Правовое просвещение в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:46, дипломная работа

Описание работы

Проблемы правового поведения субъекта в условиях современного общества, специфика правосознания и правовой культуры всегда являлись значимыми в контексте анализа комплекса различных правовых явлений, в том числе правовой культуры, правосознания, правового поведения, законности и правопорядка. Более того, исследование всех вышеуказанных проблем может быть осуществлено только на основании точного и правильного понимания юридического просвещения, осознания значимости данного явления в разрезе учения о ценности права. В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к юридическому просвещению, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1 Понятие и сущность правового просвещения.
1.2 Механизм, формы и методы правового просвещения.
2. ЮРИДИЧЕСКОЕA ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ.
3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
3.1. Место школы в структуре субъектов юридического (правового) просвещения.
3.2. Педагогика ненасилия.
3.3. Педагогика здорового потребительства.
3.4. Педагогика духовно-нравственных основ семьи.
3.5. Нравственная гигиена социума. 3.6. Педагогика правового воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1.1 Понятие и сущность  правового просвещения.

1.2 Механизм, формы и методы правового просвещения.

2. ЮРИДИЧЕСКОЕA ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ.

3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ  К ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 

3.1. Место школы  в структуре субъектов юридического                       (правового) просвещения.

    3.2. Педагогика  ненасилия.

    3.3. Педагогика  здорового потребительства.

    3.4. Педагогика духовно-нравственных основ семьи.

3.5. Нравственная  гигиена социума.                                                                                       3.6. Педагогика правового воспитания.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ 

 
 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Модернизация  отечественного общества актуализировала  проблемы процесса правового  просвещения в России. Президент  России Дмитрий Медведев утвердил  Основы государственной политики  Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Кремля. "Настоящие Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства1".

 Проблемы правового поведения субъекта в условиях современного общества, специфика правосознания и правовой культуры всегда являлись значимыми в контексте анализа комплекса различных правовых явлений, в том числе правовой культуры, правосознания, правового поведения, законности и правопорядка. Более того, исследование всех вышеуказанных проблем может быть осуществлено только на основании точного и правильного понимания юридического просвещения, осознания значимости данного явления в разрезе учения о ценности права. В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к юридическому просвещению, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе. Конец ХХ столетия, характеризовавшийся бурными общественно-политическими преобразованиями, в том числе крушением государственности и ростом числа совершенных противоправных деяний стал временем, когда юридическому просвещению личности практически не уделялось внимание. Между тем, становление Российской Федерации как правового, демократического государства возможно только в случае повышения уровня правовой культуры населения, формирования в общественном сознании идеалов законности, отношения к праву как к универсальной ценности общества.  Очевидно, что добиться этих целей невозможно без продуманных и эффективных механизмовA

 Ведущей,  движущей силой поведения и  развития личности становятся  ее ценностные ориентации, потребности,  мотивы. Именно их формирование  является важной задачей отечественного  юридического просвещения. В процессе  образовательной деятельности у субъекта формируется определенный "образ права" (это отражение форм социально-правового воздействия, складывающегося в сознании индивида). Правосознание определяется и как реакция людей на феномен права, - ведь последнее действительно воздействует на сознание субъектов, влияет на образ их мыслей, формируя представления о должном, желаемом и запрещаемом. Правовое сознание формируется на базе восприятия личностью правовых идей, позиций и мнений, осмысления правового регулирования.

 Изучая механизмы  воздействия на правосознание в процессе образовательной деятельности, исследователи обратили внимание на важность вопросов, связанных с созданием целенаправленной системы формирования правового мышления. Его уровень в личностном и массовом аспекте оказывает заметное влияние на состояние правовой культуры общества.

 О правовом  мышлении первоначально заговорили  в криминологическом аспекте.  Однако вскоре стало ясно, что  данная категория является весьма  важной при исследовании проблем  правового просвещения, а также  формирования правосознания и правовой культуры личности. Правовое мышление представляет собой способ существования человека и общества, способ жизнедеятельности индивида, а также средство адаптации к окружающей среде и ее преобразованию. Процесс его формирования осуществляется в системе общего образования поэтапно с учетом возрастных и психолого-физиологических особенностей индивида.

 Анализ состояния  научной разработки проблемы  позволяет констатировать, что, несмотря  на наличие большого количества  фундаментальных работ по различным юридическим аспектам правового воспитания, относящихся к советскому периоду, роль правового просвещения и модели его практического осуществления до сих пор остаются предметом различных споров. Не случайно только сейчас  сложилась общегосударственная концепция правового просвещения. Роль правового просвещения  как вектора самостоятельного направления правовой политики государства в рамках решения образовательных и социальных проблем недооценивалась. И только с приходом на пост президента России профессионального юриста – преподавателя государство выработало концепцию правового просвещения до 2020 года. В связи с этим особую остроту приобретает необходимость комплексного рассмотрения юридического просвещения школьников, что и определило актуальность исследования.

 Попытка  именно такого рода исследования  и предпринята в данной работе.

 Цель работы – исследование  механизмов юридического просвещения школьниковA в РФ.

 Объект дипломного  исследования общественные отношения  в сфере правового просвещения, предмет же – исследования правового просвещения.A

 В соответствии  с целью поставлены и решаются  следующие задачи: исследование  юридического просвещения в школеA;

анализ понятия, механизма и форм юридического просвещения;

рассмотрение  новых подходов к организации правового воспитания школьников;

изучение роли семьи и школы в процессе правового просвещения школьников.

В современной  юриспруденции и концепциях государственной  политики борьбы с правовым вакуумом и с преступностью все большее  внимание уделяется развитию системы юридического просвещения, противодействию процветанию правового нигилизма и обеспечению процесса формирования духовной личности.

В данной работе рассматриваются только социально-педагогические и социально-психологические аспекты юридического просвещения несовершеннолетних, - социально-экономические вопросы и юридическое просвещение совершеннолетних не затрагиваются.

Кроме того, специально не рассматривается тема юридического просвещения в дошкольных детских  учреждениях. Это сделано, с одной стороны в целях ограничения дополнительного увеличения объема диплома, с другой – презюмируется, что многие разделы из школьного юридического просвещения с учетом возраста детей могут использоваться в дошкольных учреждениях.

Следует также оговориться, что эта работа в силу неразработанности многих аспектов юридического просвещения носит преимущественно теоретический характер, хотя в соответствующих разделах все-таки предлагаются конкретные, практические рекомендации.

Решение сформулированных исследовательских задач в дипломе осуществляется на основе Конвенции о правах ребенка ООН и рекомендательных актов этой организации, а также норм, регулирующих правоохранительные, семейные отношения, отношения в сфере образования, как на уровне федерального законодательства,  и  подзаконных актов, касающихся проблем борьбы с преступностью среди несовершеннолетних. 

При разработке теоретических вопросов этой темы автор  опирался на выводы философа права  И.А.Ильина, криминологов Аванесова  Г.А. и Антоняна Ю.М., педагога Макаренко А.С., психолога Флоренской Т.А., психоаналитика Э.Фромма. 

Положения и  выводы исследования анализировались  с позиций новейшей научной интеракционистской диалектики2.

Наряду с  этим в дипломной работе используется метод идеалистической школы философии права Гегеля с теми поправками, которые внес Чичерин Б.Н3. Близким к этому подходу можно назвать позицию немецкого криминолога Э.Рессмана, который в статье “метод исследования”   словаря-справочника по криминологии пишет: “Исследователь в процесс интерпретации знаний, информации принимает теоретические и оценочные решения, имеющие четко выраженный субъективный характер. Поэтому постоянно подчеркиваемая объективность науки есть не что иное, как моральное и этическое требование добиться идеального состояния”4.

В дипломной  работе используются также сравнительный, социологический (анкетирование, интервьюирование, экспертных оценок, контент-анализ), математико-статистические методы. A

Эмпирическую  базу исследования составили:

  • социально-психологический опрос 108 учеников в двух восьмых и двух десятых классов  средней школы № 5 г. Кургана , проведенный в феврале 2011 г. Количество участников опроса хотя и не представляет многочисленную выборку, тем не менее, является достаточным, чтобы считаться репрезентативным для требований дипломной работы. Опрос состоял из трех скрепленных друг с другом тестов. Первый тест, состоящий из 106 вопросов был направлен на выявление комплексных задач: а) условий воспитания в семье; б) проведения досуга; в) степени потребительского отношения к жизни и приверженности материальным ценностям; г) уровня правосознания; д) уровня нравственных и духовных ценностей; е) криминогенных черт и установок у учеников. Второй тест А. Басса и А. Дарки (75 вопросов) был направлен на выявление уровня агрессивности и враждебности у учеников. И, наконец, третий тест, Басса Б., состоящий из 27 вопросов – на оценку ориентированности личности (на себя – эгоцентризм, на общение или совместное выполнение дел)5.
  • материалы 40 уголовных дел в отношении несовершеннолетних подсудимых, которые были изучены в архиве городского суда г. Кургана в  марте 2011 гA.

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты системы правового просвещения в Российской Федерации

 

1.1 Понятие и сущность правового просвещения

 

В российском современном обществе правовое просвещение становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ.6

Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.

Обычно говорят о  юридическом просвещении в широком  и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее о правовой социализации человека, когда он «просвещается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Правовое просвещение в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

А.А.Кваша определяет правовое просвещение через его  составные элементы: «правовое просвещение  состоит в передаче, накоплении и  усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву  и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон».7

К.В.Науменкова в статье «Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков» отмечает: «правовое просвещение можно  определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры».8

Под правовым просвещением в «Теории государства и права» под редакцией Н.И.Матузова и А.В.Малько понимается «целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм».9

Есть еще ряд определений  правового просвещения, но все они  сводятся к необходимости формирования в человеке правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. Анализируя вышесказанное, подытожим: правовое (юридическое) просвещение есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции и т.д.

Правовое просвещение  неразрывно связано, и реализуется  через правовое образование –  непосредственное получение знаний. Просвещение  не может происходить  без воспитания,  и обучение, так  или иначе, оказывает воспитательный эффект. Правовое просвещение – это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания».10

Информация о работе Правовое просвещение в старших классах