Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 06:43, дипломная работа

Описание работы

Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств — крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых — специфика отраслей, их технологические особенности. Вместе с тем во многих странах мира все большее развитие получают малые предприятия. С одной стороны, проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны — менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 5
§ 1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства. 5
§ 1.2 Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. 20
ГЛАВА 2 ФИНАНСОВАЯ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 45
§ 2.1 Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства 45
§ 2.2 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109

Файлы: 1 файл

диплом Татьяна-1.doc

— 784.50 Кб (Скачать файл)

3) инновационная  деятельность;

4) сельское хозяйство,  рыболовство, рыбоводство;

5) здравоохранение,  образование и предоставление  социальных услуг;

6) услуги по  организации внутреннего, въездного  туризма.

Срок рассмотрения обращений субъектов малого и  среднего предпринимательства об оказании финансовой поддержки не должен превышать  шестидесяти календарных дней.

Федеральным законом  № 209-ФЗ в ст. 14 установлены определенные ограничения на предоставление поддержки малым и средним предпринимателям органами местного самоуправления.

Так, поддержка  не может оказываться, в частности, в отношении следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся  кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся  участниками соглашений о разделе  продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся  нерезидентами Российской Федерации,  за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Финансовая поддержка, предусмотренная  ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень, гравий, глины и т.д.).

В оказании поддержки должно быть отказано так же в случае, если:

- не представлены документы, определенные соответствующими муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;

- не выполнены условия оказания поддержки;

- ранее в отношении заявителя – субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;

- с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Кроме того, Положением «О предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства г. Челябинска» предусмотрены следующие требования к участникам конкурса на предоставление субсидий:

- регистрация  на территории города Челябинска;

- отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;

- осуществление деятельности по видам, в отношении которых может быть оказана финансовая поддержка согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. 
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- ненахождение в стадии реорганизации, ликвидации, банкротства, неограничение в правовом отношении в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- выплата среднемесячной заработной платы работникам в текущем году в размере не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Челябинской области;

- предоставление к возмещению затрат, по которым ранее не была оказана финансовая поддержка из средств бюджета города Челябинска или средств вышестоящих бюджетов.

Порядком о  предоставлении субсидий субъектам  малого и среднего предпринимательства  Еманжелинского муниципального района Челябинской области, помимо перечисленных  выше условий установлены дополнительные: срок осуществления предпринимательской деятельности, который не может быть менее одного года; создание новых или сохранение действующих рабочих мест в текущем финансовом году; отсутствие задолженности по арендной плате за муниципальное имущество и земельные участки57.

Помимо предусмотренных  федеральным законодательством, а  также Положением «О предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства г. Челябинска», Порядок предоставления субсидий субъектам  малого и среднего предпринимательства  Копейского городского округа Челябинской области в 2012 – 2014 гг.» устанавливает такие дополнительные условия предоставления субсидии как создание новых или сохранения действующих рабочих мест в текущем финансовом году; прирост или сохранение объема налоговых отчислений в бюджеты всех уровней в текущем финансовом году58.

Все эти ограничения  на предоставление финансовой поддержки  малому бизнесу установлены с  целью обеспечить эффективное, целевое  использование публичных финансов и добиться максимальной результативности предпринимательской деятельности в интересах развития рыночной экономики.

Рассмотрим  подробнее условия предоставления в г. Челябинск субсидий по оплате процентов по кредитам российских кредитных организаций, привлеченным с целью осуществления капитальных вложений и лизинговых платежей по договорам лизинга.

Положение «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства города Челябинска» (в ред. от 25.02.2013 г.59) выделяет следующие условия предоставления субсидий. Субсидии на возмещение затрат по оплате процентов по кредитам и лизинговых платежей предоставляется при условии своевременной уплаты субъектом предпринимательства процентов за пользование кредитом, а так же погашения кредита и лизинга в соответствии с графиком платежей. Предметом возмещения являются суммы процентов по кредиту и лизингу уплаченных в текущем году и (или) году, предшествующем обращению за предоставлением субсидии. В случае невыделения лизинговой компанией из суммы общего лизингового платежа  лизингового процента сумма лизингового процента определяется как разница между лизинговым платежом и его частью, предназначенной для возмещения затрат лизинговой компании по приобретению имущества. Отсутствие просрочек при уплате субъектом предпринимательства кредита, говорит о его финансовой стабильности. С одной стороны может показаться, что субъектам предпринимательства и так имеющим достаточно стабильную финансовую ситуацию – такая поддержка не нужна, однако если бы не было предусмотрено условий об отсутствии просрочек, это привело бы к использованию субсидий экономически неэффективными предприятиями, что привело бы к нецелевому использованию публичных финансов и увеличению коррупции.

Помимо качественных условий указанных выше Положение  «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства города Челябинска» выделяет так же количественные условия предоставления субсидий. К таковым в частности можно отнести следующее ограничение - субсидия по кредиту (лизингу) предоставляется в размере двух третьих суммы уплаченных по кредиту (лизингу) процентов. Размер субсидии по кредиту и лизингу, предоставляемой одному субъекту предпринимательства в рамках текущего финансового года, не может превышать 500 тысяч рублей60.

Муниципальным служащим необходимо тщательно анализировать  сведения о деятельности субъекта малого или среднего предпринимательства, обратившегося за муниципальной финансовой поддержкой, проверять представленные им документы, пользоваться иными источниками информации.

В 2009 году в рамках финансовой поддержки было выделено субсидий на 78 890,024 тыс. рублей. Ежегодно в рамках проекта бюджета утверждаются сумма средств, которая будет направлена на финансовую поддержку малого бизнеса.

Предоставление  субсидии субъектам предпринимательства с целью возмещения затрат, связанных с ведением предпринимательской деятельности, осуществляется на основании конкурса. Информация о проведении конкурса размещается на официальном сайте Администрации города Челябинск.

Для участия  в конкурсном отборе на предоставление субсидий в городе Челябинск субъект предпринимательства должен представить Организатору следующие документы:

  1. заявление о предоставлении субсидии;
  2. выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), выданную не ранее 1 месяца до даты подачи заявления об участии в конкурсе;
  3. справки об отсутствии задолженности по налоговым и страховым  платежам, выданные не ранее 1 месяца до даты подачи заявления об участии в конкурсе;
  4. копию заявления о  подтверждении основного вида экономической деятельности (для работодателей), заверенную субъектом предпринимательства;
  5. копии бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах деятельности субъекта предпринимательства (иной предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документации, если субъект предпринимательства не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс) за год, предшествующий году обращения, заверенные субъектом предпринимательства;
  6. копии форм «Сведения о среднесписочной численности работников» за 2 последних года, предшествующих году обращения, с отметкой налогового органа, заверенные субъектом предпринимательства;
  7. копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР) за год, предшествующий году обращения, и за текущий отчетный период, предшествующий периоду обращения, заверенные субъектом предпринимательства.

Помимо указанных  документов субъекту предпринимательства необходимо будет предоставить, в зависимости от вида предоставляемой субсидии, также дополнительные документы, перечень которых содержится в пп. 20 – 24 Положения «О предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства г. Челябинска».

Прием документов на участие в конкурсе осуществляется в течение 30 календарных дней со дня опубликования информационного сообщения о проведении конкурса на официальном сайте Администрации города Челябинска. Организатор проводит экспертизу представленного пакета документов в течение не более семи рабочих дней и в случае его соответствия всем требованиям субъект предпринимательства признается участником конкурса.

Конкурсная  комиссия определяет победителей конкурсного  отбора по бальной шкале, руководствуясь следующими критериями:

  1. Бюджетная эффективность - отношение объема налоговых поступлений от субъекта предпринимательства в бюджеты всех уровней в текущем году к размеру предоставляемой субсидии. Чем выше данный показатель, тем больше балов набирает участник конкурса.
  2. Социальная эффективность - отношение среднемесячной заработной платы работников к величине прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в Челябинской области.
  3. Значимость вида экономической деятельности для города. Так, согласно Положению «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства города Челябинска»  обрабатывающие производства, строительство, научные исследования и разработки, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь имеют наибольшую значимость по сравне<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times N

Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства