Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 06:43, дипломная работа
Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств — крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых — специфика отраслей, их технологические особенности. Вместе с тем во многих странах мира все большее развитие получают малые предприятия. С одной стороны, проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны — менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 5
§ 1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства. 5
§ 1.2 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. 20
ГЛАВА 2 ФИНАНСОВАЯ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 45
§ 2.1 Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства 45
§ 2.2 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
Итак, малое предпринимательство — это совокупность независимых организаций различных организационно-правовых форм, осуществляющих предпринимательскую деятельность в небольших масштабах, соответствующие определенным требованиям, установленным действующим законодательством, выступающих как экономические субъекты рынка. Под субъектами малого предпринимательства понимаются как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Правовое регулирование деятельности государства в области поддержки и развития малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а на региональном уровне в соответствии с Законом Челябинской области от 28 марта 2007 г. № 250-ЗО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области». Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» называет три основных критерия для отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям: 1) это средняя численность работников за отчетный период; 2) относительная экономическая независимость от других лиц (в уставном капитале таких субъектов доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов); 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государственную (муниципальную) поддержку принято определять как создание государством, муниципальными образованиями экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентоспособности предпринимательства, а также как вложение в него материальных и финансовых ресурсов.
Развитие малого предпринимательства является необходимым условием повышения экономического уровня жизни общества. Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется через органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
В настоящее время действует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»26, направленный на поддержку малого предпринимательства, разработку мер по реализации этой поддержки. Данный Федеральный закон определяет основные цели, принципы и формы государственной поддержки в области развития малого предпринимательства.
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов
малого и среднего
2) обеспечение
благоприятных условий для
3) обеспечение
конкурентоспособности
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;
5) увеличение
количества субъектов малого
и среднего предпринимательства
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение
доли производимых субъектами
малого и среднего предпринимат
8) увеличение
доли уплаченных субъектами
Что касается государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Челябинской области (и областного центра, в частности) то необходимо отметить, что город Челябинск - крупный промышленный центр, 75 % продукции в общегородском объеме производства производят крупные промышленные предприятия и 25 % - субъекты малого и среднего предпринимательства. Ведущими отраслями области являются металлургия и машиностроение. В настоящее время на работу промышленного комплекса влияют такие факторы, как спросовые ограничения на продукцию металлургического комплекса и увеличение тарифов на услуги естественных монополий. В данных условиях возникает необходимость диверсификации крупного промышленного производства и увеличения объема продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, развитие области в соответствии с современными трендами в экономике, технологиях, информационном обеспечении.
Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом эффективной конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения - основной цели деятельности Правительства Челябинской области.
Малый и средний бизнес играет значительную роль в решении экономических и социальных задач области, так как способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, обеспечивает занятость и экономическую самостоятельность населения области, стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Так, в Стратегии развития города Челябинска до 2020 года развитие малого и среднего предпринимательства определено «точкой роста» экономики города.
Особое значение малый и средний бизнес приобретает в наблюдаемых сегодня условиях нестабильности экономики (кризисных явлений), так как это динамичная форма хозяйствования, быстро приспосабливающаяся к изменяющимся условиям.
В то же время ведение предпринимательской деятельности характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, ограниченностью финансовых средств и основных фондов. Поэтому необходимость развития малого и среднего предпринимательства признана на государственном уровне.
Системный подход к решению проблем развития предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях, с использованием программных методов, способствует последовательной работе, направленной на создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе и в Челябинской области.
Как говорилось выше, на территории Челябинской области действует Закон Челябинской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» от 27 марта 2008 г. № 250-ЗО27, который определяет порядок реализации полномочий органов государственной власти Челябинской области в области развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.
Основными принципами
государственной политики в области
развития малого и среднего предпринимательства
в Челябинской области
1) разграничение
полномочий по поддержке
2) ответственность
органов государственной
3) участие представителей
субъектов малого и среднего
предпринимательства,
4) участие представителей
субъектов малого и среднего
предпринимательства,
5) обеспечение
равного доступа субъектов
В Челябинской области существует несколько форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и включает в себя:
1) финансовую поддержку;
2) имущественную поддержку;
3) информационную поддержку;
4) консультационную поддержку;
5) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
6) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;
7) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности;
8) поддержку
субъектов малого и среднего
предпринимательства,
9) поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность;
10) иные формы
поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства,
Необходимо отметить, что, несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, существует ряд сдерживающих факторов:
- несовершенство нормативных правовых актов в сфере регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- недостаток
финансовых ресурсов для
- недостаток финансовых ресурсов на реализацию энергосберегающих технологий и технологий по применению возобновляемых (альтернативных) источников энергии и присоединение к электрическим, газораспределительным, тепловым сетям, сетям водоснабжения и водоотведения;
- недостаток
финансовых ресурсов на
- отсутствие
информации о свободных
- низкий уровень
профессиональной подготовки
- недостаток
информации об открытии
- отсутствие
комплексной поддержки для
- низкий уровень
социальной ответственности
Необходимость
содействия развитию малого и среднего
предпринимательства определяет целесообразность
использования программно-
- относятся к вопросам регионального значения;
- носят комплексный характер,
а их решение окажет
- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов.
В целях развития малого и среднего предпринимательства в РФ применяются следующие формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) финансовая;
2) имущественная;
3) информационная;
4) консультационная поддержка таких субъектов и организаций;
5) поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;
6) поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;
7) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства