Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 06:43, дипломная работа

Описание работы

Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств — крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых — специфика отраслей, их технологические особенности. Вместе с тем во многих странах мира все большее развитие получают малые предприятия. С одной стороны, проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны — менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 5
§ 1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства. 5
§ 1.2 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. 20
ГЛАВА 2 ФИНАНСОВАЯ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 45
§ 2.1 Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства 45
§ 2.2 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109

Файлы: 1 файл

диплом Татьяна-1.doc

— 784.50 Кб (Скачать файл)

Итак, малое предпринимательство — это совокупность независимых организаций различных организационно-правовых форм, осуществляющих предпринимательскую деятельность в небольших масштабах, соответствующие определенным требованиям, установленным действующим законодательством, выступающих как экономические субъекты рынка. Под субъектами малого предпринимательства понимаются как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Правовое регулирование деятельности государства в области поддержки и развития малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а на региональном уровне в соответствии с Законом Челябинской области от 28 марта 2007 г. № 250-ЗО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области». Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» называет три основных критерия для отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям: 1) это средняя численность работников за отчетный период; 2) относительная экономическая независимость от других лиц (в уставном капитале таких субъектов доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов); 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

§ 1.2 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства

Государственную (муниципальную) поддержку принято определять как создание государством, муниципальными образованиями экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентоспособности предпринимательства, а также как вложение в него материальных и финансовых ресурсов.

Развитие малого предпринимательства является необходимым условием повышения экономического уровня жизни общества. Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется через органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В настоящее  время действует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»26, направленный на поддержку малого предпринимательства, разработку мер по реализации этой поддержки. Данный Федеральный закон определяет основные цели, принципы и формы государственной поддержки в области развития малого предпринимательства.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов  малого и среднего предпринимательства  в целях формирования конкурентной  среды в экономике Российской  Федерации;

2) обеспечение  благоприятных условий для развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

3) обеспечение  конкурентоспособности субъектов  малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия  субъектам малого и среднего  предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

5) увеличение  количества субъектов малого  и среднего предпринимательства;

6) обеспечение  занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение  доли производимых субъектами  малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение  доли уплаченных субъектами малого  и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Что касается государственной  поддержки субъектов малого предпринимательства в Челябинской области (и областного центра, в частности) то необходимо отметить, что город Челябинск - крупный промышленный центр, 75 % продукции в общегородском объеме производства производят крупные промышленные предприятия и 25 % - субъекты малого и среднего предпринимательства. Ведущими отраслями области являются металлургия и машиностроение. В настоящее время на работу промышленного комплекса влияют такие факторы, как спросовые ограничения на продукцию металлургического комплекса и увеличение тарифов на услуги естественных монополий. В данных условиях возникает необходимость диверсификации крупного промышленного производства и увеличения объема продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, развитие области в соответствии с современными трендами в экономике, технологиях, информационном обеспечении.

Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом эффективной конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения - основной цели деятельности Правительства Челябинской области.

Малый и средний бизнес играет значительную роль в решении экономических и социальных задач области, так как способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, обеспечивает занятость и экономическую самостоятельность населения области, стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Так, в Стратегии развития города Челябинска до 2020 года развитие малого и среднего предпринимательства определено «точкой роста» экономики города.

Особое значение малый и средний бизнес приобретает в наблюдаемых сегодня условиях нестабильности экономики (кризисных явлений), так как это динамичная форма хозяйствования, быстро приспосабливающаяся к изменяющимся условиям.

В то же время  ведение предпринимательской деятельности характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, ограниченностью финансовых средств и основных фондов. Поэтому необходимость развития малого и среднего предпринимательства признана на государственном уровне.

Системный подход к решению проблем развития предпринимательства  на региональном и муниципальном уровнях, с использованием программных методов, способствует последовательной работе, направленной на создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе и в Челябинской области.

Как говорилось выше, на территории Челябинской области действует Закон Челябинской области  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» от 27 марта 2008 г. № 250-ЗО27, который определяет порядок реализации полномочий органов государственной власти Челябинской области в области развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.

Основными принципами государственной политики в области  развития малого и среднего предпринимательства  в Челябинской области являются:

1) разграничение  полномочий по поддержке субъектов  малого и среднего предпринимательства  между органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления;

2) ответственность  органов государственной власти  Челябинской области и органов  местного самоуправления за обеспечение  благоприятных условий для развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

3) участие представителей  субъектов малого и среднего  предпринимательства, некоммерческих  организаций, выражающих интересы  субъектов малого и среднего  предпринимательства, в формировании  и реализации государственной  политики в сфере развития  малого и среднего предпринимательства,

4) участие представителей  субъектов малого и среднего  предпринимательства, некоммерческих  организаций, выражающих интересы  субъектов малого и среднего  предпринимательства в экспертизе  проектов нормативных правовых  актов Челябинской области, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

5) обеспечение  равного доступа субъектов малого  и среднего предпринимательства  к получению государственной  поддержки  в соответствии с условиями ее предоставления, установленными областными целевыми программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

В Челябинской  области существует несколько форм  поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и включает в себя:

1) финансовую  поддержку; 

2) имущественную  поддержку; 

3) информационную поддержку;

4) консультационную  поддержку; 

5) поддержку  субъектов малого и среднего  предпринимательства в области  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров;

6) поддержку  субъектов малого и среднего  предпринимательства в области  инноваций и промышленного производства;

7) поддержку  субъектов малого и среднего  предпринимательства в области  ремесленной деятельности;

8) поддержку  субъектов малого и среднего  предпринимательства, осуществляющих  внешнеэкономическую деятельность;

9) поддержку  субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность;

10) иные формы  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, оказываемые  за счет средств областного  бюджета в соответствии с областными  целевыми программами.

Необходимо отметить, что, несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, существует ряд сдерживающих факторов:

- несовершенство  нормативных правовых актов в сфере регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- недостаток  финансовых ресурсов для начала  и развития предпринимательской  деятельности, трудности в получении  кредитных ресурсов из-за их  высокой стоимости и отсутствия  или недостаточности залогового  обеспечения;

- недостаток  финансовых ресурсов на реализацию энергосберегающих технологий и технологий по применению возобновляемых (альтернативных) источников энергии и присоединение к электрическим, газораспределительным, тепловым сетям, сетям водоснабжения и водоотведения;

- недостаток  финансовых ресурсов на приобретение  информационных и коммуникационных  систем и технологий;

- отсутствие  информации о свободных земельных  участках и муниципальном имуществе;

- низкий уровень  профессиональной подготовки предпринимателей, недостаточное количество руководителей с инновационным типом мышления;

- недостаток  информации об открытии бизнеса,  ведения предпринимательской деятельности, видах поддержки предпринимательства;

- отсутствие  комплексной поддержки для начинающих  предпринимателей и субъектов молодежного предпринимательства;

- низкий уровень  социальной ответственности работодателей.

Необходимость содействия развитию малого и среднего предпринимательства определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они

- относятся  к вопросам регионального значения;

- носят комплексный характер, а их решение окажет положительное  влияние на социальное благополучие  общества и развитие экономики  Челябинской области;

- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов.

В целях развития малого и среднего предпринимательства  в РФ применяются следующие формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) финансовая;

2) имущественная;

3) информационная;

4) консультационная поддержка таких субъектов и организаций;

5) поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;

6) поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;

7) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства