Система органов государственной власти Республики Беларусь и её закрепление в Конституции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования темы является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды. Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. В истории всегда был закономерен тот факт, что любая форма правления в государстве оказывала существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. История возникновения и формирования органов государственной власти в Республике Беларусь: теоретико-правовые основы 6
2. Организация государственной власти в Республике Беларусь 10
2.1 Конституционно - правовой статус Президента Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти 10
2.2 Законодательные органы государственной власти Республики Беларусь 14
2.3 Исполнительные органы государственной власти Республики Беларусь 18
2.4 Судебные органы государственной власти Республики Беларусь 22
3. Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь 27
3.1 Особенности взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти Республики Беларусь 27
3.2 Взаимодействие Правительства Республики Беларусь с Администрацией Президента Республики Беларусь и Национальным банком 29
3.3 Особенности взаимодействия органов судебной власти и органов исполнительной власти Республики Беларусь 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

КП Федорович СИСТЕМА ГОС ОРГАНОВ.docx

— 128.41 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3 Исполнительные органы государственной власти Республики Беларусь

 

Правительство (англ. government) – высший исполнительный орган государства. Правительство возглавляет либо Президент – в президентской республике, либо Премьер-министр – в парламентской республике [5, с. 320] .

Правовое положение Правительства  Республики Беларусь и его место  в системе органов государственной  власти вытекает из принципа разделения властей, закрепленного в статья 6 Конституции Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь осуществляет государственную власть наравне с Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием и судами. Часть 1 статьи 106 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. До внесения изменений в Конституцию в 1996 г. Правительство Республики Беларусь именовалось Кабинетом Министров Республики Беларусь. Конституционно-правовой статус Правительства и порядок его деятельности определяется Конституцией Республики Беларусь (раздел IV, глава 5), Законом от 27 июля 2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь», Регламентом Совета Министров Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2000 г. Как центральный орган исполнительной власти Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему органами исполнительной власти Республики Беларусь, физическими и юридическими лицами. Вместе с тем Правительство Республики Беларусь — это распорядительный орган, принимающий на своих заседаниях решения, которые исполняют подчиненные ему органы. Таким образом, Совет Министров — Правительство Республики Беларусь – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов государственной власти [17, ст. 1] .

Вопрос о понятии органа исполнительной власти является одним  из важнейших для науки административного  права и отличается множеством предлагаемых определений. Одно из наиболее полных предложил Д.М. Овсянко, который полагает, что "орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определённые методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества" [18, с.30].

Правительство занимает важное место в системе органов государственной  власти. Оно является основным, центральным  институтом управления государственными делами, поэтому ни одно государство  не может обойтись без правительства. Многие учёные при характеристике данного  органа делают упор на то, что он является частью государственного аппарата. А  другие считают необходимым подчеркнуть, что это, прежде всего группа людей, своего рода коллектив.

В любом государстве правительство  – это высший коллегиальный орган  исполнительной власти, в состав которого входят руководители министерств и  других центральных органов государственного управления. В тех странах, где исполнительная власть принадлежит Президенту, правительство выполняет роль совещательного органа при Президенте и, как правило, не имеет чёткого конституционного статуса. В большинстве стран Европы для обозначения рассматриваемого органа государственного управления употребляется лишь один термин. Например, в Литве, Чехии и Венгрии он называется Правительством, в Польше, Италии и Болгарии – Советом Министров, в Латвии – Кабинетом Министров.

 По Конституции Республики Беларусь 1994 года (до внесения в неё изменений и дополнений в 1996 и 2004 годах) этот орган назывался Кабинетом Министров по той причине, что главой исполнительной власти был Президент, а Правительство являлось лишь отдельным звеном в его аппарате, находилось при Президенте. Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь от 23.07.08 г. " О Совете Министров Республики Беларусь" Совет Министров – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь [17] .

На рассмотрение Совета Министров  Республики Беларусь вносятся вопросы, решение которых относится к  исключительной компетенции Совета Министров Республики Беларусь, а  также которые отнесены к его  компетенции и не могут быть разрешены  республиканскими органами государственного управления, другими государственными организациями, подчиненными Правительству  Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом [19, ст. 3] .

Совет Министров вступает в тесные взаимоотношения с другими  органами власти, прежде всего, с Президентом  и Парламентом. Следует учитывать  особенности взаимоотношений Правительства  и Президента. Президент определяет структуру Правительства, назначает  на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства  и его членов. Он обладает правом руководить Правительством, председательствуя  на его заседаниях, отменять акты Правительства, его декреты и указы обязательны  для исполнения Правительством. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту (отчёт – это форма контроля за деятельностью Правительства. Он может быть как о всей деятельности за определённый промежуток времени, так и о выполнении отдельных вопросов). В ряде случаев Правительство может строить отношения с Национальным собранием только с разрешения или согласия Президента. Так же Президент определяет идеологию во всех сферах деятельности Правительства [20, с.397]. Всё вышесказанное свидетельствует о том, что белорусская модель конституционно-правового статуса Правительства тесно связана с конституционно-правовым статусом Президента.

 Что же касается взаимоотношений Совета Министров с Национальным собранием, то они строятся по нескольким направлениям. А именно:  
– утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении;  
– заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства;  
– рассмотрение по инициативе Премьер-министра вопроса о доверии Правительству;  
– дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра;  
– осуществление Советом Министров законодательной инициативы;  
– внесение предложения Советом Министров об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

– Совет Министров может  требовать принятия Палатой представителей окончательного решения по законопроекту, по которому не принят согласованный  текст законопроекта;

– участие Премьер-министра и других членов Совета Министров  в заседаниях палат Национального собрания и их органов [21, с.427].

Совет Министров может  вступать в отношения с Национальным собранием и по другим поводам, например при рассмотрении законопроектов, затрагивающих  его интересы.

В соответствии с указом Президента Республики Беларусь «О структуре  Правительства Республики Беларусь» на Аппарат Совета Министров Республики Беларусь возлагаются функции организации и контроля исполнения принимаемых Правительством Республики Беларусь решений.

Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь по статусу является министром [22, ст. 9] .

Так как Национальное собрание – это, в первую очередь, законодательный  орган, он лишь частично обладает правом контроля. Контроль же осуществляет только Президент. Генеральный прокурор, Комитет  государственного контроля не вправе осуществлять контроль за деятельностью Совета Министров. Не имеют такого права и суды, за исключением Конституционного суда, который осуществляет контроль за соответствием Совета Министров Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам Республики Беларусь, декретам, указам Президента [21, с.429].

Исходя из этого, можно  сделать вывод, что все приведённые  определения и тезисы раскрывают правовую природу Правительства  Республики Беларусь, отражают его  место в системе разделения властей  и органов государственного управления. Мы убедились, что Правительство  находится в прямой зависимости  от Президента, занимая вторую ступень  в общегосударственной системе  исполнительной власти, и имеет определённые точки соприкосновения с Национальным Собранием, то есть законодательной  властью.

 

2.4 Судебные органы государственной власти Республики Беларусь

 

Судебная власть наряду с  законодательной и исполнительной является отдельной ветвью государственной  власти и важнейшим признаком  демократического государства. Самостоятельное функционирование судебной власти, её обособление от иных государственно-властных структур свидетельствуют о реализации на практике принципа верховенства права. Деятельность судебной власти призвано обеспечить господство права, в том числе и по отношению к государству. Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, включая социально-экономические и политические права, конституционный строй, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования [5, с. 344] .

Обычно, рассказывая о  государственно-правовом механизме, обращаются к классической триаде ветвей власти. Эта схема выглядит так: законодательные  органы издают законы, обязательные для  всех; исполнительные органы реализуют их, исполняют эти законы, а суд наказывает за нарушение законов или неисполнение их. Таким образом, суд – это орган, который применяет государственные санкции. Суд назначает наказание за нарушение общеобязательных правил, установленных государством.

Деятельность судов по рассмотрению конфликтов, споров, по применению законов, по отношению к виновным лицам, именуется правосудием. Иначе говоря, реализация законов судом, деятельность суда – это и есть правосудие. Хотя в это слово всегда вкладывается немного больше смысла, правосудие – это правильное, справедливое осуществление судебной деятельности. Это осуществление деятельности независимым судом без влияния посторонних факторов.

Судебная власть имеет  две основные функции. Одна функция  вполне очевидная, тем более для  бывшего советского человека. Это  функция наказания за нарушение  государственных предписаний и  законов. Вторая функция, о которой  никогда не говорили во времена советской  власти, – это функция рассмотрения споров и конфликтов между государством и гражданином.

Кроме этого, встречается  и третья функция суда – разрешение конфликтов между государственными структурами, в которых отдельный  человек не выступает. Например, рассмотрение конфликтов между автономными единицами, субъектами федерации, местными органами власти, центральными органами власти.

Характеризуя суд и  судебную власть, следует упомянуть  одно рассуждение, которое встретилось  в литературе. Речь шла о том, что судебная власть, изо всех других властей наиболее слабая, поскольку в отличие от законодательной она не опирается на волю избирателей. А в отличие от исполнительной власти она не опирается на силу, на силовые структуры, поскольку ими не располагает. Но сила судебной власти в ее авторитете, в уважении, которое питают к ней граждане и государственные органы. Если такое признание есть, значит, судебная власть сильна. Если же нет, она превращается в ничто. В цивилизованных странах, таких как Республика Беларусь, Российская Федерация, Европейский Союз, с устойчивой многовековой демократической традицией, любое судебное решение исполняется, если даже оно не кажется справедливым. Решение суда – это закон [23, с. 34] .

Статья 109 Конституции закрепляет принципы осуществления судебной власти только судом, определения судоустройства законом; построения системы судов  на принципах территориальности и специализации [1] .

В соответствии со статьей 2 закона “О хозяйственных судах в  Республике Беларусь” от 9 декабря 1998 года в систему хозяйственных  судов входят: Высший Хозяйственный  Суд, хозяйственные суды областей, хозяйственный  суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом  Республики Беларусь по представлению  Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Хозяйственные суды осуществляют в пределах своей компетенции  правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях  защиты прав и охраняемых законом  интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами [25] .

В системе общих и хозяйственных  судов допускается образование  специализированных коллегий, а в  случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих  и хозяйственных судов могут  быть образованы специализированные суды по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные и иные.

Осуществление правосудия только судом, установленный порядок образования  суда строго регламентируемая процедура  рассмотрения дел обеспечивает законность и обоснованность судебных постановлений. Отступление от установленного порядка  правосудия, в том числе создание чрезвычайных судов, недопустимо.

Статья 110 Конституции провозглашает  принцип независимости судей и подчинения их только закону [1] . В законе “О судоустройстве и статусе судей” закреплены основные гарантии судейской независимости. Судьи разрешают переданные им дела самостоятельно, беспристрастно, без какого-либо постороннего влияния при соблюдении тайны совещательной комнаты. Судебная процедура служит гарантией всестороннего, объективного и полного рассмотрения всех вопросов судебного характера и одновременно ограждает суды от какого-либо неправомерного вмешательства в процесс отправления правосудия.

Воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать  всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или  добиться вынесения незаконного судебного решения, приговора, определения или постановления влечет за собой уголовную ответственность. Так, Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 года предусматривает ответственность за насилие в отношении судьи, заседателя или их близких (ст.388), угрозу в отношении судьи или заседателя (ст.389), вмешательство в разрешение судебных дел (ст.390) [26] .

Информация о работе Система органов государственной власти Республики Беларусь и её закрепление в Конституции Республики Беларусь