Система органов государственной власти Республики Беларусь и её закрепление в Конституции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования темы является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды. Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. В истории всегда был закономерен тот факт, что любая форма правления в государстве оказывала существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. История возникновения и формирования органов государственной власти в Республике Беларусь: теоретико-правовые основы 6
2. Организация государственной власти в Республике Беларусь 10
2.1 Конституционно - правовой статус Президента Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти 10
2.2 Законодательные органы государственной власти Республики Беларусь 14
2.3 Исполнительные органы государственной власти Республики Беларусь 18
2.4 Судебные органы государственной власти Республики Беларусь 22
3. Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь 27
3.1 Особенности взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти Республики Беларусь 27
3.2 Взаимодействие Правительства Республики Беларусь с Администрацией Президента Республики Беларусь и Национальным банком 29
3.3 Особенности взаимодействия органов судебной власти и органов исполнительной власти Республики Беларусь 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

КП Федорович СИСТЕМА ГОС ОРГАНОВ.docx

— 128.41 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь система органов государственной власти страны включает в себя : 

• Президента Республики Беларусь (Глава государства), 

• Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь (Совет Республики и Палата представителей), 

• Правительство (Совет Министров Республики Беларусь), 

• суды, прокуратуру, Комитет государственного контроля, 

• органы местного управления.

 Конституция Республики  Беларусь – это основной закон, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. В соответствие с Конституцией демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Фундаментальными принципами политической и административной систем является: подчинение государства праву; признание и гарантирование неотъемлемых прав граждан; разделение властей; многообразие форм собственности; политический плюрализм; наличие гражданского общества.

Важнейшим свойством Конституции  Республики Беларусь является её преемственность, которая обусловливается непрерывностью процесса развития белорусской государственности, идущей с древних времён. Формирование теоретической конструкции политико-правовой модели более совершенного государства  занимало и продолжает занимать одно из центральных мест в общецивилизационной политико-юридической мысли [5, с. 105] .

Предусмотрен принцип  двойной ответственности Правительства перед Президентом и Парламентом. Таким образом, согласно Конституции, президент имеет право по назначению и смещению Премьер-министра и других членов Правительства, руководству работой Правительства и принятию решения о его отставке. Президент пользуется законодательными полномочиями: он имеет право наложить вето на принятый Палатой представителей закон, издавать декреты, имеющие силу закона. Президент может назначать и освобождать от должности судей всех уровней. Президент может распускать Парламент. Последнему предоставляется возможность выражать вотум недоверия правительству. В случае отказа в доверии правительству президент обладает правом на произвольный выбор: либо распустить Палату представителей, либо отправить в отставку Правительство. 

Конституционный принцип разделения властей, предполагающий самостоятельность государственных органов, их взаимодействие, уравновешивание друг друга предусматривает создание и функционирование системы сдержек и противовесов. В силу статьи 6 Конституции Республики Беларусь «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Таким образом, принцип разделения властей, внесенный в Конституцию, и реализация его на практике — важное качество правового демократического государства [ 6, с. 177] .

Действующая Конституция  Республики Беларусь акцентирует внимание на многовековую историю белорусской государственности. Основываясь на достижениях собственного и мирового конституционализма, Конституция включила самые прогрессивные положения и важнейшие государственно-правовые институты: разделение властей, президентство, свободные и прямые выборы, референдум как важный институт непосредственной демократии, местное самоуправление, конституционное правосудие, многообразие форм собственности и т.д. Анализируя историю других государств, опыт их конституционного развития, прихожу к выводу, что в Республике Беларусь есть все условия для ее становления как демократического правового государства. Нужна последовательная, без нагнетания страстей работа всех государственных органов, граждан в этом направлении.

 В настоящее время конституционное регулирование общественных и государственных процессов и механизмов в Беларуси, которое основывается на исторической преемственности конституционного развития, соответствует  мировому уровню. Об этом свидетельствует, например, закрепленный в Конституции Республики Беларусь принцип разделения властей и дополняющий его механизм сдержек и противовесов, которые нашли реализацию в отечественной государственно-правовой практике.

 

2 Организация государственной власти в Республике Беларусь

2.1 Конституционно - правовой статус Президента Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти

 

Термин "президент" в переводе с латинского языка означает "сидящий впереди". Видимо, в античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения впоследствии возникла такая должность, как президент сената. В нынешнем понимании термин "президент" начал потребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден институт президентства в США.

Возникновение института  президентства в мире было связано  с поиском США нового способа  организации государственного управления, предусматривающего создание сильной  исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию.

Задуманный первоначально  как глава исполнительной власти президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное  представление о президенте как  раз и основывается на отождествлении его с главой государства.

143 страны, из них 140 - члены  ООН, имеют в своем государственном  устройстве институт президентства [7, c.54 ] .

Институт президентства  является одним из основных элементов  государственной власти в странах  с республиканской формой правления. Необходимость существования данного  института вытекает, прежде всего, из потребности осуществления функций  главы государства и подтверждается масштабностью распространения  президентства в мире.

В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института  восходит к началу 90-х годов, когда  была предпринята первая попытка "имплантации" поста президента в Конституцию  БССР 1978 года. Но только после приобретения республикой суверенитета возникла объективная необходимость в  учреждении данного института.

Во-первых, произошли кардинальные изменения в политической системе  общества, связанные с ликвидацией  командно-административной системы  и отказом КПСС от руководящей  роли. Начался процесс передачи власти Советам народных депутатов. Советы же в силу ряда причин (фракционной  борьбы, некомпетентности части депутатов) не сумели взять всю полноту власти в центре и на местах и, главное, не овладели функцией координации действий государственных структур. В результате образовался вакуум 

власти, возникла потребность в органе, координирующем деятельность всех ветвей государственного устройства.

Во-вторых, усиление и развитие законодательной деятельности ослабило исполнительную власть, что привело  к серьезным недостаткам в  реализации принимаемых решений. Президент  был нужен для ускорения исполнения законов и других государственных  решений.

В-третьих, за многие годы Советской  власти произошло искажение принципа коллективного руководства, что  привело к безответственности, ошибкам  и злоупотреблениям. Появилась необходимость  индивидуализировать социальную и  политическую ответственность за деятельность на высшем уровне руководства .

Введение поста Президента в нашей стране было обусловлено  и тем обстоятельством, что главой государства может быть либо монарх, либо президент. В силу того, что  Беларусь является именно республикой, главой государства стал, естественно, Президент.

К тому же опыт государств, переживших однопартийную систему и близких  по территории и численности к  Беларуси, показывает, что выход  из экономического кризиса наиболее оптимально обеспечивается через сильную  президентскую власть, преимуществом  которой является быстрое реагирование, принятие и реализация наиболее рациональных решений.

Что же касается парламентарной республики, то в Беларуси она выявила  крайне низкую дееспособность. Партийная  система находилась и продолжает "сходиться на начальной стадии формирования. Существуют фактически лишь предпартии с 2-3 известными личностями.

На сильную личность ориентирован и менталитет белорусского народа. Если раньше первым лицом в государстве  был Первый секретарь ЦК КПБ, Председатель Верховного Совета, то сейчас им может  быть только Президент.

Согласно Конституции 1994 года Президент Беларуси являлся  Главой государства и главой исполнительной власти, но в отличие от США деятельностью  правительства руководил Премьер-министр. Правительство несло двойную  ответственность - перед Президентом и перед Парламентом. Президент наделялся рядом существенных полномочий, однако, как и в России, на политическом Олимпе к первенству стремился парламент [8, с. 67] .

При выборе модели президентства  в Беларуси решающее значение имело  то обстоятельство, что пост Президента учреждался под конкретную личность - В.Ф. Кебича, который являлся главой правительства. Институт президентства был призван только легитимизировать его политико-правовой статус, а не стать ведущим государственным органом.

Конституцией не устанавливался действенный правовой механизм взаимодействия Президента с другими властными  структурами. В номенклатурной системе  сохранялись свои, во многом унаследованные от прошлого механизмы, позволявшие  государственной машине работать на "старых оборотах". Избрание Президентом  Беларуси А.Г. Лукашенко - человека из другой "среды" - закономерно привело к выявлению заложенных в Конституции недоработок и противоречий. Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран. Однако использование опыта западных демократий не привело к осознанию назначения и функций президентства политической элитой и значительной частью общества. Институт президентства в качестве легитимизации политико-правового статуса воспринимался правящей номенклатурой как ведущий государственный орган.

Концепция президентской  власти на этом этапе была слабо  разработана, а ее введение не привело  к коренному изменению всего  механизма государственного управления. Ведущая роль по-прежнему принадлежала Верховному Совету, что свидетельствовало  о приверженности принципам "социалистической" демократии и приводило к смещению баланса сил в пользу законодательного собрания.

Положение усугубила сложная  политическая обстановка, возникшая  вследствие конкуренции, разгоревшейся  между политическими лидерами того времени. После поражения В. Кебича на президентских выборах началось открытое противостояние законодательной и исполнительной властей, что нашло свое выражение в игнорировании многих президентских инициатив.

К сожалению, Конституция  в большей мере только декларировала  принцип разделения властей. Соотношение  же полномочий властей было достаточно несбалансированным, не был создан и механизм разрешения противоречий между ними. Президент не обладал  правом роспуска Парламента, а Парламент  не имел возможности воздействовать на деятельность правительства, если не считать права ставить вопрос о досрочном отстранении от должности  отдельных членов Кабинета Министров. При таком положении дел разделение властей стало перерастать в  их противостояние. С целью его  разрешения А.Г. Лукашенко обратился  к народу как высшему источнику  государственной власти. Президент  выступил инициатором проведения республиканского референдума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, что позволило избежать развития событий по печально известному российскому сценарию.

На ноябрьский референдум 1996 года были представлены Президентом  и Парламентом (фракциями аграриев и коммунистов) два проекта новой  редакции Конституции, которые носили взаимоисключающий характер. В первом варианте предусматривалось реформирование всей системы государственной власти с доминирующим положением Президента, в другом - упразднение поста Президента и функционирование государственного механизма в условиях верховенства законодательного органа. Проект депутатов был практическим возвращением к устаревшей системе доминирования Верховного Совета и в случае принятия создавал угрозу для формирования дееспособной государственной власти.

Во-первых, формирование государственного устройства Беларуси без института  президентства не представлялось возможным, поскольку этот институт был воспринят  положительно большинством граждан  Беларуси, о чем свидетельствует  высокая степень участия избирателей  в выборах первого Президента страны: 78,97% в первом туре и 69,9% - во втором.

Во-вторых, упразднение института  президентства, учрежденного этим же Парламентом  всего два года назад, свидетельствовало  о неуважительном отношении парламентариев к высшему нормативному акту государства - Конституции. Такие "революционные" изменения Основного Закона на протяжении мизерного отрезка времени не имели под собой логических оснований, а были продиктованы желанием депутатов  разрешить конфликт в свою пользу.

Информация о работе Система органов государственной власти Республики Беларусь и её закрепление в Конституции Республики Беларусь