Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое исследование института гражданства; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений науки конституционного права современного научного представления о юридической природе гражданства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика института гражданства как элемента конституционно-правового статуса личности…………….........................................................................................
1.1. Развитие российского законодательства о гражданстве………………………………………………………………………
1.2. Понятие и принципы гражданства……………………….……………………………………………………………………………
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации………………………………………………………………….......
2.1. Приобретение гражданства Российской Федерации……………………………………………………………………….. 2.2. Прекращение гражданства Российской Федерации……….……………………………………………………………...
2.3. Производство по делам о гражданстве………………………………………………………………...........
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ВКР Гражданство РФ.docx

— 110.52 Кб (Скачать файл)

Представляется, при определении  гражданства следует опираться  на легальное определение, а также  руководствоваться названными выше тремя подходами к пониманию  категории гражданства, объединив  их в одно целое, т.е. трактовать гражданство  как юридическую связь лица с  государством с признаками принадлежности к государству и правовом состоянии  его в конкретном государстве.

Приняв во внимание эти  рекомендации, сформулируем понятие  гражданства: «устойчивая правовая связь человека с государством, представляющая собой длящееся правовое двустороннее отношение между ним и государством (правовое состояние), при котором каждая сторона обладает определенными правами и обязанностями и несет ответственность друг перед другом».

Правовой характер связи  лица с государством, посредством которой и образуются отношения гражданства, имеет свое выражение в ее юридическом оформлении. Иными словами, гражданство является правовым, а не фактическим состоянием.

Так, на территории того или  иного государства проживают  также и иностранцы и лица без  гражданства.  Любой человек, независимо от того, является ли он гражданином, иностранцем  или лицом без гражданства, находится  в определенной правовой связи с  государством, на территории которого он постоянно или временно проживает, но эта связь носит иной характер.  Особый статус имеют лица с множественным (двойным) гражданством, беженцы (не граждане государства пребывания), вынужденные переселенцы и другие категории людей, чья связь с государством их пребывания имеет определенную специфику.

Юридическое оформление отношений  гражданства выражается, во-первых, в их общем правовом нормировании, которое заключается в том, что  государством в законодательном  порядке устанавливаются основания  приобретения и прекращения гражданства. Во-вторых, в индивидуальном юридическом  оформлении гражданства каждого  данного лица. Здесь имеется ввиду, что, гражданство того или иного лица оформляется документами, которые подтверждают состояние его в гражданстве того или иного государства. Такими документами являются паспорт гражданина России или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

 Это, в частности,  помимо общегражданского паспорта  гражданина РФ: дипломатический  паспорт, служебный паспорт, паспорт  моряка (удостоверение личности  моряка), удостоверение личности  военнослужащего (военный билет), свидетельство о рождении.

Правовая связь гражданина со своим государством длящаяся. Она  возникает с момента рождения или приобретения гражданства и  прекращается со смертью или утратой  гражданства. В отличие от гражданства  правовая связь государства с  иностранцем может иметь кратковременный  характер, иными словами, лишь в период его пребывания на территории данного  государства.

Правовая связь гражданина с государством характеризуется  устойчивостью и территориальной  неограниченностью. Она не меняется от того, что гражданин иногда выезжает из своей страны. Факт пребывания гражданина на территории иностранного государства  не меняет его правового положения, что означает территориальную неограниченность такой связи и ее действие как на территории государства, так и вне его границ.

Признак правового состояния  предполагает наличие взаимных прав и обязанностей у гражданина и  государства. По сути отношения гражданства  и составляют основу взаимоотношений  гражданина и государства, которые  носят характер взаимозависимости.

Лицо, находясь под юрисдикцией  государства, гражданином которого он является, должен выполнять определенные обязанности, даже в случае нахождения его за пределами страны. Нельзя прекратить отношения гражданства в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина без участия государства и наоборот.

Гражданство является важнейшим  элементом правового статуса  личности, поскольку с ним связаны  существенные юридические последствия  для человека: объем прав, свобод и обязанностей и их гарантированная  государством защита. Гражданство является предпосылкой обладания всем комплексом конституционных прав, свобод и обязанностей лица. Так, исключительно российские граждане могут быть депутатами, судьями, следователями, прокурорами, военнослужащими  или государственными служащими.

Государство берет на себя обязательства обеспечивать условия  для реализации конституционных  прав, свобод и обязанностей своих  граждан, защищать их, где бы они  не находились, внутри страны или за ее пределами, выплачивать им пенсии по старости, пособия по инвалидности, при потере кормильца и в других случаях41.

Основываясь на вышеизложенном, выделим функции, которые выполняет  институт  гражданства в государстве. Это: социальная, политическая, моральная  и психологическая функции.

Содержание социальной функции  можно определить как то, что любое  лицо, имеющее статус гражданина, является полноправным членом общества. В соответствии с политической функцией происходит взаимообратная связь политики и  человека посредством гражданства. То есть, как на гражданина распространяется вся полнота политической власти, так и гражданин участвует  в осуществлении этой власти. Политическая функция подразумевает, что гражданин признает и принимает те или иные политические идеалы государства.

  Моральная функция неотделима от остальных функций гражданства и подразумевает нравственно-этическую основу взаимоотношений личности, государства и общества, основанную на ответственном отношении к жизни - понятие «гражданин» в этом смысле тождественно понятию «патриот»42. Политико-этическая позиция гражданина во многом обусловливается восприятием им государства в качестве целостного политического сообщества, деятельным членом которого он является и внутри которого происходит его самореализация43.

Психологическая функция  проявляется в виде самоотождествления личности со страной происхождения, с ее народом, ее языком и культурой.

Наряду с необходимостью рассмотрения правовой природы гражданства, важным представляется изложить в настоящей работе принципы гражданства Российской Федерации т.е. основополагающие идеи, руководящие начала, системообразующие элементы, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений44. Уделение внимания этому вопросу способствует правильному пониманию и применению правовых норм рассматриваемого института, а также оказывают влияние на содержание принимаемых нормативно-правовых актов в указанной сфере, кроме того способствуют выявлению и исключению правовых норм, не вписывающихся в систему законодательства в области гражданства.

Принципы гражданства  Российской Федерации определены и  закреплены в ст. 6 и 62 Конституции  РФ и ст. 4 Федерального закона о гражданстве.

Согласно ч. 1 ст. 6 Конституции  РФ гражданство Российской Федерации  приобретается и прекращается в  соответствии с федеральным законом45. Это положение означает, что никакой другой вид нормативного правового акта, в частности Указ Президента РФ, постановление Правительства РФ, закон субъекта РФ, не могут регулировать условия приобретения и прекращения гражданства России. Названное характеризует принцип федеральных начал в регулировании гражданства.

Гражданство в Российской Федерации является единым - это следует из ч.1 ст. 6 Конституции РФ и ч.2 ст. 4 Закона о гражданстве. Принцип единства гражданства в соответствии с концепцией Конституции РФ и действующего законодательства о гражданстве имеет абсолютное значение. Субъекты РФ не могут вводить собственное гражданство. Так же как и государственный суверенитет России, гражданство в Российской Федерации едино и неделимо. В то же время единое российское  гражданство может быть не единственным, например, для лиц с двойным или множественным гражданством.

Гражданство в Российской Федерации также является и равным независимо от оснований его приобретения (ч.1 ст. 6 Конституции РФ и ч.2 ст. 4 Закон о гражданстве)46. Этот принцип предполагает, что права и обязанности гражданина не зависят от оснований и времени приобретения гражданства, а также других обстоятельств. Норма о том, что гражданство Российской Федерации является равным для российских граждан независимо от оснований его приобретения, была впервые введена в ст. 1 союзного Закона о гражданстве СССР 1978 г.

Следует отметить, что в  ряде зарубежных стран права человека ставились, а иногда и до сих пор  ставятся в непосредственную зависимость  от того, как и когда он приобрел гражданство. Так, Закон об иммиграции и гражданстве США 1952 г. в ст. 308 установил круг лиц, которые являются гражданами по рождению, но не являются гражданами США с вытекающими  из этого правовыми последствиями. К ним относятся коренные жители, так называемых, «свободно присоединившихся территорий» США. Законодательство США исходит из различия в правовом положении «коренных» и «некоренных» граждан. В некоторых странах натурализованным гражданам запрещается создавать политические партии или в течении длительного времен вступать в такие партии.

Каждый гражданин Российской федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами  и несет равные обязанности, предусмотренные  Конституцией РФ (ч.2 ст. 6)47. В субъектах РФ российские граждане также обладают одинаковыми правами.

Принципы гражданства РФ и правил, регулирующих вопросы гражданства России, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч.1 ст.4 Закона о гражданстве); проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (ч.3 ст. 4 Закона о гражданстве)48. Для России необходимость специально законодательного гарантирования принципа сохранения гражданства за лицами, проживающими за пределами Российской федерации, обусловлена историческими событиями. В советский период действовала практика, когда выезд за границу мог послужить основанием для прекращения гражданства. Так, в 1967 году Президиумом Верховного совета СССР был принял Указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль»: указанные лица считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР49. Теперь законодатель особо оговаривает недопустимость таких правил.

Принцип сохранения гражданства  за лицами, проживающими за пределами  Российской Федерации, соответствует  общей идеологии ст. 27 Конституции  РФ, согласно которой гражданин России имеет право свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно в нее возвращаться.

Конституция РФ и Закон  о гражданстве устанавливают  принцип недопустимости лишения  российского гражданства или  права изменить его. Гражданин Российской Федерации, согласно ч. 3 ст. 6 Конституции  РФ и ч.4 ст. 4 Закона о гражданстве, не может быть лишен гражданства  РФ или права изменит его. Это  положение соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая  определяет, что гражданин не может  быть лишен своего гражданства. Данный принцип гарантирует право человека на гражданство, свободное осуществление  своих прав и свобод без боязни утратить гражданство, например за инакомыслие  или длительное проживание за границей. Именно по этим и подобным причинам лишались советского гражданства, а  порой и высылались за пределы  страны некоторые лица и группы лиц  в бывшем СССР.

Гражданство РФ основано на принципе отрицания автоматического  его изменения при заключении или расторжении брака гражданином  Российской Федерации с лицом, не имеющим гражданства России, а  также при изменении гражданства  другим супругом50. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. Данные правила отражают сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством и обуславливают недопустимость автоматического прекращения гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, они основываются как на идее стабильности гражданства, стремления обеспечить лицу возможность сохранить гражданство, так и из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования гражданства одного супруга гражданству другого.

Право на изменение гражданства  предполагает, что присущий рассматриваемому институту устойчивый характер связи  лица и государства отрицает насильственное, принудительное удержание человека в состоянии гражданства. Гражданин  России имеет право прекратить состояние  гражданства и стать гражданином  другого государства.

В Российской Федерации закрепляется принцип недопустимости высылки  гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации и  выдачи гражданина Российской Федерации  другому государству.

Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции  РФ и ч. 5 ст. 4 Закона о гражданстве  российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации  или выдан иностранному государству. Этот запрет учитывает и норма  УК РФ (ч. 1 ст. 13), в соответствии с  которой граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Вместе с тем невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территории иностранных государств, правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории других государств и вернувшихся в Российскую Федерацию51.

За преступления, совершенные  российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности  по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

  Отметим, что указанный принцип был не свойственен раннее действовавшему Закону РФ о гражданстве. Так, в ч.3 ст. 1 Закона предусматривалась возможность выдачи российского гражданина другому государству на основании закона или международного договора РФ. В новейшем законодательстве уточнено: российские граждане, даже совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству, что конечно не означает отказа от уголовного преследования таких лиц по российским законам (ст. 12 УК РФ).

Информация о работе Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации