Сделки с недвижимым имуществом в российском гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:20, дипломная работа

Описание работы

Целью моей дипломной работы является систематизация и доступное изложение основных положений гражданско-правовой доктрины и российского законодательства о сделках с недвижимым имуществом.
Для достижения вышеуказанной цели мною поставлены следующие задачи:
- уяснить понятие и квалифицирующие признаки недвижимого имущества;
- проанализировать особенности субъектного состава сделок с недвижимым имуществом;
- сформулировать понятие и определить порядок государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом;
- обозначить особенности правового регулирования отдельных сделок с недвижимым имуществом;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Институт сделок с недвижимым имуществом………………………...6
§1. Понятие сделок с недвижимым имуществом……………………………….6
§2. Сделки с недвижимым имуществом в истории российского права……...19
Глава 2. Основание и порядок государственной регистрации сделок
с недвижимым имуществом…………………………………………………….32
§1. Понятие и правовое значение государственной регистрации сделок
с недвижимым имуществом…………………………………………………….32
§2. Порядок государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом………………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………….73
Список использованной литературы…………………………………………...76

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

- не предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя;

- не представлен документ, подтверждающий внесение пошлины  за государственную регистрацию;

- не представлены подлинники  документов (за исключением актов  органов государственной власти или местного самоуправления) с приложением копий.

При наличии необходимых  для регистрации документов, соответствии их установленным требованиям сотрудник  регистрационной службы вносит запись в книгу входящих документов и  выдает заявителю расписку о принятии документов на государственную регистрацию по образцу, установленному Методическими рекомендациями Минюста от 01.07.20024.

В расписку включаются дата представления и время (с точностью  до минуты) и перечень документов с  указанием их наименования, реквизитов, количества листов в каждом документе, а также книги учета входящих документов и порядкового номера записи о принятом заявлении. Копия расписки приобщается к принятым документам. Возвращенные на приеме подлинники документов (в частности, уставные документы и свидетельства о регистрации юридических лиц, доверенности, свидетельства о браке) в расписку не включаются.

По окончании приема в ЕГРП вносится запись о принятом заявлении, указывающая на правопритязание  в отношении данного объекта1.

В соответствии с требованиями ст. 18 Закона о регистрации прав, в правоустанавливающем документе (который является основанием для  регистрации права и указывается  в свидетельстве о государственной  регистрации) должны содержаться:

а) описание недвижимого  имущества: наименование и назначение недвижимости (здание, сооружение, квартира, дом, земельный участок и пр.), адрес, место нахождения и другие характеристики недвижимости;

б) полное наименование правообладателя  для юридического лица (включая организационно-правовую форму); фамилия, имя, отчество и место жительства для граждан;

в) вид регистрируемого  права (собственность, пожизненное  наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование и др.).

Проверяется также надлежащее оформление документов: нотариальное удостоверение в установленных законом случаях, подписи должностных лиц, скрепление печатью; удостоверение технических паспортов и планов земельных участков. В документах не должно быть подчисток, приписок, неоговоренных исправлений, повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, иначе это может повлечь отказ в приеме.

Поясним порядок представления  некоторых документов.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о регистрации прав1 все документы, необходимые для регистрации, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Исключением являются акты органов государственной власти и местного самоуправления, например постановления, решения или распоряжения глав администраций, комитетов и пр., так как подлинник такого документа существует в единственном экземпляре, а гражданам и организациям выдаются копии, заверенные канцелярией, управлением делами или протокольным отделом соответствующего органа. Такие документы представляются в виде двух копий.

Согласно п. 9 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста России от 15.03.2000 № 912, не оставляются в делах нотариуса подлинники правоустанавливающих и иных документов, необходимых для государственной регистрации, а также документов, подтверждающих регистрацию права на имущество. Подлинники правоустанавливающих документов на отчуждаемое жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации его права должны быть возвращены нотариусом отчуждателю недвижимости (продавцу и пр.). При этом на них делается отметка о совершении соответствующего нотариального действия, скрепленная подписью нотариуса с приложением печати. Также возвращаются нотариусом подлинники иных необходимых для регистрации документов: разрешений органов опеки и попечительства на продажу помещений, в которых проживают или собственниками которых являются несовершеннолетние, согласий супругов на продажу совместно нажитого имущества или его приобретение, справок органов паспортно-визовой службы о лицах, проживающих в продаваемом жилом помещении, и пр.

Подлинник правоустанавливающего  документа продавца, а также свидетельства  о государственной регистрации  его права представляются в регистрирующий орган при регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности. Однако эти документы не изымаются и после регистрации должны быть возвращены продавцу. Регистратор может сделать на них отметку о прекращении права продавца.

Согласно п. 4 Инструкции Минюста о регистрации купли-продажи1 подлинник платежного документа об оплате государственной регистрации также должен быть возвращен заявителю с отметкой: “Погашено”. Копия остается в регистрационной службе. Однако заявитель вправе представить только подлинник для хранения в деле регистрационной службы, о чем он должен указать в заявлении на регистрацию.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав2 на приеме могут быть предъявлены либо подлинники, либо нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица. Подлинники свидетельства о регистрации юридического лица, документа о постановке на налоговый учет (о присвоении ИНН) на приеме также только предъявляются, а не сдаются в регистрирующий орган до окончания регистрации3.

Но подлинники правоустанавливающих документов вместе с копиями обязательно должны быть сданы, поскольку на них будет проставлен штамп о регистрации сделки или права. Следует также отметить, что копия - это документ, имеющий равную с подлинником юридическую силу, верность копии должна быть заверена либо нотариально, либо той организацией, которая выдала документ. Ксерокопии без надлежащего заверения копиями не являются.

Заявления о государственной  регистрации представляются в единственном экземпляре. Количество заявлений определяется количеством регистрационных действий и объектов недвижимости.

Копии документов, удостоверяющих личность физических лиц (паспортов  и пр.), не предоставляются.

Ключевая процедура  государственной регистрации - правовая экспертиза, которая предшествует внесению регистрационных записей.

Правовая экспертиза - это проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на государственную регистрацию  документов1. При правовой экспертизе проводится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти2, установление отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации3.

Правовая экспертиза проводится в следующем порядке:

1. проверка записей в ЕГРП по объекту недвижимого имущества;

2. проверка действительности правоустанавливающих документов (если правоустанавливающим документом является договор, то осуществляется проверка законности сделки);

3. проверка иных документов, необходимых для регистрации, на соответствие установленным требованиям;

4. принятие решения по результатам правовой экспертизы.

За защитой нарушенного или оспариваемого права юридические и физические лица обращаются в суд, а в Росрегистрацию обращаются за подтверждением бесспорного права на недвижимость. Цель правовой экспертизы заключается в определении возможности совершения юридического акта признания бесспорного права, внесения записей в ЕГРП. Поэтому задачи правовой экспертизы - это установление:

- соответствия юридических  действий правообладателей и  участников сделок ГК и иным  правовым актам;

- юридического факта  или фактического состава, являющегося основанием для наличия, возникновения, перехода, ограничения (обременения), прекращения права на недвижимое имущество;

- отсутствия оснований  для отказа в государственной  регистрации.

С учетом требований законодательства к содержанию договоров, а также положений Закона о регистрации прав, можно определить следующие условия законности сделок с недвижимостью, проверку которых должны осуществлять регистраторы:

- право- и дееспособность  сторон;

- наличие необходимых  полномочий представителей сторон  сделки;

- соблюдение формы договора, установленной законом или соглашением сторон;

- наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий;

- принадлежность имущества  лицу, распоряжающемуся недвижимостью,  или полномочия по распоряжению  недвижимостью лицами, не являющимися владельцами имущества;

- соблюдение прав участников  сделки и третьих лиц, не  участвующих в сделке, а также  публично-правовых интересов в  установленных законом случаях;

- отсутствие ограничений  (обременений) прав лица, распоряжающегося недвижимостью, а в случае их наличия - указание этих условий в договоре.

Разумеется, при соблюдении указанных условий договор в  целом должен содержать однозначные  сведения об объекте, субъекте и виде права, возникающего на основании сделки, надлежащие подписи сторон, оттиски печатей и пр. Однако в отличие от других правоустанавливающих документов устранение пороков оформления и содержания договора невозможно путем представления дополнительных документов. Все изменения и уточнения должны быть внесены в договор и оговорены подписями участников сделки, для чего договор должен быть возвращен сторонам. Как правило, это осуществляется до приема документов. Но если недостатки документа выявлены после приема, то должен следовать отказ на основании того, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Понимая излишнюю строгость таких действий, большинство органов по регистрации в этом случае приостанавливает регистрацию по аналогии с п. 2 ст. 21 Закона об ипотеке1, требуя устранения выявленных несоответствий. Однако требование регистратора внести изменения и дополнения должно распространяться только на договоры, подлежащие государственной регистрации, т.е. еще не вступившие в силу. Регистратор не может требовать изменений не подлежащего регистрации договора, который уже вступил в силу с момента подписания сторонами. Он может только проверить его законность и действительность в отношении прав на недвижимость, а в случае несоответствия требованиям закона - отказать в регистрации.

Проверка законности сделки должна быть произведена независимо от того, подлежит ли регистрации сам  договор либо он является только основанием для регистрации перехода права. Например, государственной регистрации подлежат договоры купли-продажи жилых помещений1 и предприятий как имущественных комплексов2. Для заключения договоров купли-продажи иной недвижимости (зданий, сооружений, нежилых помещений, садовых и дачных домов, земельных участков) государственной регистрации не требуется. Но во всех случаях регистрации подлежит переход права к покупателю3, поэтому проверка законности договоров купли-продажи как оснований для регистрации перехода права должна быть осуществлена независимо от вида проданной недвижимости.

Важнейший элемент проверки законности сделки - проверка соблюдения прав и законных интересов участников и третьих лиц, не участвующих  в сделке. Именно для этого в  установленных законом случаях  заявителем должны быть представлены дополнительные документы. Если на сделку дано согласие третьих лиц, содержащее условия сделки, то должно быть проверено наличие таких условий в договоре, представленном на регистрацию. Условия сделки могут содержаться в доверенности, выданной представителю стороны договора. В случае отсутствия в договоре оговоренных согласием или доверенностью условий в регистрации может быть отказано в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав4 на основании того, что лицо, ограниченное определенными условиями, составило документ без указания этих условий.

Законом не установлено  ограничения компетенции регистрирующих органов при проверке законности нотариально удостоверенных сделок. Соблюдение формы договора - необходимое, но не достаточное условие действительности сделки. В соответствии с п. 1 ст. 165 ГК1 несоблюдение в установленных законом случаях требований о государственной регистрации влечет ничтожность сделки3. Если нотариально удостоверенная сделка, подлежащая государственной регистрации, не зарегистрирована, она не считается заключенной, не вступает в силу и не порождает тех правовых последствий, на которые направлена2. Несмотря на то, что нотариус проверяет законность удостоверяемого им соглашения, регистратор также должен осуществить проверку законности сделки. Необходимые документы (согласия супругов, согласия органов опеки и попечительства и пр.) должны быть представлены в подлинниках с приложением копий как удостоверяющему сделку нотариусу, так и регистратору.

Дополнительный элемент  письменной формы сделки с недвижимостью - заключение ее в виде одного документа, подписанного сторонами3, а в случае продажи предприятия - с обязательным приложением установленных документов4.

Информация о работе Сделки с недвижимым имуществом в российском гражданском праве