Система органов государственной власти Республики Беларусь и её закрепление в Конституции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования темы является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды. Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. В истории всегда был закономерен тот факт, что любая форма правления в государстве оказывала существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. История возникновения и формирования органов государственной власти в Республике Беларусь: теоретико-правовые основы 6
2. Организация государственной власти в Республике Беларусь 10
2.1 Конституционно - правовой статус Президента Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти 10
2.2 Законодательные органы государственной власти Республики Беларусь 14
2.3 Исполнительные органы государственной власти Республики Беларусь 18
2.4 Судебные органы государственной власти Республики Беларусь 22
3. Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь 27
3.1 Особенности взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти Республики Беларусь 27
3.2 Взаимодействие Правительства Республики Беларусь с Администрацией Президента Республики Беларусь и Национальным банком 29
3.3 Особенности взаимодействия органов судебной власти и органов исполнительной власти Республики Беларусь 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

КП Федорович СИСТЕМА ГОС ОРГАНОВ.docx

— 128.41 Кб (Скачать файл)

И, наконец, согласно депутатскому проекту Парламент становился безраздельным  монополистом всей государственной  власти: назначал и увольнял судей  высших судебных инстанций; принимал Конституцию  и вносил в нее изменения; принимал законы и сам их регулировал; имел право выразить вотум недоверия  правительству на любом основании.

"Содержание депутатского  проекта свидетельствовало о  концентрации полномочий у законодательного  собрания, вопреки даже практике  политической жизни республики  до введения института президентства,  когда Верховный Совет вынужден  был делегировать часть полномочий Совету Министров" [9] . Принятие парламентского варианта привело бы к смещению баланса сил в государстве в пользу Парламента, к превращению его, по отчеству, в единый и бесконтрольный орган государственной власти. Президентский вариант Конституции, принятый на республиканском референдуме, создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. В нем наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ветвей, баланс между обязанностями и правами Главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов и ее роль в управлении государством и обществом, что отражает мировую тенденцию второй половины XX века. Законодательная власть более не находится в привилегированном положении, она приобрела более цивилизованную форму функционирования, что означает окончательный отказ от советской модели высших органов государственной власти.

Располагая очерченными  рамками Конституция 1994 г. полномочиями, Президент Республики Беларусь в ходе осуществления государственной политики выступает в разных качествах: как глава государства (статья 95 Конституции); как глава исполнительной власти (статья 95); как Главнокомандующий Вооружёнными Силами (п. 24 статьи 100); как глава Совета Безопасности (п. 23 статьи 100); как фактический глава внешнеполитического ведомства (пп. 15 и 16 статьи 100). Однако данные ипостаси президентской должности не исчерпывали всех его полномочий в соответствии с фактическим политико-правовым статусом. Президент был наделён правом управлять всей системой исполнительной власти для реализации законов, других нормативно правовых актов, издания на их основе собственных указов и распоряжений [5, с. 253] .

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О нормативных  правовых актах Республики Беларусь»  нормотворческая деятельность Президента заключается в издании им нормативно правовых актов в форме декретов и указов, имеющих обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Главой государства [10, ст. 13] .

Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует  реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с  другими государствами и международными организациями. Президент принимает  меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую  стабильность, преемственность и  взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти [11] .

Как считает белорусский  автор А.Г. Тиковенко, "новая редакция Конституции 1996 года существенно обогатила теорию и практику разделения властей, значительно укрепила их самостоятельность и авторитет, а также основы конституционного строя. В результате юридически оформилась еще одна ветвь власти - президентская, охранительная, арбитражная по своей сути, лидирующая - по своей направленности".

 

 

2.2 Законодательные органы государственной власти Республики Беларусь

 

Парламент (от англ. parliament, от франц. parler - говорить) – общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции [5, с. 267] .

Высшим представительным и законодательным органом в  структуре институтов власти является Парламент. Представительный — это значит, что в его составе заседают, прежде всего, избираемые народом (частично назначаемые) его представители (депутаты), которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей. Законодательный — это означает, что основная задача парламента — принятие законов.

Представительные и законодательные  органы имеют давние традиции. Они  существовали еще в Древней Греции и Риме. Так, в Римской республике (510—27 гг. до н.э.) высшим органом власти считалось Народное собрание, которое  избирало руководителей, принимало  или отклоняло предложенные управленческие акты.

В Великом княжестве Литовском  основными властными структурами  были "Вялiкi вольны сейм" и "Гаспадарчая рада".

Первый датируемый в Западной Европе парламент — это Кортесы  Кастилии (1185). Первый датируемый опыт парламентаризма в российской истории  — Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211). Многие исследователи  утверждают, что первый парламент  в современном понимании этого  слова появился в Англии в 1265 году. Образование английского парламента было компромиссом между зарождающейся  буржуазией и дворянством, средством  сглаживания противоречий между  этими двумя социальными группами населения. Вначале парламент лишь давал королю советы, но постепенно стал выполнять законодательные  и представительные функции. Однако на роль родины самого древнего парламента претендует Исландия, жители которой, показывая несколько огромных камней, расположенных возле Рейкьявика, утверждают, что это и есть самый  древний парламент под открытым небом, который до сих пор носит  прежнее название — Альтинг. Там  древние викинги обсуждали свои дела и принимали управленческие решения.

Следует особо отметить, что законодательные структуры  того времени были сословными органами. Подлинно представительными они  стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип  разделения властей, введения всеобщего  избирательного права.

В историческом аспекте парламенты имели огромное значение для западноевропейских стран и США. Это был главный  инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции, феодальной идеологии, ценностей и идеалов  уходящих классов, за национальную независимость  и торжество справедливости и  демократии.

Одними из важнейших субъектов  идеологической деятельности в современных  обществах являются парламенты. Именно от работы парламентов, их эффективности  и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в государстве будут торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, убеждения, верования, модели поведения.

В настоящее время парламентаризм представляет собой сложный социально-политический, государственно-правовой и идеологический феномен современного общества. Это  специфическая система государственной  власти, структурно и функционально  основанная на принципах разделения властей, верховенстве закона при ведущей  роли парламентов в целях утверждения  и развития отношений социальной справедливости и правопорядка, социальной защиты и законности. Именно парламентаризм является основой приоритетных общественных ценностей и идеалов, знаний и убеждений, и, прежде всего, представительной демократии, способом их организации, инструментом их эффективного функционирования. В нем проявляются особенности исторического развития государств, общественного и государственного бытия каждой конкретной страны, национальных традиций, правовой культуры и политической воли народов, общественных ценностей и идеалов.

Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, со статусом республики как субъекта федерации  в составе СССР и как суверенного  демократического государства; во-вторых, с неоднократным принятием конституций, в которых по-разному определялась роль представительного и законодательного органа страны. В свете вышеизложенного  можно выделить следующие этапы  развития парламентаризма в Беларуси [13] .

В сложных правовых и политических условиях велась разработка Конституции  Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 года. Согласно Конституции 1994 года высшим представительным постоянно  действующим и единственным законодательным  органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный  Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые  избирались сроком на пять лет.

В статье 6 Конституции было закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепила за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию.

Необходимость конституционной  реформы в 1996 году была обусловлена  целым рядом объективных факторов. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 года изначально был  заложен дисбаланс функций и  полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом  Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства всех ветвей власти, Верховный  Совет рассматривался в качестве органа, стоящего, прежде всего, над  властью исполнительной. Таким образом, Верховный Совет по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить  любые изменения в Конституцию  и законы, признавать законы утратившими  силу, Верховный Совет Республики Беларусь фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.

Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в новой  редакции Конституции претерпел  раздел IV, посвященный организации  деятельности высших органов государства  — Президента, Парламента и Правительства. Произошло существенное перераспределение полномочий между данными органами, их уточнение.

Конституционная реформа 1996 года выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента страны функций Главы  государства, учреждении двухпалатного  Парламента, повышении роли Правительства  — Совета Министров в системе  ветвей власти и усилении его ответственности  за развитие экономики, за состояние  дел в социально-культурной и  административно-политической сфере  белорусского общества.

В результате внесения изменений  и дополнений в Конституцию Республики Беларусь законодательная власть больше не находится в привилегированном  положении. Парламент приобрел более  совершенную структуру, которая  соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Представительный и  законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом —  Национальным собранием Республики Беларусь и состоит из двух палат. Каждая палата самостоятельно устанавливает  свой порядок работы. Палаты Национального  собрания заседают раздельно, за исключением  установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган  палат отсутствует. Единственным временным  совместным органом двух палат может  быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий между палатами по законопроекту, отклоненному Советом Республики.

Деятельность Национального  собрания основывается на принципах: демократичности; гласности; разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную; верховенства права и законности; приоритета общепризнанных принципов международного права; равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов; свободного обсуждения и принятия решений; участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни [14, ст. 2] .

Широкий диапазон общественных отношений, которые должны быть урегулированы  именно законами, подчеркивает особый статус законодательных органов, в том числе и Парламента — Национального собрания Республики Беларусь как представительного и законодательного органа.

Правовой статус Парламента — Национального собрания Республики Беларусь регулируется статьями 90—105 Конституции Республики Беларусь. В силу статьи 90 Конституции Республики Беларусь Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.

Согласно статье 91 Конституции  Республики Беларусь в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Работа Палаты представителей осуществляется в форме заседаний, совместных заседаний с Советом  Республики Национального собрания Республики Беларусь, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, других органов Палаты представителей, депутатских групп, депутатов в Палате представителей, избирательных округах, а также в иных формах [15] .

Деятельность Палаты представителей, ее органов, депутатов Палаты представителей осуществляется открыто и гласно. В случае, если этого требуют интересы государства, могут проводиться закрытые заседания Палаты представителей, ее органов [13, ст. 3] .

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики. Кроме того, 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь [6] .

Таким образом, законодательная власть ответственна за то, насколько она эффективно представляет общественные интересы и отражает их в законах страны. Важнейшими субъектами законодательной власти в современных обществах являются парламенты. Парламент - это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов.

Информация о работе Система органов государственной власти Республики Беларусь и её закрепление в Конституции Республики Беларусь