Правовое просвещение в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:46, дипломная работа

Описание работы

Проблемы правового поведения субъекта в условиях современного общества, специфика правосознания и правовой культуры всегда являлись значимыми в контексте анализа комплекса различных правовых явлений, в том числе правовой культуры, правосознания, правового поведения, законности и правопорядка. Более того, исследование всех вышеуказанных проблем может быть осуществлено только на основании точного и правильного понимания юридического просвещения, осознания значимости данного явления в разрезе учения о ценности права. В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к юридическому просвещению, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1 Понятие и сущность правового просвещения.
1.2 Механизм, формы и методы правового просвещения.
2. ЮРИДИЧЕСКОЕA ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ.
3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
3.1. Место школы в структуре субъектов юридического (правового) просвещения.
3.2. Педагогика ненасилия.
3.3. Педагогика здорового потребительства.
3.4. Педагогика духовно-нравственных основ семьи.
3.5. Нравственная гигиена социума. 3.6. Педагогика правового воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

Целью правового просвещения  является формирование теоретической  основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения.11

с принятием  концепция правового просвещенияна Aпериод до 2020 года право отнесено к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся, формирующих основы правовой компетентности, необходимой для жизни в современном обществе. Однако правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.

Таким образом, правовое просвещение есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и  целенаправленный процесс воздействия  на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

 

 

1.2 Механизм, формы и методы правового просвещения

 

Многие правовые ценности, имея основу и происхождение в  моральных нормах, усваиваются личностью  в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы  и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание и специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Система правового просвещения охватывает, с одной стороны, различные категории воспитываемых граждан, с другой — деятельность государственных органов по осуществлению просветительной функции. Для одних из них эта функция является основной, главной – это юридические факультеты и вузы, Академия и школы МВД, юридические техникумы, народные университеты и факультеты правовых знаний и т.п., для других — только одной из функций: Советы народных депутатов, суд, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и т.п.12

В механизме правового просвещения представляется возможным выделить следующую последовательную цепь звеньев:

1) общественное правовое  сознание;

2) систему норм права;

3) формы и средства  правового просвещения;

4) правосознание личности, которое необходимо обогатить  идеями, содержащимися в правосознании общественном.

Правовая информация, т.е. определенная совокупность сведений о праве как эффективном регуляторе общественных отношений, является своего рода стержневой нитью, связывающей  в последовательном порядке все  структурные элементы рассматриваемого механизма, и придает этой связи импликативный характер. На уровне первых трех элементов механизма правовая информация выступает в роли информации дескриптивной (оповещающей), на уровне четвертого элемента (правосознания воспитуемых) — превращается, при глубоком ее усвоении, в информацию прескриптивную (командную).

Взятая в системе, совокупность всех четырех элементов придает  механизму устойчивый, стабильный и  в то же время чрезвычайно гибкий и глубоко динамичный характер. При  этом первый и четвертый элементы образуют внутреннюю (духовную) часть рассматриваемого механизма, второй и третий — внешнюю, инструментальную часть. Оба звена этой наружной части выполняют относительно самостоятельную роль «передаточного механизма» между общественным и индивидуальным правосознанием.

Общественное правосознание  является начальным структурным  звеном механизма, а правосознание  личности, которое необходимо обогатить  и пронизать идеями, содержащимися  в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма. Между этими крайними элементами механизма расположено еще несколько компонентов, без которых трудно представить себе функционирование сложного процесса юридического просвещения людей.

В реальной правовой действительности идеи, содержащиеся в общественном правосознании, находят свое непосредственное «материальное» воплощение в нормах права, с которыми сталкивается личность в процессе правового просвещения. Важнейшей составной частью механизма юридического просвещения является вырабатываемая правовой наукой и правопедагогической практикой система форм и средств, используемых в качестве социально обусловленных инструментов процесса правового воспитания.

Правовое просвещение  включает в себя следующие составные  части:

  • субъекты воздействия (органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность);
  • объекты воздействия (отдельные граждане или группы населения);
  • совокупность мероприятий юридического (правового) просвещения, осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.

Основные элементы механизма  правового просвещения это, прежде всего формы, т.е. конкретные способы  организации процесса юридического просвещения:13

1. Правовая пропаганда - распространение определенных  правовых идей и ценностей.  Необходимость в соблюдении норм  права, где необходимы различные  способы агитации.

2. Правовое обучение - данная форма довольно распространена, но по независящим причинам, не всегда доходит до каждого и в этом плане более действенна следующая форма.

3. Юридическая практика - как бы не старалось вести  активную пропаганду, какие бы  силы и средства не выделялись, но если юридическая практика  органов суда, прокуратуры, правоохранительных органов будет носить поверхностный характер, а значит не всегда точный и справедливый, общество нельзя будет убедить в том, что соблюдение права - это необходимость, к тому же довольно выгодная с любой точки зрения законопослушного гражданина.

4. Самовоспитание - это самая эффективная форма воспитания, именно она опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.

Любая форма правового  просвещения выступает как внешнее  выражение, оформление воздействия, его  определенная внешняя организация, а средство юридического просвещения представляет собой канал, источник правовой информации с помощью которого осуществляется правовое просвещение.

Если форма просвещения  показывает, как организационно оформлено  правовое идеологическое воздействие на объекты, то средство юридического просвещения — при помощи чего оно осуществляется.

В процессе правового  просвещения должны активно использоваться все имеющиеся группы форм юридического просвещения:14

  • профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля);
  • правовое просвещение населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации и т.п.);
  • правовое просвещение правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами (деятельность по юридическому просвещению суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.).

В современных условиях применяются и другие разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; работа по  правовому просвещению в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).15

Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе.

К формам работы по правовому  прсвещению через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.

В последнее время наблюдается положительная тенденция влиять на молодежную аудиторию через кинематограф. Дается  зрителю мощный посыл, поскольку в подростковой среде слова из уст любимого героя – это самое авторитетное мнение. На смену героя 90-тых из кинофильма «Брат» приходят новые герои фильмов «Убойная сила», «Кадетство», «Кремлёвские курсанты» и ему подобных.

Такой «продвинутый»  метод правового воспитания, по всей видимости, не только имеет право  на существование, но и является достаточно эффективным, так как формирование гражданственности осуществляется ненавязчиво, в понятной и доступной целевой аудитории форме. Кто знает, может быть, именно эта «новейшая методика» правового просвещения молодежи когда-нибудь будет признана самой действенной.

Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового просвещения. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.

В условиях роста преступности, снижения социальной защищенности граждан  как никогда важно разъяснение  их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами. Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, театральные постановки, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономике.

Вторым важным элементом  механизма юридического просвещения  выступают разнообразные методы работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию.

Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической  культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения  в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают  организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая им воспринять правовые принципы и нормы.

Исходя из этого, правовое воспитание следует сосредоточить  на формировании в правосознании  граждан России такой совокупности, которая включала бы:

а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание  и уяснение их содержания и значения;

б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

г) привычку поведения  в точном соответствии с полученными  правовыми знаниями;

д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

 

 

2. Юридическое  просвещение несовершеннолетних  в семье.

 

Основным методом  правового регулирования юридического просвещения в рамках семьи является диспозитивный метод. Императивный метод, хотя и используется, занимает подчиненное значение к диспозитивному.

Второй причиной гораздо меньшего внимания, уделяемого семье в рамках данной концепции  юридического просвещения является то парадоксальное обстоятельство о  том, что подготовка к созданию благополучной семьи  по времени должна начинаться тогда, когда семья еще не создана, а главный объект юридического просвещения – ребенок еще не родился. Это относится к временному  периоду складывания представлений будущих супругов о семейной жизни, отношениях в ней, воспитании детей.

Когда же активно  складываются представления человека о семейной жизни? По сути, начинает это происходить с самого рождения, когда младенец “сердцем” наблюдает  характер взаимоотношений отца и  матери и получает свое первое половое воспитание. Однако рациональные представления о семейной жизни в относительно окончательном виде формируются у подростка в старших классах средней школы. Так, например, счастливую семейную жизнь как одну из своих основных целей в проведенном опросе называют 58% учащихся 8 классов, и  63% учащихся 10 классов. В этой связи вполне очевидно, что задачу систематического формирования знаний у школьников о семье, ее духовных, нравственных, а не только физиологических основах может и должна осуществлять школа. Половое воспитание в школе в условиях утраты современной семьей традиционных механизмов передачи социально-жизненных и оправданных семейных ценностей и ориентирах (в условиях ее кризиса) становится все более важным и актуальным. Где, как не в общеобразовательной школе лучше всего это делать, где в максимальном большинстве собраны все будущие потенциальные жены и мужья, папы и мамы?  

Информация о работе Правовое просвещение в старших классах