Правовое просвещение в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:46, дипломная работа

Описание работы

Проблемы правового поведения субъекта в условиях современного общества, специфика правосознания и правовой культуры всегда являлись значимыми в контексте анализа комплекса различных правовых явлений, в том числе правовой культуры, правосознания, правового поведения, законности и правопорядка. Более того, исследование всех вышеуказанных проблем может быть осуществлено только на основании точного и правильного понимания юридического просвещения, осознания значимости данного явления в разрезе учения о ценности права. В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к юридическому просвещению, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1 Понятие и сущность правового просвещения.
1.2 Механизм, формы и методы правового просвещения.
2. ЮРИДИЧЕСКОЕA ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ.
3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
3.1. Место школы в структуре субъектов юридического (правового) просвещения.
3.2. Педагогика ненасилия.
3.3. Педагогика здорового потребительства.
3.4. Педагогика духовно-нравственных основ семьи.
3.5. Нравственная гигиена социума. 3.6. Педагогика правового воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Педагогика  ненасилия.

 

Педагогику  ненасилия в качестве основного компонента  целесообразно включать не только в систему общего образования (1 – 6 классы), но и дошкольного воспитания, так как основы агрессивного поведения личности закладываются в очень раннем возрасте.

Введение педагогики ненасилия в образовательное пространство школы сегодня становится особенно актуальным по причине чрезвычайного распространения агрессивности83 несовершеннолетних как стиля мышления и поведения. Заместители директоров по воспитательной работе ряда школ Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мурманска, Вологды, Сочи, опрошенные Сукало А.А..84, подтверждают рост насильственных способов решения конфликтов, достижения личного влияния в микрогруппах и учебных коллективах. Нужно заметить, что агрессия как стиль поведения учащихся характерна не только для обычных государственных школ (где она в большей степени проявляется в форме прямого насилия), но и для элитных учебных заведений, специализированных классов, где она выражается в неоправданной амбициозности, прямом или косвенном унижении одноклассников,  подчеркивании личного превосходства.

Проведенный школьный опрос показывает также крайне высокую  распространенность агрессивности  среди учащихся. Так ответы на опросник Басса А. и Дарки А., состоящий  из 77 вопросов среди школьников 8 и 10 классов распределились следующим образом:

низкая агрессия – у 10, 18% школьников (индекс агрессии в этой группе варьируется от 1 до 25 из максимум возможных 58);

норма агрессии    -  у 29,63% школьников (индекс агрессии варьируется от 25 до 33);

высокая агрессия -  у 19, 44%  школьников (индекс агрессии варьируется от 34 до 37);

очень высокая  агрессия –  у 40,74% школьников (индекс агрессии варьируется от (от 38 до 58).

Таким образом, в соответствии с полученными  ответами более половины учащихся (61%) относятся к высоко или очень высоко агрессивным лицам. Кроме того, следует обратить внимание на очень малое число “миролюбиво” настроенных подростков – всего 10,18% школьников с индексом низкой агрессии. Дополнительно можно указать, что результаты этого опроса коррелируются с экспертными оценками уровня агрессивности учащихся, полученных от преподавателей школы № 5.

Основными условиями  ненасилия в христианстве являются  терпение и смирение, которым придается  очень большое значение. Смирение – это добродетель, противоположная гордости, которое может иметь светское значение. Само принятие смирения как ценности обуславливает и собственно ненасильственные действия человека, в которых можно выделить три аспекта.

 Во-первых, это  миролюбие как способность к  прощению обид, мирному разрешению конфликтов, ориентации на потребности и мотивы противоположной стороны взаимодействия, нетребование награды за совершенные добрые дела: “Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим…Мирись с соперником твоим скорее…” (Мф., 5, 23-25); “Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся” (Мф., 5, с. 42); “Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте…” (Лк. 6, 35); “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7, 12).

Во-вторых, ненасильственное действие прямо связывается с  идеей непротивления злу насилием, поскольку это не уничтожает зло, а возрождает его многократно, поэтому важно научиться сдерживать себя, более того, вообще не впадать в гнев: “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два” (Мф. 5, 38-41). Таким образом, осуждается и запрещается физическое насилие, тем более убийство.

В-третьих, ненасильственное действие не ограничивается пассивным непротивлением, оно активно, особенно по отношению к тем, кто совершает зло. Человек должен не только оказывать непротивление злу, но и отвечать на него добром: “Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6, 27-28). В светском значении идеи ненасилия развивали М. Ганди, Д. Шарп, М.Л, Кинг, А. Швейцер, Ю. Шрейдер, Р. Хиггинс.

Итак, в основе современной педагогики ненасилия лежит ее понимание как альтернативы закона “уравновешивания”, основанного на принципе “око за око, зуб за зуб”. В соответствии с этим строится и система социального воспитания, когда в ситуациях совершения принуждающих действий воспитаннику предлагается бороться против зла без соответствующего применения “обратного” насилия. Само ненасилие возможно при условии, если человек в определенной степени преодолевает свой эгоцентризм (эгоизм), развивает способность понимать позицию другого человека. В проведенном школьном опросе установлена довольно высокая степень корреляции между агрессией и эгоизмом (эгоцентризмом) личности. Так в первой группе учащихся, обладающих высокой и очень высокой агрессивностью (индекс агрессивности от 34 до 58) у 41,93% установлена низкая эгоистическая направленность личности, у 29% эгоистическая направленность, у других 29% - крайняя эгоистическая направленность личности (то есть общий коэффициент корреляции агрессии и эгоизма составил 58%).  Во второй группе, характеризующейся низкой агрессией, у 63,89% отсутствует эгоистическая направленность личности, у 22,22% присутствует эгоистическая, а у 13,89% крайняя эгоистическая направленность личности (коэффициент корреляции 36%). 

Преодолеть эгоцентризм  по Маралову и Ситарову – значит сориентироваться на другого человека и его позицию, выражаясь языком психологии, прежде получить предвосхищающую информацию, а затем принимать решение о действии: “Достичь этого можно, если выработать умение отделять личность от поступков. Тот, кому это удается, овладевает сложной деятельностью, которую мы называем любовью” 85.

Педагогика  ненасилия  делает особый акцент именно в усвоении учащимся дара свободы, понимаемой как  самоактуализация личности, – способности  быть независимым от позиции окружающих, умению прислушиваться к мнению других, но не слепо копировать его и так далее. Как писал А. Маслоу – самоактуализация – это умение человека “стать тем, кем он способен стать”86. Внутренним же содержанием процесса самоактуализации является нахождение учащимся смысла жизни и усвоения им духовных ценностей, что только и делает индивида по-настоящему свободным.

Педагогика ненасилия  предусматривает три основных психических  условия для усвоения позиции  ненасилия и утверждения в  свободе. Первое – принятие собственной личности такой, какой она есть. Второе – осознание учащимся собственных психологических защит. Третье условие – научение терпимости.

Сначала о первом условии. К. Юнг выделял в психике человека “Я”, “Маска” и “Тень”. “Тень” интерпретировалось  у него как совокупность темных влечений, некоторых побуждений, противоречащих общей направленности личности. В своих работах К. Юнг указывает на важность обнаружения “Тени”, что является условием приобретения иммунитета по отношению к внешнему вмешательству и насилию: “Если бы мы могли увидеть свою Тень (темную сторону нашей натуры), мы были бы иммунны по отношению к нравственной и интеллектуальной инфекции и вмешательству”87.

“Путь смирения”  предполагает обращенность к своему истинному “Я”. Каждый человек создает удобный для себя образ собственного “Я” на основе мнений и оценок других людей и начинает любить именно его. Истинное же “Я” нередко остается в тени, не принимается и фактически не осознается. Поэтому важно научиться со всей откровенностью давать себе полный и всесторонний отчет как о своих положительных, так и об отрицательных качествах и со всей отчетливостью принимать их. Только в этом случае возникают необходимые предпосылки для достижения автономии и независимости.

Второе условие  принятия ненасилия предполагает осознание учащимся собственных психологических защит. Ведь само агрессивное, враждебное поведение нередко выступает в роли своеобразной психологической защиты, что дает человеку ощущение собственной значимости и силы88.  Всего же насчитывается около четырех принципиально различных видов психологических защит, которые в гештальт–терапии называются как четыре невротических механизма на границе “Я”: слияние, ретрофлексия, интроекция, проекция. Слияние происходит тогда, когда человек не может дифференцировать себя и других. Его легко определить по преимущественному использованию местоимения “мы” вместо “я” (слияние особенно характерно для некоторых группоцентрически акцентуированных подростков, входящих в неформальные группы). При ретрофлексии, наоборот, граница между личностью и средой смещается в сторону “Я” (эгоизм и эгоцентризм). Интроекция – присвоение убеждений, взглядов других людей без критического осмысления. Проекция – стремление человека переложить ответственность за то, что происходит с его личностью, на других людей89.

Третьим условием принятия ненасилия является осознание  учащимся уровня эгоцентризма или эгоизма  личности с целью их дальнейшей коррекции. Ведь эго-направленность личности препятствует достижению ненасилия. Для индивида с такой направленностью характерны следующие черты поведения:

    • свой образ жизни, взгляды, свои действия он считает верными; если другие живут и действуют иначе, это вызывает сначала осуждение, затем противодействие, в дальнейшем – принуждение, и, наконец, агрессию;
    • ему присущи жесткие ожидания в отношении поведения других людей; если они не оправдываются, у него возникает негативное эмоциональное переживание, ориентированное на изменение поведения других в ожидаемое русло;
    • он живет ожиданиями награды в любых ее формах; отсутствие награды воспринимается как несправедливость, вызывает обиду, ухудшает отношения, стимулирует принятие позиции принуждения;
    • ему присуща естественная психологическая защита, освобождающая от тяжелого труда понимать других людей, вставать на их точку зрения, менять вследствие этого собственные убеждения и взгляды.

Необходимо  подчеркнуть, что, как пишут Ситаров  В.А. и Маралов В.Г., осознание эгоцентризма (эгоизма) возможно только при условии, если человек способен к терпимости. Терпимость – сложное качество личности, выражающее особую систему отношений человека к миру вещей, к миру идей, к миру людей. Обычно под терпимостью понимают “моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнообразных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания”.90 Характеристика данного понятия станет более четкой и полной, если подчеркнуть, что терпимость – это способность принимать мнение другого (других) как данность, как объективно существующую реальность, умение не раздражаться, не испытывать чувства унижения, обиды, превосходства в процессе взаимодействия.

Исходным понятием для раскрытия сущности терпимости является терпение, в основе которого лежит такое волевое качество, как выдержка, и, только постепенно насыщаясь духовным содержанием, она  может принять форму терпимости. Терпение - нетерпение всегда ситуативны. Говорят о терпении к боли, голоду, различного рода лишениям и так далее. Становясь постепенно качествами личности, проявляясь в способностях к терпению или нетерпению в различных ситуациях, они перерастают (в процессе формирования привычек) либо в терпеливость, либо в нетерпеливость. Поэтому надежным воспитательным средством избежать перерастания терпения в ложную покорность будет сознательное воспитание деятельного убеждения оказывать помощь всем слабым, обижаемым людям, одноклассникам, товарищам против которых осуществляется несправедливость.

Позитивная  же покорность (негативной покорностью  становится покорность мазохистского  типа), насыщаясь нравственным, духовным содержанием, перерастает в смирение. Если основой смирения человека являются сознательные религиозные взгляды, то его жизнь объясняется пониманием истины, что на все воля Божия, и что данная неблагоприятная жизненная ситуация попущена ему как средство исправления поврежденной грехом натуры, духовного возрастания. В более светском, философско-психологическом аспекте смирение – это понимание бессмысленности самовозвеличивания, гордыни, то есть восприятия себя лучше всех, умнее, сильнее, либо восприятия себя как постоянно намеренно обижаемого, оскорбляемого со стороны учителей, товарищей. Сознание собственного достоинства необходимо всем людям, оно помогает жить, обеспечивает определенный уровень стабильности жизни личности, гордыня же всегда вредит, хотя и может давать известные преимущества (однако чаще это все-таки психологическая защита, как пишут Маралов и Ситаров)91. И наконец, при благоприятных условиях смирение может подняться на более высокий уровень и принять форму собственно терпимости, которая выступает как активная форма взаимодействия людей, связанная с поиском и согласованием мнений, позиций, то есть ориентированная не на поиск того, что разъединяет, а на поиск того, что объединяет. А самовозвеличивание, гордыня всегда приводят к нетерпимости и трудным конфликтным ситуациями. 

Как следствие  приобретенной терпимости в личности учащегося утверждаются ценнейшая способность принимать других людей такими, какими они есть. Эту способность по-другому можно было бы назвать как диалогизм мышления, термин, который уже не раз встречался на страницах дипломного сочинения. Теперь необходимо более полно раскрыть его содержание. Впервые понятие диалогизма было разработано в трудах физиолога Ухтомского А.А.92.

Что касается самих  методик по достижению высказанных  теоретических условий педагогики ненасилия и диалогизма как качества личности, то учеными-педагогами, как за рубежом, так и в России разработано много обучающих ролевых игр, заданий, моделирования, рекомендаций по созданию воспитывающих ситуаций. Так в пособии по “Педагогике ненасилия” для учителя предлагаются игры, формирующие способности лучше понимать другого человека (учащемуся после рассказа партнера предлагается правильно передать смысл его слов), проведение для младших школьников бесед-занятий на тему “Я смог помочь”93. Конечными же целями  является: 1) усвоение понятия “самопонимания” 2) формирование позитивных установок для нравственно, интеллектуального, физического развития 3) обучение психологическому самоуправлению и самоконтролю.

Информация о работе Правовое просвещение в старших классах