Система органов государственной власти Республики Беларусь и её закрепление в Конституции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования темы является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды. Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. В истории всегда был закономерен тот факт, что любая форма правления в государстве оказывала существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. История возникновения и формирования органов государственной власти в Республике Беларусь: теоретико-правовые основы 6
2. Организация государственной власти в Республике Беларусь 10
2.1 Конституционно - правовой статус Президента Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти 10
2.2 Законодательные органы государственной власти Республики Беларусь 14
2.3 Исполнительные органы государственной власти Республики Беларусь 18
2.4 Судебные органы государственной власти Республики Беларусь 22
3. Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь 27
3.1 Особенности взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти Республики Беларусь 27
3.2 Взаимодействие Правительства Республики Беларусь с Администрацией Президента Республики Беларусь и Национальным банком 29
3.3 Особенности взаимодействия органов судебной власти и органов исполнительной власти Республики Беларусь 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

КП Федорович СИСТЕМА ГОС ОРГАНОВ.docx

— 128.41 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

1 История возникновения  и формирования органов государственной  власти в Республике Беларусь: теоретико-правовые основы

1 История возникновения  и формирования органов государственной  власти в Республике Беларусь: теоретико-правовые основы

    1. Организация государственной власти в Республике Беларусь
  1. Организация государственной власти в Республике Беларусь

3 Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь

3 Взаимодействие органов  государственной власти Республики  Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра теории и истории права

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Конституционное право

на тему: Система органов государственной власти Республики Беларусь и её закрепление в Конституции Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка        Т.Н. Федорович

ФП, 2-й курс, ДПХ-2               (подпись)   (дата)            

                                                  

 

 

Руководитель                                             

доктор юр. наук,       (подпись)      (оценка)    (дата)  Д. М. Демичев

профессор

 

 

 

 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 42 с., 40 источников

 

СИСТЕМА, ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, СТРУКТУРА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

 

Объект исследования – органы государственной власти Республики Беларусь.

Предмет исследования – система органов государственной власти Республики Беларусь, а также правосубъектность государственных органов.

Цель работы: исследовать систему органов государственной власти Республики Беларусь, её структуру и функционирование .

Методы исследования: сравнительный анализ, исторический, диалектический, функциональный, системный, формально-юридического анализа, общенаучные методы, отраслевые методы исследований.

Исследование  и разработки: изучены структуры органов государственной власти Республики Беларусь и их взаимодействие.

Элементы научной  новизны: предложен метод в улучшении отправления правосудия в судах Республики Беларусь, а также для улучшения нормотворческой деятельности было предложено создание солидной Программы законопроектных работ.

Автор работы подтверждает, что приведённый в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1. История возникновения и формирования органов государственной власти в Республике Беларусь: теоретико-правовые основы 6

2. Организация государственной власти в Республике Беларусь 10

2.1 Конституционно - правовой статус Президента  Республики Беларусь и его  место в системе органов государственной  власти 10

2.2 Законодательные  органы государственной власти  Республики Беларусь 14

2.3 Исполнительные  органы государственной власти  Республики Беларусь 18

2.4 Судебные  органы государственной власти  Республики Беларусь 22

3. Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь 27

3.1 Особенности  взаимодействия органов законодательной  и исполнительной власти Республики  Беларусь 27

3.2 Взаимодействие  Правительства Республики Беларусь  с Администрацией Президента  Республики Беларусь и Национальным  банком 29

3.3 Особенности взаимодействия органов судебной власти и органов исполнительной власти Республики Беларусь 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из фундаментальных принципов, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, является принцип разделения властей. В соответствии со статьей 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы, относящиеся к каждой из ветвей власти, выполняют свои функции, обладая собственным предметом ведения и объемом полномочий, они самостоятельны в пределах своих полномочий, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Правовое государство  как категория – это многогранное и сложное явление, включающее в  себя целый комплекс конституционно-правовых, законодательных, социальных, политических и моральных аспектов. Значительное место в содержании правового  государства занимает такое явление, как политическая и правовая культура власти. Именно наличие данных проявлений позволяет говорить, что в том  или ином государстве имеет место  процесс становления правового  государства. Правовое демократическое  государство – это государство, которое само чтит право и закон  и всячески способствует подобному  же отношению со стороны каждого  лица, находящегося на территории государства  и за его пределами. Основополагающая роль в этом отводится системе  разделения властей, а также конституционно-правовому  содержанию каждой отдельно взятой ветви власти.

Настоящая курсовая работа посвящена рассмотрению наличия  и содержания процесса становления  правового государства в Республике Беларусь. Актуальность настоящей работы состоит в анализе государственно-правовой системы Республики Беларусь, определяющей по своей сути сам факт наличия  признаков правового государства, а также вытекающих из нее демократических  институтов и процессов.

Важнейшей составляющей системы  государственного управления выступает  его институциональная система, определяющая, кто и как от имени  государства имеет право и  может обеспечивать управляющее воздействие. 
Институциональная система – это сложное, состоящее из множества элементов образование, взаимодействие и взаимосвязи которых обеспечивают ее целостность.

В середине 80-х годов XX века Беларусь вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни  общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились  новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной  из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Республики Беларусь в Конституции 1994 года.

 

Целью исследования темы является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере  власти и управления в различные  исторические периоды. Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. В истории всегда был закономерен тот факт, что любая форма правления в государстве оказывала существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих. Поэтому не случайно существует огромное многообразие мнений и взглядов различных ученых и теоретиков, одобряющих или критикующих, занимающихся оценкой и выявлением положительных или отрицательных черт той или иной формы государственного устройства, в том числе и формы разделения властей. Что было в древние времена, остается и по сей день, времена меняются, а интересы людей остаются теми же. В этом и заключается актуальность данного исследования.

В данной работе проводится анализ конституционных положений, действующих в Республике Беларусь, декларирующих наличие правового государства в стране, и, прежде всего, системы разделения властей и правового содержания каждой из ветвей власти, а также проводится анализ взаимодействия ветвей власти.

Задачами написания настоящей работы являются: анализ содержания конституционно-правовых норм, устанавливающих принципы развития демократии и становления правового государства в Республике Беларусь, а также анализ действительного состояния правоприменения конституционно-правовых норм, устанавливающих принципы развития демократии, принцип разделения властей и становления правового государства в Республике Беларусь. 

1 История возникновения и формирования органов государственной власти в Республике Беларусь: теоретико-правовые основы

 

Конституционный строй (конституционная  система) – это система организации  государства и общества, закрепленная демократической Конституцией.

Республика Беларусь —  унитарное демократическое социальное правовое государство, с приоритетом принципов международного права [1, ст. 1] .

В 1991г. Республика Беларусь получила независимость. В 1994г. она стала президентской республикой. 

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. Она защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает правопорядок и законность. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета - является народ. Высшей ценностью и целью общества и государства в Республике Беларусь являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Беларусь – правовое государство. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства [1,с. 4] .Тем самым утверждается и реализуется принцип верховенства права.

На территории современной  Беларуси существовало несколько правовых документов, отвечающих сущности конституций. В частности, с 1588г. действовал Статут Великого княжества Литовского. Он служил образцом для многих зарубежных стран. На основе традиций Статута была составлена конституция Речи Посполитой 1791года. Эта Конституция претендует на статус «первой в Европе». Она действовала на территории Беларуси до присоединения к России в 1795г. После установления советской власти в 1919 и провозглашения Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) была принята первая Конституция БССР. Она имела некоторые характерные черты: закрепляла власть за Советами, рабочими в лице диктатуры пролетариата; лишала избирательных прав отдельных лиц и др. В 1922г. Белоруссия вошла в состав СССР. В период нахождения БССР в составе СССР было принято несколько редакций конституций республики: в 1927, 1937, 1978 годах. Все они  преимущественно были основаны на соответствующих  Конституциях  СССР [2] .

На момент выхода Беларуси из состава СССР действовала Конституция  БССР 1978г., где закреплялось построение «развитого социализма» в стране. Также было оговорено право граждан решать важнейшие вопросы посредством референдумов; была закреплена норма о суверенитете республики. В 1990г. была одобрена Декларация Верховного Совета БССР "О государственном

 

суверенитете Республики Беларусь". Декларация стимулировала принятие целого ряда новых законодательных актов в стране. Многие из ее идей были включены в проекты разрабатываемых нормативных правовых актов, в частности, в Закон "Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь", который был принят в 1991г. В том же году Декларации о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г. В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята в 1994 г. Согласно этому документу высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь все также являлся Верховный Совет [3, с. 51]

Конституция Республики Беларусь 1994 г. давала право высшему представительному органу одобрять законы, принимать и изменять Конституцию. Он выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу. Таким образом, в вышеназванной Конституции изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. Тогда же, в 1994г., на основании Конституции и закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" был учрежден институт конституционного контроля. Очевидно, что необходимость конституционной реформы в 1996 г. обусловливалась объективными факторами.

В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего, прежде всего, над властью исполнительной.  

Таким образом, конституционная  реформа 1996г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента лишь функций Главы государства, учреждении двухпалатного Парламента (Палаты представителей и Совета Республики) . Вместо Верховного Совета, в повышении роли Правительства - Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности [4] . Наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел, посвященный организации и деятельности высших органов государства - Президента, Парламента, Правительства и судов. Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение. В результате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений, посредством референдума 1996г., законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент - Национальное собрание приобрел более свойственное ему название, означающее окончательный отказ от советской модели высшего органа государственной власти, и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Принятие Конституции в редакции 1996 г. создало правовую основу для динамичного развития общества и государства, эффективной работы каждой из ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). В 2004 в нее также были внесены изменения и дополнения путем проведения референдума, снявшие ограничение на количество сроков президентства в стране, что неоднозначно было воспринято во многих западных странах.

Информация о работе Система органов государственной власти Республики Беларусь и её закрепление в Конституции Республики Беларусь