.

Важно отметить, что перечень этих форм, приведенный  в ст. 17 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», является исчерпывающим, это связано с тем, что поддержка оказывается из средств местного бюджета, то есть из публичных финансовых средств, образующихся за счет сбора налогов и иных платежей с граждан России и субъектов экономической деятельности. Законодатель хотел ограничить возможности для неупорядоченного и неэффективного использования этих средств и не создавать благоприятные условия для коррупции.

Порядок применения указанных выше форм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса установлен Бюджетным кодексом РФ – главным законом страны о бюджете и публичных финансах. Только на его основе и только в строгом соответствии с ним органы местного самоуправления, муниципальные учреждения могут выделять средства, предоставлять кредиты, гранты, гарантии и т.д. субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ допускается  предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. Данные субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг44.

Правовой режим бюджетных инвестиций установлен в ст. 80 Бюджетного кодекса РФ45. Такая инвестиция представляет собой вложение муниципального капитала в соответствующее предприятие. Поэтому предоставление бюджетной инвестиции юридическому лицу влечет возникновение права муниципальной собственности на эквивалентную часть его уставного (складочного) капитала. Бюджетная инвестиция является формой долгосрочного помещения муниципальных средств и предполагает намерение муниципалитета осуществлять контроль за деятельностью предприятия, которому предоставлена финансовая поддержка.

Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим  лицам, утверждаются решением о местном  бюджете путем включения в местный бюджет статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований. Предоставление бюджетной инвестиции оформляется договором между муниципалитетом и предпринимателем. Без этого договора решение о выделении инвестиции является недействительным.

Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства