Правовой институт договора поручения и его реализация в гражданско-правовом институте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:11, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование правового института договора поручения и его применение в гражданском обороте. Во исполнение поставленной цели реализуются следующие задачи:
- анализ истории становления договора поручения в гражданском праве России;
- установление дифференциальных критериев договора поручения со смежными формами гражданско-правовых договоров и сделок (доверенность, комиссия, агентирование);
- анализ условий и последствий прекращения договора поручения;
- установление условий и последствий передоверия поручения;
-осуществить анализ судебно-арбитражной практики в связи с заключением, изменением и исполнением договора поручения;
- рассмотреть условия возмещение убытков по договору поручения; - выделить обязанности наследников поверенного и ликвидатора юридического лица, являющегося поверенным;
- наметить направления для совершенствования норм о порядке заключения, исполнения и прекращения договора поручения.

Файлы: 1 файл

Правовой институт договора поручения и его реализация в гражданско-правовом институте.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

 

 

    1.  Дифференциальные критерии разграничения договоров возмездного оказания услуг и поручения.

 

В российском гражданском праве договором о представительстве принято называть договор поручения41. При этом представительство понимается в узком смысле, согласно которому представителем может считаться только то лицо, которое выступает от имени представляемого. Однако такой подход существенно сужает сферу применения данной правовой категории.

Для большинства  ведущих зарубежных стран характерно широкое понимание представительства, включающее как прямое, так и косвенное представительство, а иногда и посредничество42. При прямом представительстве представитель действует от имени и в интересах представляемого, приобретая права и обязанности непосредственно для последнего. При косвенном представительстве лицо, действующее в интересах другого, выступает от собственного имени.

Разграничение действий представителя на действия «от чужого имени» и «от собственного имени» присуще европейским странам. Оно основано на существовании в континентальном праве различных правовых форм, опосредующих деятельность «в чужих интересах».

 

 

Однако, по справедливому замечанию К. Цвайгерта и X. Кётца, «правопорядки стран континентальной Европы не столь строго придерживаются этого разграничения»43, допуская, в частности, существование правовых форм, в рамках которых представитель может действовать как от своего имени, так и от имени представляемого. Ярким примером могут служить положения Германского торгового уложения, в соответствии с которыми прямое представительство возникает на основании прокуры (§ 48—58 ГТУ), а косвенное — на основании комиссионной сделки (§ 383—406 ГТУ). Торговый представитель может посредничать для другого предпринимателя, действуя и как косвенный представитель от собственного имени, или заключать сделки от имени этого предпринимателя, действуя, соответственно, как прямой представитель (§ 84 ГТУ),

В странах  общего права под представительством (agency) понимается «правоотношение, в котором одно лицо (агент) представляет другое лицо (принципала) и уполномочено совершать действия для последнего». Все многообразие представительских отношений регулируется в рамках агентского договора, При этом агентами именуется широкий круг лиц, действующих в чужих интересах, независимо от имени кого они выступают в гражданском обороте44.

Среди российских цивилистов XIX века получила довольно широкое распространение идея деления представительства на виды в зависимости от того, выступает ли лицо от «своего» имени или от «чужого». Возникновение прямого (или открытогo, непосредственного, полного) представительства связывалось с договором поручения, по которому поверенный действует от имени доверителя и в его интересах. Косвенное (или скрытое, посредственное, одностороннее) представительство, как полагали ряд ученых, порождается договором комиссии, согласно которому комиссионер заключает сделки в интересах комитента, но от своего имени.

Встречались и противоположные суждения. Так, Г. Ф. Шершеневич выступал против отнесения комиссионного правоотношения к скрытому представительству, полагая, что в нем отсутствует существенный признак представительства — заключение сделки от имени представляемого45. Не видел в этом смысла и Н. О. Нерсесов, считая, что, «если такое посредствующее лицо не есть представитель, то его нельзя назвать и скрытым представителем»46.

Мнения последних  возобладали в российской цивилистической доктрине. Лишь в редких работах ученых XX века упоминается о косвенном представительстве47. В целом же концепция косвенного представительства либо игнорировалась, либо подвергалась критике. Противники разграничения представительства на прямое и косвенное апеллируют прежде всего к гражданскому законодательству. Не соглашаясь с О. С. Иоффе по поводу возникновения при комиссии отношений косвенного представительства, М. В. Кротов указывает на то, что «комиссионер действует хотя и в интересах комитента, но от собственного имени, что исключает возможность возникновения отношений представительства (п. 2 ст. 182 ГК РФ)»48. Действительно, согласно п. 2 ст. 182 ГК не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, в частности, коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, душеприказчики при наследовании и т. п. Соответственно, к представителям по формальному признаку нельзя отнести и комиссионера, несмотря на то, что в данный перечень он не включен.

Вместе с  тем вряд ли было бы правильным расценивать законодательные установления как препятствие для выработки более широкого по  объему доктринального понятия представительства. На это указывает, в частности, М. И. Брагинский49. Однако его позиция не вполне четко выражена. Так, сначала он утверждает, что «нет оснований считать представительство понятием «родовым», охватывающим в равной мере два его вида: поручение и комиссию» (с. 405), а затем допускает, что «представительство», с точки зрения сторонников приведенных взглядов, может занимать наряду с его традиционным пониманием, отраженным в законодательстве, и еще одно, более высокое место в классификации соответствующих конструкций, став понятием родовым» (с. 406).

В толковом словаре  русского языка значение слова «представитель» раскрывается следующим образом: «лицо, которое действует по чьему-нибудь поручению...»50. Если исходить из семантического значения данного слова, то основным признаком представительства следует признать совершение действий в интересах другого лица. Такой подход открывает возможность для формирования доктринального понятия представительства в качестве родового, объединяющего два вида представительства — прямое и косвенное.

Полагаем, что  под представительством, в широком значении, следует понимать правоотношение, в силу которого одно лицо (представитель) совершает действия в интересах другого лица (представляемого) от своего имени или от имени представляемого с целью создания для последнего желаемых им правовых последствий.

Исходя из понимания  представительства в широком смысле, договор поручения, в котором поверенный действует от имени доверителя, порождает прямое представительство, а договор комиссии, в котором комитент совершает сделки от собственного имени, но в интересах комитента, — косвенное.

В нарушение  сложившейся дихотомии в ГК РФ содержатся нормы, согласно которым агентским договором опосредуются отношения как прямого представительства, так и косвенного. В соответствии со ст. 1005 Кодекса агент может совершать юридические и иные действия и от своего имени, и от имени принципала. Такая правовая конструкция, как уже отмечалось, характерна для стран общего права. В странах континентального права многообразные посреднические отношения регулируются преимущественно договорами поручения и комиссии. Как считает М. И. Брагинский, «...обозначив фигуру «торгового агента» («торгового представителя»), ГТУ все же в перечень поименованных им торговых сделок агентский договор не включил»51.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 29 октября 1925 г. «О торговых агентах» также определяло лишь правовой статус торгового агента. В нем отсутствовали какие-либо особые правила относительно договора, заключаемого торговым агентом, за исключением обязательности письменной формы (ст. 8). С. Н. Ландкоф рассматривал агентский (агентурный) договор не как самостоятельный тип, а как разновидность договора поручения52.

Решение российского  законодателя о закреплении в Гражданском кодексе РФ агентского договора, в основе которого лежит англо-американская модель, представляется небесспорным. Отношения агентирования могли бы регулироваться и в рамках смешанного договора (содержащего элементы договоров комиссии, поручения и возмездного оказания услуг), заключение которого допускается в соответствии с принципом свободы договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ). На такой вариант, как на один из возможных, указывает и : Г. Е. Авилов53. Однако для России по его мнению, он неприемлем из-за отсутствия сложившейся практики самостоятельного урегулирования сторонами своих отношений.  

Что касается агентских соглашений, скопированных с американских аналогов, то они применялись на практике задолго до принятия ГК РФ  регулировали отношения, возникающие в системах сетевого маркетинга. Такие соглашения активно использовались американскими фирмами для распространения товара (например, Herbalife, Mary Kay и др.).

Несмотря  на критическое отношение к появлению агентского договора, сам факт его существования является веским аргументом в пользу формирования единого понятия представительства. В связи с этим принципиальное значение приобретает норма ст. 1011 ГК РФ. устанавливающая порядок субсидиарного применения правил, предусмотренных главами «Поручение» или «Комиссия». В зависимости от того, выступает ли агент от своего имени или от имени принципала, к агентским отношениям применяются правила ГК РФ о комиссии или о поручении соответственно, если они не противоречат нормам ГК РФ об агентировании или существу агентского договора.

К числу лиц, действующих в отношениях с третьими лицами не в своих собственных интересах, а в интересах другого лица, следует отнести и доверительного управляющего (ст. 1012 ГК РФ).

Являясь, несомненно, самостоятельным договорным типом, договор  доверительного  управления имеет, тем не менее, много общего с договорами поручения и комиссии. В обязательстве, возникающем из договора доверительного управления, как и в обязательствах, порождаемых договорами комиссии и поручения, можно выделить два вида правоотношений — внешние и внутренние. Внутренние правоотношения складываются между доверительным управляющим и учредителем управления (или выгодоприобретателем) по поводу управления имуществом, переданным по договору. Во внешнем правоотношении доверительный управляющий взаимодействует с третьими лицами, выступая, как и комиссионер, от своего имени. Однако, в отличие от комиссионера, представительская природа правомочий лица,  действующего в  качестве доверительного управляющего, должна быть очевидна для контрагента. Закон требует, чтобы при совершении  действий,  не  требующих письменного оформления, другая сторона была об этом информирована, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего делалась пометка «Д. У.» (абз. 1 п. 3 ст. 1012 ГК). Это дает основания для выделения двух видов косвенного представительства. Для их обозначения могут быть использованы уже имеющиеся термины, но в новом значении: открытое и скрытое косвенное представительство. Открытое косвенное представительство имеет место в тех случаях, когда лицо информирует контрагента по договору о том, что действует как представитель, или это явствует из обстановки. К открытым косвенным представителям, помимо доверительного   управляющего,   можно отнести комиссионные магазины. Скрытый представитель совершает сделки от собственного имени, не раскрывая того, что он действует в чужих интересах.

В действующем  законодательстве лишь в отношении доверительного управляющего устанавливаются правовые последствия в зависимости от того, действовал ли он как открытый или как скрытый косвенный представитель. Если доверительный управляющий действовал как скрытый представитель, то он лично отвечает перед третьими лицами и только принадлежащим ему имуществом (абз. 2 п. 3 ст. 1012 ГК). Необходимость в подобных установлениях может возникнуть и в отношении комиссионера, и в отношении агента, действующих в качестве косвенных представителей.

Исходя из предложенного критерия — совершение действий в чужих интересах, в группу договоров о представительстве было бы логично включить и договор транспортной экспедиции. Как справедливо отмечает Ю. В. Романец, «в рамках транспортной экспедиции могут выполняться обязательства различной направленности (возмездного оказания услуг, поручения, и т. д.)»54.

Таким образом, единое понятие представительства может быть использовано в классификационных целях. Расширение понятия представительства соответственно расширяет круг договоров, опосредующих данные отношения, позволяя объединить их в отдельную группу договоров о представительстве. Помимо традиционных договоров поручения и комиссии, регулирующих соответственно прямое и косвенное представительство, в эту группу можно включить и впервые закрепленные в Гражданском кодексе РФ агентский договор и договор доверительного управления.

Предложение о выделении договоров о представительстве в системе гражданско-правовых договоров неизбежно ставит вопрос о существующих в науке гражданского права классификациях.

Наиболее  часто договоры поручения, комиссии и агентский договор объединяют в группу договоров об оказании юридических услуг. Сторонники данной классификации не дают четкого определения юридической услуги. Причем Ю. В. Романец прямо признает, что «юридические услуги — понятие в некоторой степени неопределенное». Неопределенность возникает, прежде всего, из-за двойственного значения термина «юридические услуги». На практике юридическими услугами называют любые услуги правового характера: консультации по правовым вопросам, составление договоров, претензий, исков и других документов подобного рода и т. п. Автор, понимая двойственность избранного им термина, тем не менее предлагает понимать под юридическими услугами (требующими, по его словам, особой правовой регламентации) юридически значимые действия, то есть действия, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Сущность  юридической услуги Е. А. Суханов раскрывает через фигуру посредника: «Во всех перечисленных отношениях имеется посредник — представитель (поверенный), комиссионер, агент, доверительный управляющий, — который действует в гражданском обороте либо от чужого, либо даже от собственного имени, но так или иначе в чужих интересах, непосредственно или в конечном итоге создавая, изменяя или прекращая определенные права и обязанности для своего клиента (представляемого, комитента, принципала и т. д.) в его правоотношениях с третьими лицами»55. При этом автор наряду с экономическим посредничеством выделяет юридическое посредничество, элементы которого, по его мнению, можно обнаружить в договоре транспортной экспедиции, в некоторых банковских сделках и др.

Информация о работе Правовой институт договора поручения и его реализация в гражданско-правовом институте