Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:46, дипломная работа
Проблемы правового поведения субъекта в условиях современного общества, специфика правосознания и правовой культуры всегда являлись значимыми в контексте анализа комплекса различных правовых явлений, в том числе правовой культуры, правосознания, правового поведения, законности и правопорядка. Более того, исследование всех вышеуказанных проблем может быть осуществлено только на основании точного и правильного понимания юридического просвещения, осознания значимости данного явления в разрезе учения о ценности права. В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к юридическому просвещению, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1 Понятие и сущность правового просвещения.
1.2 Механизм, формы и методы правового просвещения.
2. ЮРИДИЧЕСКОЕA ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ.
3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
3.1. Место школы в структуре субъектов юридического (правового) просвещения.
3.2. Педагогика ненасилия.
3.3. Педагогика здорового потребительства.
3.4. Педагогика духовно-нравственных основ семьи.
3.5. Нравственная гигиена социума. 3.6. Педагогика правового воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
4. Необходимо создание непримиримого и нетерпимого отношения к алкоголю, сквернословию, табаку и наркотикам в рамках образовательного пространства школы (механизм этого раскрывается в разделе о правовом воспитании).
5.Целесообразно восстановление школьной формы (красивой, удобной, у каждой школы свой тип) как средства уменьшения конфликтности между учащимися (возникающие из-за амбициозности, тщеславия или наоборот чувства чьей-нибудь материальной ущербности), а также в целях “внешнего” повышения учебной дисциплины111.
3.4. Педагогика
духовно-нравственных основ
В этом
разделе основное внимание
Последствиями произошедшей “сексуальной” революции в России в начале 90-х годов стали массовое отрицание в молодежной среде традиционного постулата о замужестве / женитьбе как безусловном условии начала половой жизни, отрицание общепринятых возрастных границ инициации, непостоянство отношений и одновременно допущение множественности половых контактов.
Во-первых, анализ литературы показывает, что для большинства несовершеннолетних преступников характерна половая распущенность и ранняя половая жизнь112. Так из числа опрошенных Юсуповым М.Р. несовершеннолетних преступниц, только 8.7% указали на отсутствие половых контактов в их жизни. Возраст же начала половой жизни опрошенных определялся следующими годами: до 14 лет – 37, 3%; 14-15 лет – 55, 4%; 16 лет – 7, 3 %. На этом основании можно говорить о том, что ранний сексуальный промискуитет повышает риск приобретения “синдрома антисоциального поведения”, либо уже закрепляет его наличие у личности несовершеннолетнего.
Во-вторых, половая
распущенность практически
В-третьих, половая
распущенность многократно
В-четвертых, половая распущенность, легкомыслие девушки многократно увеличивает ее виктимность, риск быть подвергнутой насилию117.
В-пятых, на основании
проведенного школьного опроса можно
говорить о том, что подростки
с установками на половую распущенность
гораздо чаще обладают не только отклонениями
в нравственном развитии в целом,
но, что более важно –
В целом на основании полученных корреляций ответов можно с уверенностью утверждать, что отношение к целомудрию не является изолированным от других нравственных и правовых ценностей личности. Установки на свободу половых отношений в большинстве случаев совпадают с деформированными или нигилистскими взглядами на нравственность и право: человек, развращенный сексуально, оказывается развращенным и в более широком нравственном и правовом смыслах.
Однако, несмотря на важность высказанных выше пяти пунктов, особое значение для юридического просвещения несовершеннолетних имеет отложенное по времени проявление негативных последствий половой распущенности, когда родители с укорененной свободой половых отношений не исполняют, либо ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию своих детей. Так по выборочным исследованиям Арсеньевой М.И. и Серебряковой В.А. в ряде случаев несовершеннолетние правонарушительницы, характеризовавшиеся половой деморализацией, спустя некоторое время вновь попадали в поле зрения подразделений по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, но уже по другому основанию – в качестве нерадивых матерей, злостно уклоняющихся от обязанностей по воспитанию своих детей118.
На основании только одного этого (а есть множество и других аспектов) можно с полной уверенностью говорить о том, что пути, выбираемые человеком для удовлетворения своих сексуальных потребностей, отражаются на жизни общества в большей степени, чем кажется на первый взгляд. Как пишет Савельева Т.К., человек “становится потенциальным ответчиком не только перед самим собой и своим сексуальным партнером, но и перед обществом в целом” 119.
Именно поэтому сегодня, когда современная массовая культура пропагандирует моду на гиперсексуальность120, когда “все более ощутимое число подростков, и в частности, девочек хотят только хорошо одеваться и кушать, заниматься сексом и спать”121, так важно, чтобы школа стала той средой, которая бы предлагала другие ценности подрастающему поколению. Сегодня, когда в молодежной среде через массовую культуру активно создаются подростковые мифы - девушка, сохранившая девственность до 19 лет – “старая дева”, “никому не нужна”, “старуха”, а парень не “переспавший” с девушкой – не мужик, - так важно, чтобы школа была той средой, которая бы эти мифы развенчивала.
Как противовес
духу современности в
Основной задачей педагогики духовно-нравственных основ семьи является воспитание ребенка, подростка как будущего семьянина. Как писал Макаренко А.С.: “Всякое иное воспитание будет обязательно вредным и противообщественным”122. Главным же в этой подготовке к семейной жизни является укоренение, как считал Макаренко, в понимании любви как “большого и глубокого чувства – чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд” 123. Макаренко полагал, что половое воспитание должно проводиться без слишком открытого и, в сущности “циничного разбора узкофизиологических вопросов”. И это было неслучайной позицией. Ведь одним из важнейших принципов, на которых зиждилась и русская, и советская педагогика, был принцип невозбуждения учащихся. Именно это спокойствие “низа”, как пишут Медведева И.Я. и Шишова Т.Л.,124 давало возможность достучаться до “верхних этажей” личности ребенка и таким образом, насколько возможно, облагородить даже самые примитивные натуры.
Помимо раскрытия
духовно-нравственного
Что касается, программы курса по духовно-нравственным основам семьи, то в качестве ее основы можно использовать примерный учебный план курса, разработанный психологом, не раз цитировавшимся на страницах этого диплома, Флоренской Т.М127. Эта программа предусматривает шесть разделов (ниже приводится краткое содержание).
1. Семья в
свете духовно-нравственных и
культурных традиций общества: семья
в различных культурах,
2. Личность и семья: психология личности, роль семьи в воспитании личности.
3. Особенности
межличностных отношений
4. Брак и семья: что такое готовность к браку (ведущие мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей; готовность уступить, простить оплошность, помочь; направленность на другого человека), здоровье супругов и будущего потомства, семья и ее функции (основная функция – продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей, важность наличия в каждой семье нескольких детей), особенности молодой семьи.
5. Основные ценности
семьи: нравственный климат
6. Семья и дети:
незаменимость семьи в воспитании детей (влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи, преимущество семейного воспитания перед воспитанием детей в общественных учреждениях, педагогически целесообразная организация жизнедеятельности детей, роль идеала в воспитании ребенка, влияние на детей личного примера и авторитета родителей, отрицательное влияние неблагополучной семейной обстановки на формирование личности ребенка),
эгоизм детей
(предупреждение
типичные недостатки семейного воспитания (дефицит любви; отсутствие согласия в деле воспитания; проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности; несправедливость и жестокость наказаний; ложные формы любви; дефицит и однообразие общения с детьми; отсутствие и недостаточность трудового воспитания; чрезмерное морализирование; разрыв между нравственными требованиями к ребенку и собственными поступками родителей; подавление воли, активности ребенка; невнимание к индивидуальности ребенка, его духовному развитию).
В завершение этого раздела педагогики можно привести цитаты двух совершенно разных людей. Так западный историк Лютард писал: “Когда мы исследуем состояние народа того или иного века, наши взоры, прежде всего, обращаются на состояние брачной жизни. По ней мы судим и обо все остальном. Если брачная жизнь известного народа поколеблена, то мы знаем, что и остальные области нравственной жизни этого народа находятся в ужасном состоянии. Все, кто стремился разрушить общество, начинали это с разрушения семьи, семейных устоев, ибо семья есть самая драгоценная основа и краеугольный камень всего гражданского общества” 128.
И вторая цитата уже много раз упоминаемого Макаренко А.С.: “Пожалуйста, только не думайте, что высокая культура половой жизни необходима только для украшения жизни, что она подобна гирляндам роз, венкам на челе, шелковым одеждам и благовониям… Здесь заложены начала радости и горя, разумной деятельности, человеческого гуманизма и человеческой любви. Мы еще можем представить себе общество без железных дорог и телефонов, но общество без упорядоченной и приведенной к высоким формам половой жизни не может самостоятельно существовать. Общество развратников стоит ниже социальных возможностей, ибо в таком обществе не может существовать ни человеческая нравственность, ни человеческая дисциплина”.129