Правовое просвещение в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:46, дипломная работа

Описание работы

Проблемы правового поведения субъекта в условиях современного общества, специфика правосознания и правовой культуры всегда являлись значимыми в контексте анализа комплекса различных правовых явлений, в том числе правовой культуры, правосознания, правового поведения, законности и правопорядка. Более того, исследование всех вышеуказанных проблем может быть осуществлено только на основании точного и правильного понимания юридического просвещения, осознания значимости данного явления в разрезе учения о ценности права. В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к юридическому просвещению, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1 Понятие и сущность правового просвещения.
1.2 Механизм, формы и методы правового просвещения.
2. ЮРИДИЧЕСКОЕA ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ.
3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
3.1. Место школы в структуре субъектов юридического (правового) просвещения.
3.2. Педагогика ненасилия.
3.3. Педагогика здорового потребительства.
3.4. Педагогика духовно-нравственных основ семьи.
3.5. Нравственная гигиена социума. 3.6. Педагогика правового воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

  В качестве вывода этого раздела по педагогике ненасилия необходимо сказать следующее. Во многих западных странах, как пишет Первова И.Л.., получает широкое распространение концепция целенаправленного формирования в системе общего образования социальных навыков, необходимых каждому ребенку для успешной социализации.94 В своем широком понимании социальные навыки подразумевают успешное регулирование ребенком своих эмоций и отношений со сверстниками и взрослыми, способность соизмерять уровень своих притязаний с реально имеющимися возможностями, умение идти на компромисс, адекватно воспринимать критику, сотрудничать со сверстниками и со старшими, проявлять эмпатию, избегать конфликтов, серьезных личных, бытовых и учебных проблем.

 

 

3.3. Педагогика здорового потребительства.

 

Данный компонент  юридического просвещения ориентирован, как это можно предположить, на раннюю профилактику корыстных преступлений несовершеннолетних, составляющих абсолютное большинство в структуре этой преступности (в среднем около 70%). Выше уже неоднократно показывалось, что в системе корыстной мотивации несовершеннолетних доминирующее значение занимают такой мотив как корысть-потребительство95 и близко связанный с ним корысть-паразитизм96. Распространение потребительских установок сегодня характерно для большинства несовершеннолетних. Так согласно всероссийскому опросу только 1,2% школьников в качестве важной для себя цели в жизни называют служение людям97. В проведенном школьном опросе  служение людям как цель в жизни выбрали 6,48% респондентов (при анкетировании эта цель могла быть выбрана из списка из 9 значений наравне с двумя другими значимыми для респондента целями). В то же время такую цель как “жить в свое удовольствие” выбрали 25,25% школьников.

Целью педагогики здорового потребительства являются формирование у  учащегося способности  ориентироваться и  противостоять  на личностном уровне деструктивным “искушениям” быстро утверждающейся в России идеологии потребительского общества, а также способности учащегося правильно организовывать свой досуг. Можно говорить, что в определенной мере философские основы для появления такого рода педагогики заложил Э. Фромм в своих работах “Быть или не быть”, а также “Анатомия человеческой деструктивности”. 

Эрих Фромм  писал, что “в XX веке характер человека стал отличаться значительной пассивностью и ориентацией на ценности рынка. Современный человек, безусловно, пассивен большую часть досуга. Он – вечный потребитель. Он “поглощает” напитки, пишу, лекции, зрелища, книги, кинофильмы. Все потребляется, проглатывается. Мир предстает как огромный предмет вожделений: большая бутылка, большое яблоко, большая грудь. Человек превращается в сосунка, вечно ожидающего и вечно разочарованного” 98. По Э. Фромму капиталистическое общество посредством чрезвычайного изобилия товаров и рекламы развивает патологию потребительства99. У человека умышленно создают иллюзию, что ему нужно все, производящееся на продажу. Жадность порождает агрессию: “В нашей культуре жадность значительно усиливается теми мероприятиями, которые призваны содействовать росту потребления… алчущий, у которого нет достаточных средств для удовлетворения своих желаний, становится нападающим”.100

Помимо простой  констатации патологического влияния  на человека общества потребительства, Э. Фромм развивает теорию о простых  и вдохновляющих стимулах, необходимых  для удовлетворения такой экзистенциальной потребности человека, которую Фромм охарактеризовал, как потребность в возбуждении. И Фромм выделяет два вида стимулов, необходимых для обеспечения потребности человека в возбуждении: это собственно простые символы и вдохновляющие стимулы. Первые приводят к влечениям, а вторые мобилизируют стремления, то есть такие реакции, в ходе которых человек активно устремляется к определенной цели101. Далее он пишет, что различение двух категорий стимулов (раздражителей) и двух типов реакций имеют важные последствия. Стимулы первой категории – “простые” – в случае повторения сверх меры перестают действовать (это связано с нейрофизиологическим принципом экономии: мозг просто перестает реагировать на сигналы возбуждения, ибо в случае слишком частых повторений они больше не воспринимаются как важные). Для того, чтобы стимул действовал долго, необходимо введение какого-либо элемента новизны: то есть надо что-то менять в раздражителе (содержание, форму или интенсивность воздействия).

Активирующие (вдохновляющие) стимулы действуют совсем по-другому. Они никогда не остаются теми же самыми, они постоянно изменяются уже хотя бы потому, что вызывают творческую реакцию, и потому всегда воспринимаются, как “в первый день творения”102. Тот, кого стимулируют (“стимулируемый”), сам одухотворяет свой стимул и видит его каждый раз в новом свете, ибо открывает в нем все новые и новые грани. Между стимулом и “стимулируемым” возникает отношение взаимодействия, здесь нет механического одностороннего воздействия по типу бихевиористских стимул – реакция (Фромм приводит примеры классической литературы и дешевых романов, последние из которых при втором прочтении вызывают тоску и навевают сон).

И далее он пишет, что “современное индустриальное общество ориентировано почти исключительно  на такого рода “простые стимулы”: секс, накопительство, садизм, нарциссизм, деструктивность”103. Этим стимулы воспроизводят средства массовой информации (радио и телевидение, кино и пресса). Их поставляет также потребительский рынок. По сути дела, вся реклама построена на стимулировании у потребителя желаний и потребностей. Механизм ее действия очень прост: простой стимул (S) - прямая пассивная реакция (R). Этим-то и объясняется необходимость постоянной смены раздражителей: необходимо, чтобы воздействие стимулов не прекращалось (Фромм на этом основании приводит примеры смены автомобилей, которые перестают приводить в “восторг”, смену сексуальных “партнеров”).

В результате этих рассуждений Фромм формулирует  закономерность: чем “проще” стимул, тем чаще нужно менять его содержание или интенсивность; чем утонченнее стимул, тем дольше он сохраняет свою привлекательность и интерес для воспринимающего субъекта и тем реже он нуждается в переменах.104 И так как в обществе потребления абсолютное распространение имеют быстро “истощаемые” простые стимулы, то последствием неудовлетворенной потребности в возбуждении становятся хронические депрессии и скука (тоска). По этому поводу Фромм пишет: “Можно сказать, что сегодня одна из главных целей человека состоит в том, чтобы “убежать от собственной скуки”. Только тот, кто правильно оценивает интенсивность реакции на ничем не компенсированную скуку, может представить себе силу импульсов, которые способна вызывать скука”105. Причем, Фромм указывает, что сиюминутное возбуждение, через развлечение, шоу, алкоголь, секс все равно ничем не могут “заглушить” неприятное ощущение пустоты, ибо на бессознательном уровне человек все равно пребывает в тоске, ему скучно. Он пишет, что если бы доминирующими настроениями в нашем обществе были бы надежда и любовь к жизни, то никогда бы некомпенсированная скука и депрессии не встречались так часто.

Как итог своеобразного  привыкания к действию простых стимулов становится формирование потребительским  обществом распространенного “садистко-эксплуататорского  характера” человека, стремящегося к эксплуатации и господству над другими людьми. Вдохновляющие же стимулы приводят к становлению продуктивной творческой личности, жаждущей “любить, дарить, делиться с другими”106.

. Сам Эрих  Фромм уже в другой своей  книге “Иметь или быть” писал о необходимости убеждать людей, что “потребление  часто порождает пассивность, что потребность в быстрой смене впечатлений и новизне, удовлетворяемая только консьюмеризмом, является отражением нашего внутреннего беспокойства, бегством от самого себя; что погоня за все новыми и новыми занятиями или вещами – это лишь средство самозащиты, страх оказаться наедине с самим собой или с другим человеком” 107

Основной задачей педагогики здорового потребительства должно быть формирование у учащегося чувства собственного достоинства, ведь только обладающий им человек может иметь активную гражданскую позицию, иметь свое обоснованное мнение, быть полноценной личностью. Нельзя сказать, что современная идеология потребительского обществе не имеет такой цели –  там она другая. Формирование чувства собственного достоинства происходит в ней по другим основаниям и другими методами. “Ты крут”, - говорится в рекламе, “и будешь еще круче, если купишь то-то”.  Чувство собственного достоинства в этой пропаганде развивается по линии: иметь, обладать, стяжать, эксплуатировать. 

В воспитании подлинного чувства собственного достоинства  ставятся совершенно другие акценты: не иметь, но быть. Речь идет не о достоинстве  человека-потребителя, а достоинстве  духовном, которое должно стать ядром формирования здорового и крепкого правосознания, без которого даже самые совершенные нормы права безжизненны - и в этом отношении педагогика здорового потребительства играет самое непосредственное значение в формировании такого правосознания.  

Воспитание же такого чувства жизненно необходимо для “борьбы за право” во все  еще неправовом обществе.  Иван Ильин  пишет: “Политический режим, не взращивающий в народе чувство собственного достоинства, обречен на то, чтобы разложиться  однажды от торжества частной корысти над общим интересом и пошлости над духом”108. Или наоборот: “Народ, не умеющий уважать свое духовное достоинство, создает недугующую власть, вынашивая больное самочувствие и больную идеологию… Создавая свою власть, такой народ не умеет передать ей ни чувств собственного достоинства, ни уважения к себе” 109.

Принципиальными условиями формирования чувства  собственного духовного достоинства  в педагогике здорового потребительства  должны быть воспитание таких качеств  как культура воздержания личности и культура скромности.

Первое из названных  качеств предусматривает, что в  основе отношения человека к своему природному началу лежит воздержание , несущее в себе несомненный духовно-нравственный смысл. Как писал Макаренко А.С., при одновременном воспитании в ребенке способности к движению, к энергии, действию, необходимо “одновременно создавать и способность к торможению” 110. Так, достигая посредством разума господства над наклонностями естества, человек тем сам утверждает себя как личность. Если природе человека свойственно желать, то личности свойственно избирать: достоинство личности как раз состоит в том, что она избирает такой путь самоосуществления, который соответствует постулатам разума и требованиям совести человека.

С культурой  воздержания теснейшим образом связана скромность, которая также характеризует личность с точки зрения ее отношений к самой себе, но она также составляет неотъемлемую черту предельно честного отношения к жизни. Правильная ценностная ориентация человека не позволит ему переоценить свои заслуги и преимущества, а также формировать неоправданные потребности (при которых возникает сильное искушение удовлетворить их преступным путем). Вообще существует определенная закономерность в том, что чем благороднее, интеллектуально одареннее и духовно содержательнее человек, тем он скромнее, искреннее и проще.

Дополнительно следует предположить, что идеология  потребительского общества ориентируется  на формирование человека экстравертивного типа (это  соответствует ее линии “иметь”). Традиционная же культура России основывается на формировании человека интравертивного типа (линия “быть”). Экстравертивная и интравертивная установки представляют собой два уровня, две ступени в плане осуществления достоинства, честности и благородства. Так, если для экстравертивной личности нравственное достоинство является залогом и гарантией ее уважения в обществе, то для интравертивной личности ее нравственное и духовное достоинство является естественным стремлением быть самой собой: следование внешнему нравственному авторитету сменяется для него стремлением к духовному совершенству.

В качестве практических рекомендаций по педагогике здорового  потребительства следует предложить следующее:

1. Необходимо  формирование целенаправленной  политики общеобразовательного учреждения по реализации принципа “полной занятости” учащихся, что становится постепенно возможным по мере восстановления доступного досуга для несовершеннолетних. Данная идея заключается в том, что социальные педагоги учебного заведения собирают сведения о характере проведения свободного времени учащимся, начиная с 1 класса. В случае своевременного установления того, что характер проведения несовершеннолетним свободного времени становится преимущественно “праздным”, связанным с бесцельным времяпровождением на улице, педагог принимает все возможные меры, чтобы привлечь учащегося к другой, более продуктивной форме проведения досуга.

2. Необходимо  изменить подходы к трудовому  воспитанию учащихся, расширив его  значение и приблизив уроки  труда к сфере жизнедеятельности современного человека (демонстрации простейшего ремонта бытовой и компьютерной техники, устройство автомастерских, введению основ садово-огороднического искусства, цветоводства, ухода за домашними животными, – не все из предложенного требует значительных средств).

3. Необходимо  введение практики основ социального  служения и сотрудничества учебного  заведения с органами социальной  защиты: оказание помощи учащимися  по уходу за престарелыми, инвалидами, больными. Успех такого служения, степень мотивации учащихся к  этому во многом зависит от талантливой организации этого процесса. Вообще следует в меньшей степени ориентироваться на “развлекательную” форму организации свободного времени учащихся, а больше ориентироваться на ту деятельность, которая может реально осознаваться ими как социально-полезная (что, на самом деле, очень понятно душе ребенка). Такая ориентированность организации школы будет в большей степени формировать у учащихся духовно-нравственную позицию жить не по принципу “хочу”, а принципу “нужно”.

Информация о работе Правовое просвещение в старших классах