Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое исследование института гражданства; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений науки конституционного права современного научного представления о юридической природе гражданства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика института гражданства как элемента конституционно-правового статуса личности…………….........................................................................................
1.1. Развитие российского законодательства о гражданстве………………………………………………………………………
1.2. Понятие и принципы гражданства……………………….……………………………………………………………………………
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации………………………………………………………………….......
2.1. Приобретение гражданства Российской Федерации……………………………………………………………………….. 2.2. Прекращение гражданства Российской Федерации……….……………………………………………………………...
2.3. Производство по делам о гражданстве………………………………………………………………...........
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ВКР Гражданство РФ.docx

— 110.52 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространенным способом прекращения гражданства  РФ является выход из гражданства, который означает предусмотренное законом право гражданина в установленном порядке прекратить отношения гражданства с данным государством69. Иными словами, выход из гражданства (экспатриация) – это прекращение гражданства по добровольному волеизъявлению лица и его представителей.

Добавим, что в правовых системах экспатриация может быть реализована  в одном из двух видов: разрешительном или свободном. Разрешительный выход  из гражданства заключается в  прекращении гражданства на основе постановления компетентного государственного органа по заявлению ходатайствующего. Свободная экспатриация представляет собой односторонний декларативный  отказ лица от гражданства и не нуждается в каком-либо санкционировании со стороны государства.

Российское законодательство о гражданстве предусматривает  только разрешительный тип экспатриации. Выход из гражданства РФ осуществляется на основании его добровольного  волеизъявления, выраженного в письменном заявлении определенной формы.

Закон о гражданстве допускает  выход из гражданства лиц, проживающих  как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Лица, проживающие  на территории Российской Федерации  осуществляют выход из гражданства в общем порядке, лица, проживающие за ее пределами – в упрощенном.

Согласно ст. 3 Закона о  гражданстве под общим порядком прекращения гражданства РФ понимается порядок рассмотрения вопросов гражданства  и принятия решений по вопросам гражданства  РФ Президентом РФ в отношении  лиц, на которых распространяются обычные  условия, предусмотренные настоящим  Законом70.

Упрощенный порядок прекращения  гражданства РФ – это порядок  рассмотрения вопросов гражданства  и принятия решений по вопросам гражданства  РФ в отношении лиц, на которых  распространяются льготные условия, предусмотренные  Законом о гражданстве71.

Отличие упрощенного порядка  от общего заключается в сроках принятия решений уполномоченными органами: если при рассмотрении заявлений  по вопросам гражданства в общем  порядке эти сроки ограничены годом со дня подачи заявления, то упрощенный порядок предусматривает  рассмотрение его в течение шести  месяцев.

Выход из гражданства не возможен при наличии следующих  обстоятельств:

- невыполнение перед Российской  Федерацией обязательств, установленных  федеральным законом;

- привлечение лица к  уголовной ответственности в  качестве обвиняемого либо если  в отношении него имеется вступивший  в законную силу обвинительный  приговор суда. Поскольку приговор  суда подлежит обязательному  исполнению, прямо в зале суда  такое лицо берется под стражу  и препровождается в место  заключения, определенное для него  судом;

Во всех названных случаях  к лицу применяются меры государственного принуждения. При выходе из гражданства  РФ он может их избежать. Поэтому ст. 20 Закона о гражданстве запрещает выход из гражданства в таких случаях72.

Выход из гражданства РФ не возможен также в случаях, когда  лицо не имеет иного гражданства  и гарантий его приобретения т.е. когда лицо может остаться без  гражданства.

Во всех указанных случаях  недопустимость выхода из гражданства  Российской Федерации носит безусловный  характер и не зависит от субъективного  мнения должностных лиц органов, уполномоченных рассматривать вопросы  гражданства.

Это правило существенно  отличается от правил, установленных  в ранее действующем законодательстве о гражданстве. В нем были предусмотрены  как абсолютные основания недопустимости выхода из гражданства Российской федерации, так и основания, которые могли  быть признаны в качестве препятствующих выходу из гражданства только по решению  уполномоченных органов.

Выход из гражданства Российской Федерации несовершеннолетних российских граждан возможен в двух случаях, а именно если:

- один из его родителей  является гражданином Российской  Федерации, а другой – имеет  иностранное гражданство;

- единственный родитель  ребенка является гражданином  иностранного государства.

Законом о гражданстве  не предусмотрено возможности выхода из гражданства Российской Федерации  ребенка, оба родителя которого являются иностранными гражданами либо лицами без гражданства. Например, если ребенок  родился от лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, то в  силу пункта «г» ч. 2 ст. 12 Закона о  гражданстве он приобретает российское гражданство по рождению. Однако позднее  он и его семья переезжают на постоянное место жительства в иностранное  государство, где его родители приобретают  гражданство государства в порядке натурализации. В этой ситуации, не смотря на что гражданство родителей и ребенка окажется различным, осуществить экспатриацию в отношении ребенка невозможно. Как представляется, в данной ситуации, родители такого ребенка – гражданина Российской Федерации, заинтересованные в изменении его гражданства могут потребовать от уполномоченных органов применения ч.3 ст. 19 Закона о гражданстве по аналогии. Ведь если возможен выход из гражданства ребенка, у которого имеется единственный родитель – иностранный гражданин, то в ситуации, когда ребенок имеет двух родителей-иностранцев возможность экспатриации кажется еще более логичной.

В любом случае выход из гражданства Российской Федерации  ребенка, оба либо единственный родитель которого являются гражданами Российской Федерации, весьма проблематичен. Ведь выход из российского гражданства  предполагает и фактический разрыв устойчивой связи России с выходящим  из гражданства лицом. Однако при  сохранении российского гражданства  обоими родителями ребенок не потеряет такой связи исходя из условий  самой ситуации, так как его  интересы будут все равно представляться и защищаться не им самим, а его  родителями – гражданами России. Кроме  того, сама защита интересов ребенка  в некоторых случаях не сможет быть полноценной.

Выход ребенка из гражданства  Российской Федерации в указанных  выше случаях осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей  либо соответственно по заявлению единственного  родителя.

Возможность отказа в выходе из гражданства несовершеннолетним по основаниям, указанным выше, не предусмотрена. Отказ в выходе из гражданства  Российской Федерации несовершеннолетнего  недопустим даже в случае, если он привлечен  в качестве обвиняемого по уголовному делу либо он осужден приговором суда. Такие случаи вполне возможны, учитывая, что статья 20 УК РФ устанавливает  возраст наступления уголовной ответственности в 16 лет, а по ряду преступлений лицо может быть привлечено к уголовной ответственности с 14 лет.

Следующим основанием прекращения  гражданства РФ выступают случаи изменения Государственной границы  РФ (оптация), в связи с чем за гражданином РФ закрепляется право  выбора иного гражданства (ст. 21 Закона о гражданстве). Оптация означает возможность выбора гражданства  одного из этих государств или иными  словами оптация выступает способом сохранения либо прекращения гражданства  Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Закона о гражданстве отмена решения  о приеме в гражданство является единственным основанием, которое допускает  прекращение гражданства без  добровольного волеизъявления лица. Это происходит при наличии серьезных  условий: представлении заявителем подложных документов или сообщения  заведомо ложных сведений. Факт использования  подложных документов или сообщения  заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ устанавливается  в судебном порядке. Основываясь  на судебном решении, компетентный государственный  орган, вынесший ранее решение о  приобретении лицом гражданства  РФ, отменяет это решение. Таким образом, отмена решения о приобретении гражданства  РФ является, по сути, санкцией за совершение противозаконных действий, позволивших  ему иметь незаконно статус гражданина РФ.

Гражданство Российской Федерации  прекращается со дня принятия полномочным  органом, ведающим делами о гражданстве  РФ, соответствующего решения.

Таким образом, под прекращением гражданства следует рассматривать утрату лицом гражданства РФ с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства. Как правило, прекращение гражданства Российской Федерации возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли), а также в случае решения об отмене гражданства конкретного лица в связи с представлением ложных сведений при его приобретении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Производство  по делам о гражданстве

 

 

 

 

В Законе о гражданстве  содержится ряд норм материального  права, определяющих правила решения  вопросов о гражданстве по существу, а также ряд административно-правовых норм, регламентирующих порядок производства по делам о гражданстве.

Таким образом, производство по делам о гражданстве представляет собой урегулированную законодательством деятельность полномочных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению вопросов приобретения и прекращения гражданства73.

Согласно ст. 28 Закона о  гражданстве полномочными органами, ведающими делами о гражданстве  РФ, являются: Президент РФ; федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции и его территориальные органы (ФМС Российской Федерации); федеральный  орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и  дипломатические представительства  и консульские учреждения РФ, находящиеся  за пределами Российской Федерации74.

Президент РФ решает вопросы  о приеме в гражданство РФ в  общем порядке, о восстановлении в гражданстве РФ в общем порядке, о выходе из гражданства РФ в общем  порядке и отмены решений по вопросам гражданства РФ.

Также Президент РФ также  издает указы по вопросам гражданства  РФ. Такие указы могут быть двух видов:

- нормативные или правоустановительные, рассчитанные на многократное  применение и касающиеся неограниченного  круга лиц, оказавшихся в сфере  действия такого акта;

- индивидуальные или правоприменительные,  не содержащие норм права и  касающиеся интересов конкретных  лиц.

Решения по вопросам гражданства  в упрощенном порядке принимаются  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление  функций по контролю и надзору  в сфере миграции, и его территориальными органами (ФМС России), а также  федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных  дел, и дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями РФ, находящиеся  за пределами Российской Федерации75.

К производству по делам  о гражданстве относятся следующая  деятельность государственных органов  и должностных лиц: порядок оформления и подачи заявлений по вопросам гражданства; порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства; порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства; исполнение решений по вопросам гражданства; контроль за их исполнением76.

Порядок подачи заявлений  по вопросам гражданства РФ определяется ст. 32 Закона о гражданстве.

Оформление приобретения или прекращения российского  гражданства зависит от места  жительства заявителя и осуществляется по следующим правилам:

  1. лицо, проживающее на территории РФ, подает заявление в территориальный орган Федеральной миграционной службы;
  2. лицо, проживающее за пределами РФ и не имеет места жительства на территории РФ, подает заявление в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за ее пределами.

Заявление подается заявителем лично. В случае, если это невозможно по обстоятельствам, имеющим исключительный характер, то заявление может быть подано через своего представителя  или по почте. Подлинность подписи  заявителя в этом случае удостоверяется нотариусом.

Согласно Положению о  порядке рассмотрения вопросов гражданства  Российской Федерации заявление  по вопросам гражданства РФ составляется письменно, на русском языке и  подписывается лично заявителем. Существуют случаи, когда заявитель  не может подписать заявление, например, он безграмотен или его физические недостатки не позволяют ему сделать  это. В такой ситуации заявление  по просьбе завителя может быть подписано  другим лицом, при этом подлинность  подписи заявителя удостоверяется нотариальной записью.

Несмотря на то, что заявление  подается заявителем лично, в отношении  ребенка и недееспособного лица действует другое правило. В этой ситуации заявление подают родители этих лиц или другие законные представители.

Информация о работе Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации