Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое исследование института гражданства; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений науки конституционного права современного научного представления о юридической природе гражданства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика института гражданства как элемента конституционно-правового статуса личности…………….........................................................................................
1.1. Развитие российского законодательства о гражданстве………………………………………………………………………
1.2. Понятие и принципы гражданства……………………….……………………………………………………………………………
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации………………………………………………………………….......
2.1. Приобретение гражданства Российской Федерации……………………………………………………………………….. 2.2. Прекращение гражданства Российской Федерации……….……………………………………………………………...
2.3. Производство по делам о гражданстве………………………………………………………………...........
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ВКР Гражданство РФ.docx

— 110.52 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

 

Юридический  факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА

 

Студента

_____________________

ИНС ____________

 

На тему:

 

 

Автор работы:

_________________                               ___________________                                            

                     (подпись)

 

 

 

Научный руководитель:

______________                                                ___________________         

                                                                                            (подпись)

 

 

 

 

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой

_________________А.И. Иванов

«____»____________________2012г.

Дата защиты «____»_________2012г.

Оценка: ________________________

 

 

 

2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика института гражданства как элемента конституционно-правового статуса личности……………......................................................................................... 
1.1. Развитие российского законодательства о гражданстве……………………………………………………………………… 
1.2. Понятие и принципы гражданства……………………….…………………………………………………………………………… 

2. Приобретение  и прекращение гражданства Российской  Федерации…………………………………………………………………....... 
2.1. Приобретение гражданства Российской Федерации………………………………………………………………………..                                    2.2. Прекращение гражданства Российской Федерации……….……………………………………………………………...

2.3. Производство по делам  о гражданстве………………………………………………………………........... 

Заключение……………………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека наивысшей ценностью (ст. 2), а также приверженность им согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17)1, достигая посредством закрепления названных норм формирования правовой государственности и становления демократического общества в Российской Федерации.

В тоже время основы статуса  личности в правовом демократическом  государстве закрепляются посредством  установления в национальном законодательстве института гражданства. Его нормы  также отражают наиболее существенные исходные начала, определяющие положение  человека в обществе и государстве, в том числе принципы их взаимоотношений. Существование развитого института  гражданства, кроме того, может являться показательным критерием отношения  государства к своим  гражданам.

На сегодняшний день институт гражданства имеет большое значение для повседневной государственно-правовой деятельности. В первую очередь это  связано с провозглашением в  Российской Федерации человека, его  прав и свобод высшей ценностью, формированием  новой концепции «личность-государство-общество». Во вторую, интерес к гражданству  существенно возрос в связи с  принятием Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»2, который обеспечил четкую дифференциацию оснований приобретения и прекращения гражданства, установил общий и упрощенный порядок приобретения гражданства.

В свою очередь, само принятие данного закона вызвало значительный интерес со стороны ученых-правоведов, который был обусловлен как необходимостью определения сущности основных его положений, так и сложностью их содержания. Только за последние годы в специальной литературе опубликован ряд монографий, статей и пособий, посвященных этой проблеме. Это работы: О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова, А.И. Прудникова, Н.М. Смородина, и др.

В самих работах указанные  авторы в той или иной степени  затрагивают различные стороны  гражданства. Однако анализ этих и целого ряда других работ позволяет сделать  вывод о том, что рассмотрение различных аспектов носит в достаточной  степени фрагментарный характер, труды вышеупомянутых ученых не исчерпали  всей проблематики рассматриваемого вопроса, в частности, вопроса приобретения, определения и документирования гражданства, производство принятия решений  по вопросам гражданства. Практически  неизученной остается сфера деятельности органов, ведающих делами о гражданстве.

Указанные обстоятельства и  предопределили выбор и актуальность темы дипломного исследования.

Целью работы является теоретическое исследование института гражданства; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений науки конституционного права современного научного представления о юридической природе гражданства.

Постановления цель предопределила решение следующих задач:

- рассмотреть этапы развития  отечественного законодательства  о гражданстве;

- сформулировать понятие  гражданства;

- исследовать сущность  института гражданства;

- определить содержание  гражданства и его функций;

- рассмотреть основные  виды гражданства;

- изучить принципы гражданства  и дать им детальную характеристику

- исследовать основания  и порядок приобретения и прекращения  гражданства;

-  исследовать систему  государственных органов, ведающих  делами о гражданстве;

- изучить основные положения,  касающихся производства по делам  о гражданстве;

- выработать предложения  и рекомендации по совершенствованию  законодательства о гражданстве.

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, обусловленные содержанием института гражданства в Российской Федерации. В качестве предмета исследования выступают нормы конституционного права и иных нормативных актов, регулирующие отношения гражданства и охватывающие определенную сферу общественных отношений между физическим лицом и государством, их интерпретация в комментариях, научных работах и правоприменительных актах.

Проведенное исследование опирается  на методологию и теорию познания философии, общей теории и социологии права. Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и неразрывно связанные с ним частнонаучные и специальные методы: логический, системно-структурный, формально-юридический, конкретно-социологические и иные методы научного познания.

Теоретическую основу дипломной работы составили научные достижения в области конституционного и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Я.Л. Ванюшина, А.Н. Головистиковой, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова, В.Ф. Миронова, А.И. Прудникова и других ученых.

 Законодательную базу  исследования составили Конституция  РФ, Федеральный закон о гражданстве  Российской Федерации, постановления  и определения Конституционного  Суда Российской Федерации, иное  федеральное законодательство Российской  Федерации, международные акты  и договоры Российской Федерации  и другие нормативно-правовые  акты.

Научная новизна исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и проявляется, прежде всего, в комплексном исследовании института гражданства в единстве международно-правового и национального аспектов. В дипломной работе анализируется реальное состояние существующей процедуры принятия решений по делам о гражданстве.

Элементы новизны проявляются  также в выводах, сформулированных по результатам исследования, проводимого  в дипломной работе.

Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой  исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединивших пять параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.

 

1. Общая характеристика  института гражданства как элемента  конституционно-правового статуса  личности

 

1.1 Развитие российского  законодательства о гражданстве

 

 

 

Первое появление в  России нормативно-правового акта, регулирующего вопросы гражданства, связано с событиями Великой Октябрьской Революции 1917 г. именно тогда был издан Декрет ВЦИК от 11 ноября 1917 г.3, провозгласивший все население России гражданами Российской республики.  Данный закон, по сути, впервые и ввел понятие «гражданин», которое в Имперской России не существовало. Относительным эквивалентом гражданства тогда выступало подданство. Законодательство Российской империи подразделяло подданных на несколько разрядов с особым правовым статусом. Поданные делились на природных подданных, инородцев (к ним относили евреев и восточные народы и финляндских обывателей. Природные подданные в с свою очередь  делились на лиц податного и неподатного состояния. К лицам неподатного состояния закон относил  дворян, почетных граждан и духовенство, к лицам податного состояния – мещан и крестьян.

От принадлежности к той  или иной категории и зависели весьма существенные различия в правах и обязанностях. Так, лицам неподатного состояния предоставлялось право свободного передвижения по стране. Они пользовались бессрочными паспортами, действовавшими на всей территории Российской империи. Лица податного состояния в этих правах были ограниченны.

Как мы уже отметили, представление  о гражданстве существенно изменилось после октябрьской революции. Декретом  ВЦИК от 11 ноября 1917 года были уничтожены все сословия сословные деления, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а также все гражданские чины, звания, титулы и наименования гражданских чинов.

Следующим законодательным  актом о гражданстве был Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства»4. Указанный документ регулировал вопросы принятия в российское гражданство иностранных граждан. Согласно данному акту иностранные граждане принимались в гражданство РСФСР местными Советами.

Народный комиссариат  по внутренним делам регистрировал  принятых в гражданство иностранцев  и публиковал их списки для всеобщего  сведения5. После принятия Конституции РСФСР 1918 г. местные Советы могли предоставлять российское гражданство только тем иностранным гражданам, которые прибывали в РФСР в целях занятия трудовой деятельности и если они составляли рабочий класс или трудовое крестьянство. Остальные вопросы о приобретении и утрате прав советского гражданства в том числе вопросы о правах иностранных граждан на территории республики Конституцией РСФСР 1918 г. были отнесены к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК.  Им разрешалось издавать общие постановления по указанным выше вопросам.

Данная ситуация изменилась в 1922 г., когда Российская республика вошла в состав Союза ССР. Тогда  Конституция СССР 1924 г. в ст. 7 закрепила  в отношении граждан союзных  республик единое союзное гражданство. К предмету введения верховных органов  власти СССР было отнесено «основное  законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев»6.

29 октября было утверждено  Положение о союзном гражданстве, в соответствии с которым ЦИК союзных республик наделялись правом принимать в союзное гражданство иностранных лиц.

Разве что исполкомы губернских, областных Советов или ЦИК  автономных республик принимали  трудящихся иностранцев. Положением также регламентировались вопросы гражданства несовершеннолетних при изменении гражданства их родителей.

Новое положение о гражданстве  Союза ССР было утверждено ЦИК  и СНК СССР 13 июня 1930 г. Однако вскоре оно подверглось изменениям: постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 ноября 1930 г. был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в  Положении о гражданстве Союза  ССР 1931 г.

Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, урегулировало вопросы, связанные  с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия  в гражданство  и выхода из него, с гражданством детей7. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином СССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положением закреплялось, что гражданин СССР является  гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает; если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать ее гражданство8.

На выход из гражданства  необходимо было разрешение как Президиума ЦИК СССР, так и президиума ЦИК  союзной республики. Порядок лишения гражданства СССР осуществлялся в аналогичном порядке.

Положение 1931 г. закрепляло для иностранных граждан –  рабочего и крестьянского класса, проживающих в пределах СССР в целях занятия трудовой деятельностью, все политические права, которыми пользовались граждане СССР.

Положением также устанавливался упрощенный порядок приобретения гражданства  СССР и выхода из него. Такой порядок  действовал в отношении иностранцев – рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность и лиц, меняющих в гражданство в связи с вступлением в брак9.

Информация о работе Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации