Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое исследование института гражданства; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений науки конституционного права современного научного представления о юридической природе гражданства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика института гражданства как элемента конституционно-правового статуса личности…………….........................................................................................
1.1. Развитие российского законодательства о гражданстве………………………………………………………………………
1.2. Понятие и принципы гражданства……………………….……………………………………………………………………………
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации………………………………………………………………….......
2.1. Приобретение гражданства Российской Федерации……………………………………………………………………….. 2.2. Прекращение гражданства Российской Федерации……….……………………………………………………………...
2.3. Производство по делам о гражданстве………………………………………………………………...........
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ВКР Гражданство РФ.docx

— 110.52 Кб (Скачать файл)

Установленный данным положением Конституции РФ запрет на выдачу российских граждан другому государству  следует отнести к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Запрет на выдачу российских граждан по существу воспроизводит  правило о невыдаче собственных  граждан, закрепленное многосторонними  международными договорами, региональными  соглашениями (ст. 6 Европейской конвенции  о выдаче от 13 декабря 1957 г; ст. 57 Минской  Конвенции о правовой помощи и  правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.); двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским  и уголовным делам (в частности  России с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом); двусторонними соглашениями, посвященными непосредственно вопросам выдачи, в том числе экстрадиции  преступников (например, ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Китайской  Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Нормы о невыдаче собственных  граждан включены также в договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и  уголовным делам со странами –  бывшими республиками СССР (с Литовской  Республикой от 21 июля 1992 г.; с Республикой Кыргызстан; от 14 сентября 1992 г.; с Азербайджанской Республикой от 22 декабря 1992 г.; с Латвийской Республикой от 3 февраля 1993 г.; с Республикой Молдова от 25 февраля 1993 г. и др.).

Под выдачей понимается акт  правовой помощи, содержание которого заключается в обязанности участников международного соглашения о выдаче осуществлять передачу лиц, обвиняемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, для привлечения  к уголовной ответственности52.

В Российской Федерации гарантируется принцип предоставления защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о гражданстве органы государственной  власти РФ, дипломатические представительства  и консульские учреждения РФ, находящиеся  за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждения обязаны содействовать  тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность  пользоваться в полном объеме всем и правами, установленными Конституцией, федеральными конституционными законами, общепризнанными принципами и нормами  международного права, международными договорами РФ, законами и правилами  государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а  также возможность защищать их права  и охраняемые законом интересы53.

Обязательства государства  по защите и покровительству граждан  получило развитие и уточнение в  Федеральном законе от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников  за рубежом», согласно ст. 3 которого граждане России, проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. В ст. 5 указанного Закона в отношении названной категории граждан определены основы политики Российской Федерации, содержанием которой является совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти РФ и субъектов РФ54.

Основной объем работы по защите прав российских граждан  выполняется Министерством иностранных  дел РФ, дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями России в иностранных государствах.

Оказание покровительства  относится главным образом к  таким случаям, которые не связаны  с нарушением прав российских граждан (например, когда российский гражданин  оказался в другом государстве в  сложной ситуации)55.

В Российской Федерации гарантируется  принцип двойного гражданства. Это  означает, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство  иностранного государства (двойное  гражданство) в соответствии с федеральным  законом или международным договором.

Двойное или множественное  гражданство – это особое политико-правовое состояние человека, при котором  он одновременно обладает гражданством двух или более иностранных государств.

Нельзя сказать, что двойное  гражданство в России поощряется, скорее допускается и решение  этого вопроса государство оставляет  полностью на усмотрение граждан. Поэтому  можно сказать, что двойное гражданство  признается как исключительный случай и не рассчитано на массовое применение. Вместе с тем наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Таким образом, были рассмотрены вопросы о понятии и принципах гражданства. Итак, гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, представляющая собой длящееся правовое двустороннее отношение между ним и государством, при котором каждая сторона обладает определенными правами и обязанностями и несет ответственность друг перед другом.

Сущность гражданства  состоит в том, что право на гражданство является одним из конституционных  прав человека, которое предоставляет  любому лицу возможность приобрести гражданство желаемого им государства  при условии соответствия требованиям, которые предъявляются для лиц, желающих приобрести гражданство данного  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации

 

2.1 Приобретение  гражданства Российской Федерации

 

 

 

Состоянию в гражданстве  любого государства предшествует его  приобретение.

Гражданство любого государства  приобретается по нескольким основаниям. Гражданство в Российской Федерации  приобретается в порядке и  по основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Указанный нормативный акт устанавливает  ряд оснований и порядок приобретения иностранным гражданином, лицом  без гражданства (апатридом) статуса  гражданина Российской федерации.

В соответствии со ст. 11 Закона основаниями для приобретения гражданства  Российской Федерации являются:

  1. по рождению;
  2. в результате приема в гражданство РФ;
  3. в результате восстановления в гражданстве РФ;
  4. по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации56.

Итак, приобретение гражданства РФ – это предусмотренное федеральным законом получение физическим лицом российского гражданства по признаку или причине, соответствующим одному из положений, выдвигаемым этим законом57.

Наиболее распространенным основанием является приобретение гражданства  по рождению (филиация).

Для приобретения родившимся ребенком статуса гражданина конкретного  государства, важное значение имеют  два обстоятельства: территория, на которой он родился, и гражданство его родителей. Указанные обстоятельства являются юридическими фактами признания гражданства. В международном праве эти два юридических факта традиционно принято называть «правом (или принципом) почвы» (территория рождения) и правом (или принципом) крови» (гражданство родителей).

Отметим, что законодательство о гражданстве различных стран  мира использует, как правило, оба  эти принципы для признания родившегося  ребенка гражданином государства, применяя при этом самые различные  комбинации. При этом принцип «права крови» является приоритетным в странах  Западной Европы, принцип «права почвы» - в США и некоторых других странах  англо-саксонской правовой системы. Некоторые  государства применяют смешанную  систему приобретения гражданства, при которой преобладающее «право крови» сочетается с влиянием «права почвы». Законодательство СССР и РСФСР  о гражданстве также использовало оба принципа в определенном сочетании. Не является исключением и действующее  законодательство РФ.

Приобретение гражданства  Российской Федерации по рождению в  настоящее время определяется ст. 12 действующего Закона о гражданстве, в соответствии с которой ребенок  приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка: оба  его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ; один из его  родителей имеет гражданство  РФ, а другой является лицом без  гражданства, или признан безвестно  отсутствующим, или место его  нахождения неизвестно; один из его  родителей имеет гражданство  Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ. В ином случае ребенок станет лицом без гражданства; оба родителя ребенка или единственный его  родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранцами или лицами без гражданства58. При этом, важно, чтоб ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет родившемуся своего гражданства.

Как видим, в первых двух случаях гражданство приобретается  ребенком по «праву крови», место рождения ребенка не имеет значения. В третьем  случае мы видим сочетание «принципа  почвы» и «принципа крови». В четвертом  – «принцип почвы».

Применяя названные выше положения закона, учитывается следующее.

Дата рождения определяется датой родов, которая подтверждается соответствующими медицинскими документами  либо иными способами и зафиксированная  в свидетельстве о рождении и  акте о рождении, составляемых органами ЗАГСа.

Происхождение детей от конкретных родителей (материнство и отцовство) в России устанавливается в соответствии с семейным законодательством. В  некоторых случаях оно может  не совпадать с генетическим происхождением (например, при рождении ребенка  с применением метода искусственного оплодотворения). Иными словами для  приобретения гражданства РФ по рождению имеет значение гражданство только юридически установленных родителей, биологические же факторы в расчет приниматься не должны.

Родившийся на территории Российской Федерации ребенок и  находящийся там, родители которого неизвестны, приобретает гражданство  РФ, если родители не объявятся в  течении шести месяцев со дня  его обнаружения (ч.2 ст. 12 Закона о  гражданстве)59.

Положение, сформулированное в данной статье, предопределяет, что  ребенок, найденный на территории России и происходящий от неизвестных родителей, происходит от родителей – граждан  Российской Федерации. Иное может быть опровергнуто только при установлении самих родителей, причем в срок, не превышающий шести месяцев.

Особо отметим, что такой  ребенок должен быть признан гражданином  РФ даже в том случае, если его  расовая принадлежность, факт приобщения к культуре иностранного государства  и другие признаки дают основание  считать его гражданином иностранного государства. Указанные правила, пронизанные  демократическими принципами и заботой  о детях, призваны не допустить неопределенности в вопросе принадлежности ребенка  к гражданству того или иного  государства при отсутствии сведений о его обоих родителях.

Другое основание приобретения гражданства -  прием в гражданство (натурализация) – является довольно распространенным в современной  российской практике. Статьи 13 и 14 Закона о гражданстве регламентируют порядок  приема в гражданство РФ.

Натурализация (укоренение) – это индивидуальное приобретение гражданства Российской Федерации  лица по его заявлению (ходатайству) при соблюдении необходимых для  этого условий. Лиц, приобретающих  таким способом гражданство государства, называют натурализованными гражданами. Правовой статус таких лиц фактически не отличается от тех, кто приобретает  гражданство по рождению. В то же время, надо сказать, законодательство о гражданстве некоторых стран  отдает последним некоторое преимущество (в частности, при занятии должностей в государственном аппарате, избрании депутатами).

В российском законодательстве термин «натурализация» не употребляется.  Действовавший до 1 июля 2002 г. Закон  о гражданстве оперировал понятием «приобретение гражданства по ходатайству». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» для характеристики натурализации вводит два понятия: «прием в гражданство РФ в общем порядке и «прием в гражданство РФ в упрощенном порядке».

Общий порядок приема в  гражданство Российской Федерации  применяется в отношении дееспособных иностранных граждан и лиц  без гражданства при достижении ими восемнадцатилетнего возраста. Если они: проживают на территории РФ  со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ в  течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, специально предусмотренных  Законом о гражданстве; имеют  законный источник средств к существованию; обратились в полномочный орган  иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного  гражданства; обязуются соблюдать  Конституцию и законодательство РФ; владеют русским языком60.

Требование закона о непрерывном  проживании на территории Российской Федерации в мировой практике регулирования вопросов гражданства  является главным условием натурализации. Это так называемый ценз оседлости. Только постоянное проживание на территории государства обеспечивает включение  лица в общественно-политическую жизнь  страны, позволяет приобщиться к  языку и культурным традициям  соответствующего государства, а кроме  того, является важной гарантией того, что лицо, получив гражданство, не будет уклоняться от обязанностей по отношению к государству.

Информация о работе Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации