Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое исследование института гражданства; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений науки конституционного права современного научного представления о юридической природе гражданства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика института гражданства как элемента конституционно-правового статуса личности…………….........................................................................................
1.1. Развитие российского законодательства о гражданстве………………………………………………………………………
1.2. Понятие и принципы гражданства……………………….……………………………………………………………………………
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации………………………………………………………………….......
2.1. Приобретение гражданства Российской Федерации……………………………………………………………………….. 2.2. Прекращение гражданства Российской Федерации……….……………………………………………………………...
2.3. Производство по делам о гражданстве………………………………………………………………...........
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ВКР Гражданство РФ.docx

— 110.52 Кб (Скачать файл)

Конституцией СССР 1936 г., как и предшествующей, был закреплен принцип единого союзного гражданства. Она также отнесла к ведению Союза ССР принятие законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.

На основании Конституции  Верховным Советом СССР 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве  Союза ССР. Сохраняя сложившиеся  принципы гражданства, он закрепил ряд  новых положений. В частности, среди  них можно выделить положения, устанавливающие  категории лиц, являющихся гражданами СССР. Такими лицами считались все  лица, состоящие к 7 ноября 1917 г. в  подданстве бывшей Российской империи  и не утратившие советского гражданства  и лица, которые приобрели советское  гражданство в установленном законом порядке - лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами)10.

Целью изменений оснований  для признания гражданства СССР было повышение политического и  правового значения статуса гражданина СССР. Также  был изменен порядок  решения вопросов о выходе из гражданства  и о его лишении. Данные вопросы  были отнесены к исключительной компетенции  Президиума Верховного Совета СССР, что  отражало усиление централизма в  системе советской государственности.

В последующие годы принимались  многочисленные акты, связанные с  решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве: к ним можно отнести указы Президиума Верховного Совета СССР от 1940-45 г.г. «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик», «О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины», «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживших на территории Маньчжурии и ряд других аналогичных актов в отношении лиц, проживавших на территории  Франции, Югославии, Болгарии, Японии, Чехословакии, Бельгии11.

В Конституции СССР 1977 г. более широко была урегулирована  сфера отношений, связанных с  гражданством СССР. Впервые законодатель закрепил положение, согласно которому основания и порядок приобретения и утраты гражданства определяются специальным законом о гражданстве, а также получил конституционное  выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством советского государства.

В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. был принят новый Закон  о гражданстве СССР. Принятие данного  закона объяснялось необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений, связанных  с гражданством, поскольку предшествующим ему законом не охватывались многие аспекты отношений гражданства. Некоторые его положения устарели и не отвечали новым условиям. Все эти обстоятельства и требовали расширения законоположений о гражданстве, обновления их, отражения в законодательстве норм международных договоров.

Принципиально изменилось условие  принадлежности лица к гражданству  СССР. Во-первых был признан недостаточным  только один факт проживания лица в  пределах СССР и не имеющего доказательств  принадлежности к гражданству иностранного государства. Во-вторых, гражданином СССР теперь признавалось лицо, которое ранее состояло в гражданстве СССР (т.е. до принятия рассматриваемого закона), а не в подданстве бывшей Российской империи.

Новый этап развития государства, начавшийся после 1985 г., отметившийся учреждением должности Президента СССР обусловили необходимость изменений союзного законодательства о гражданстве. В связи с чем 23 мая 1990 г. был принят новый закон о гражданстве СССР12.

Новый закон восполнил  пробелы, имеющиеся в прежнем  законодательстве, в частности, появились  нормы, регулирующие производство по рассмотрению заявлений и представлений по вопросам гражданства, порядок исполнения и обжалования решений.

Полномочия принятия решений  по вопросам гражданства, которые прежде возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, перешли к Президенту СССР.

Последовавшие затем социально-политические события, а именно распад союзного государства, принятие Декларации о государственном  суверенитете России предопределили необходимость  принятия закона РФ от 28 ноября 1991 г.  (ред. от 31.05.2002) «О гражданстве Российской Федерации»13. Этим законом был урегулирован целый комплекс общественных отношений по гражданству, в частности: условия приобретения и прекращения российского гражданства, полномочия государственных органов, ведающими делами о гражданстве. Очень подробно регламентировалось производство по делам о гражданстве в том числе порядок исполнения и обжалования решений по ним. Отдельные положения Закона о гражданстве были восприняты Конституцией РФ 1993 г.

Новый закон о гражданстве  РФ и Конституция РФ соответствовали  нормам международного права и опирались, прежде всего, на положения Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.  Названной Декларацией были закреплены основополагающие принципы российского гражданства14:

- каждый имеет право  на приобретение и прекращение  гражданства в соответствии с  законом РСФСР;

- гражданин РСФСР не  может быть лишен гражданства  или выслан за пределы страны;

- гражданин РСФСР не  может быть выдан другому государству  иначе как  на основании  закона или международного договора  РСФСР или СССР;

- Российская Федерация  гарантирует своим гражданам  защиту и покровительство за  ее пределами.

Принятие Закона РФ о гражданстве  потребовало более детального регламентирования  решения вопросов гражданства. Поэтому  вслед за данным законом, кроме необходимых  поправок к нему, были приняты такие  акты, как Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации «О гражданстве  Российской Федерации»15, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации16, утвержденное Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г., Приказ министерства внутренних дел  РФ от 30 июня 1994 г «Об организации работы органов внутренних дел по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации»17, Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»18, Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»19, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»20.

Процессы, связанные с  распадом СССР, межнациональные конфликты, усилившаяся миграция из республик  бывшего СССР и стран социалистического  содружества в Россию, а также  другие объективные факторы вызвали  необходимость принятия миграционного  законодательства. Ряд соответствующих  положений был закреплен в  Законе РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной  границе Российской Федерации»21. 16 декабря 1993 г. был принят указ Президента РФ «О мерах по введению миграционного контроля»22, а постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. принято Положение об иммиграционном контроле23. Также были приняты законы «О беженцах»24 и «О вынужденных переселенцах»25. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации ранее определялся Законом СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР»26. В настоящее время действует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации»27.

Основания и порядок предоставления политического убежища регламентируется Положением о порядке предоставления Российской федерацией политического  убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г28.

В этот же период стало появляться законодательство, регулирующее положение  соотечественников, проживающих в  странах дальнего или ближнего зарубежья.  Среди них стоит отметить постановление  Правительства РФ «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом»29, Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»30. Названные документы законодательно закрепили права российских соотечественников за рубежом, перечень государственных мер по их поддержке, вопросы их гражданства.

Новым шагом в вопросах урегулирования гражданства Российской Федерации стал Федеральный закон  от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Данным законом устанавливаются  принципы и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяются основания, условия  и порядок приобретения и прекращения  гражданства Российской Федерации.

В развитие Федерального закона о гражданстве  Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. утверждено Положение  о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации31. В целях координации действий по исполнению указанного Федерального закона приказом ФМС России от 19 марта 2008 г. утвержден Административный регламент исполнения ФМС РФ государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации»32.

Нельзя не отметить того факта, что в качестве основы для  законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы гражданств послужили различные международные  акты о гражданстве.

Основополагающим документом, закрепившим право каждого человека на гражданство, является Всеобщая декларация прав человека33, принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В ней излагаются основополагающие положения, касающиеся гражданства (например, «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить своего гражданства»; «каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, а также покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну»).

Вопросы гражданства также  изложены в целом ряде других международных  актов, таких как: Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Международная  конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г.;  Международный пакт о гражданских  и политических правах; Конвенция  о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (признала за каждым ребенком право  на приобретение, сохранение и восстановление гражданства); Конвенция о гражданстве  замужней женщины от 29 января 1957 г.; Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г.; Конвенция о статусе  беженцев от 28 июля 1951 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и  принципы гражданства

 

 

 

Для дальнейшего исследования института российского гражданства  немаловажное значение приобретает  определение категории «гражданство». Изучение этого аспекта института  гражданства позволит решить такие  проблемы как сущность права на гражданство, его значение в системе  конституционных  прав и свобод человека и гражданина в России, кроме того, уточнение  сущности гражданства и его функций.

В правовой литературе вопрос о правовой природе гражданства  имеет дискуссионный характер. Это можно объяснить, во-первых, масштабностью и многогранностью самого явления гражданства, отражающего в свою очередь государственно-правовые процессы в обществе; во-вторых, гражданство имеет органическую связь с государством и правом, правовая природа которых также спорна. По этой причине можно встретить множественность определений гражданства.  Множественность определений понятия гражданства помимо различных подходов к его изучению объясняется также непрерывно происходящими в его содержании изменениями, а содержание гражданства, в свою очередь, связано с конкретными историческими условиями развития государства и находится под влиянием происходящих в нем процессов34.

Таким образом, гражданство, выступая в качестве сложной политико-правовой категории, обусловливает различные  трактовки своей природы. Выделим  основные подходы к определению  понятия гражданства, существующие в юридической науке.

Первый подход  исходит  из понимания гражданства как  принадлежности лица (личности) к государству35.

Авторы второго подхода  полагают, что гражданство представляет собой правовую или политико-правовую связь лица с государством36.

Сущность третьего подхода  заключается в том, что гражданство  понимается его авторами как состояние  лица (общества) в государстве37.

Легальное понятие гражданства  сформулировано в ст. 3 федерального закона о гражданстве. В соответствии с которым, гражданством Российской Федерации признается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей38.

Схожее определение гражданства  содержится  в рекомендательном законодательном акте «О согласованных  принципах регулирования гражданства», одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества  Независимых Государств 29 декабря 1992 года: «Гражданство определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Гражданство  – совокупность их взаимных прав и  обязанностей. Гражданство – неотъемлемый атрибут государственного суверенитета»39.

Закрепленное определение  гражданства в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» положило начало новой концепции  взаимоотношения личности и государства. Тем не менее, данное обстоятельство не решило проблему дискуссионного характера  этого вопроса. И прежде всего  потому, что легальная дефиниция  гражданства не раскрыла существенные черты его содержания, что, по сути, является необходимым  при определении  любого понятия. Однако, существующие определения в литературе также обладают этим «недостатком». Автор полагает, что определение должно давать представление об основных элементах, составляющих структуру исследуемого явления, в нашем случае такого явления как гражданства. В то же время нельзя непомерно расширять состав элементов понятия гражданства, что создаст трудности в теоретическом познании его содержания. Так, зачастую в определения включаются моменты, вытекающие из факта обладания гражданством, но не дающие ответа на вопрос о самом понятии гражданства40.

Информация о работе Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации