Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:13, курсовая работа
Целью исследования темы является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды. Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. В истории всегда был закономерен тот факт, что любая форма правления в государстве оказывала существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. История возникновения и формирования органов государственной власти в Республике Беларусь: теоретико-правовые основы 6
2. Организация государственной власти в Республике Беларусь 10
2.1 Конституционно - правовой статус Президента Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти 10
2.2 Законодательные органы государственной власти Республики Беларусь 14
2.3 Исполнительные органы государственной власти Республики Беларусь 18
2.4 Судебные органы государственной власти Республики Беларусь 22
3. Взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь 27
3.1 Особенности взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти Республики Беларусь 27
3.2 Взаимодействие Правительства Республики Беларусь с Администрацией Президента Республики Беларусь и Национальным банком 29
3.3 Особенности взаимодействия органов судебной власти и органов исполнительной власти Республики Беларусь 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
В соответствии с частью 8 статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Национального собрания, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов [24] .
В соответствии с абзацами 3, 4, 5, 6 части 2 ст. 50 Кодекса о судоустройстве и статусе судей в заседаниях Пленума Верховного Суда РБ имеют право принимать участие: председатели палат Национального собрания РБ и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания; Премьер-министр РБ и его заместители; Председатель Конституционного Суда РБ и его заместитель; Председатель Высшего Хозяйственного Суда РБ и его заместители. Эти же лица имеют право участия в заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ. В них участвуют также Министр по налогам и сборам РБ и его заместители, Министр экономики РБ и его заместители и другие должностные лица [24, ст. 73].
Значительной проблемой для судебной власти в Республике Беларусь является то, что принцип состязательности и равенства сторон в процессе также систематически не соблюдается. Поскольку при вынесении решений судьи в большинстве своем руководствуются соображениями целесообразности, стараясь не принимать решений, выходящих за рамки общепринятой практики и решений либо устных деклараций представителей исполнительной власти и главы государства, хотя бы такие решения и были бы значительно более законными и справедливыми, а также сложившейся негласной судебной практикой, даже несмотря на то обстоятельство, что судебный прецедент, как таковой, не является источником права в Республике Беларусь. Это связано с отсутствием в нашей стране реальной независимости судей и судебной власти в целом.
Считаю необходимым принимать
меры к устранению противоречий в
законодательстве Республики Беларусь,
а также к совершенствованию
и изменению характера
Таким образом, судебная ветвь власти в Республике Беларусь отделена от других ветвей власти, но тесно взаимосвязана с ними. Основное направление судебной власти во взаимоотношении с исполнительной властью это контроль деятельности и соответствие законодательству нормативных правовых актов издаваемых органами исполнительной власти.
Сложившаяся в Республике
система органов власти представляет
собой сложную, взаимосвязанную
систему, позволяющую эффективно управлять
государством. Но, несмотря на это, система
управления постоянно изменяется, адаптируясь
под вызовы современности. Если предшествующие
реформы государственного управления
преследовали прежде всего цели выработки
концепций новой системы
Становление правового государства является сложным и длительным процессом. Данный процесс может занимать значительный период времени.
Любой процесс, в том числе,
и процесс становления
Более того, процесс становления
правового государства по своей
сути не допускает узурпации власти
одной ветвью власти либо одним должностным
лицом. В противном случае даже говорить
о возможности становления
Как уже отмечалось ранее в данной работе, в становлении правового государства и развитии демократии в Республике Беларусь имеются значительные недостатки, которые сводят на нет задекларированный в Конституции Республики Беларусь тезис о правовом демократическом государстве, а также систему разделения властей. Причем, эти недостатки содержатся как в самой Конституции Республики Беларусь, так и в области правоприменительной деятельности.
Позиция автора основана на том, что исполнительная и президентская власть в Республике Беларусь фактически не ограничены в своих действиях другими ветвями власти. Фактически, исполнительная и президентская власть являются доминирующими и своими решениями и действиями могут влиять на любые действия как законодательной, так и судебной власти. Более того, декларируемый в Конституции Республики Беларусь принцип судебной защиты прав и законных интересов фактически не выполняется в той части, что Конституционный суд Республики Беларусь не является самостоятельной судебной инстанцией, так не вправе самостоятельно принимать к своему производству дела и принимать по ним заключения, в связи с чем в Республике Беларусь существует просто огромное число нормативных правовых актов, принятых исполнительной властью, которые противоречат Конституции Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, декретам и указам Президента Республики Беларусь.
В данной ситуации говорить
о становлении правового
Рассмотрев в настоящей
курсовой работе конституционно-правовые
основы государственного устройства и
состояние процесса становления
правового государства, мне хотелось
бы указать на следующие предложения,
реализация которых на практике привела
бы к старту процесса становления
правового государства в
1. необходимо усовершенствовать действующее законодательство Республики Беларусь (в том числе, на конституционном уровне) в части установления разнообразных форм общественного контроля за действиями органов власти, который (общественный контроль) в настоящее время, фактически, отсутствует, хотя де-юре является задекларированным в законодательстве нашей страны. Для этих целей считаю целесообразным обязать законодательно органы власти доводить до сведения общественности сведения обо всех своих действиях и принимаемых решениях (не относящихся в силу законодательства Республики Беларусь к категории государственной тайны). В том числе, предоставлять всю необходимую информацию представителям средств массовой информации независимо от их формы собственности. Данную обязанность и порядок ее реализации необходимо включить непосредственно в Конституцию Республики Беларусь и конституционные законы;
2. создание необходимых правовых и, прежде всего, организационных предпосылок для того, чтобы судебные инстанции в процессе своей деятельности выполняли требования части 2 статьи 112 Конституции Республики Беларусь, которая гласит, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным, так как данная норма в нашем государстве имеет чисто декларативный характер и на практике не исполняется;
3. проведение конституционно-правовой реформы в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, направленной на усовершенствование роли Конституционного Суда Республики Беларусь и расширение его полномочий в области конституционно-правового контроля в стране;
4. введение на конституционном уровне персональной ответственности каждого должностного лица государственных органов Республики Беларусь за исполнение нормативного правового акта либо административного акта, противоречащего в части либо в полном объеме Конституции Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, указам либо декретам Президента Республики Беларусь, и принятие на основании таких актов соответствующие административных актов;
5. внесение в законодательство Республики Беларусь, о деятельности контролирующих органов и процессуальное законодательство, изменений и дополнений в части расширения возможностей обжалования их действий и установление возможности и необходимости первоочередного обжалования действий должностных лиц, таких органов в судебную инстанцию без соблюдения досудебной процедуры обжалования, что позволило бы хотя бы в некоторой степени остановить произвол, творимый контролирующими органами.
Считаю, что реализация указанных мер позволит запустить в Республике Беларусь процесс становления правового государства.
1 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.
2 Довнар, Т.И. Историческое развитие белорусского конституционализма / Т.И. Довнар. // Конституции Республики Казахстан – 15 лет : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 10 сент. 2010 г. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – С. 50–59.
3 Василевич, Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь/ Г.А.Василевич. Серия «Право», приложение к журналу «Право и экономика» - Мн., 1999. С.51.
4 Мельник, В. А. Проблема белорусской национальной государственности в современных идейно-политических дискуссиях / В. А. Мельник // Сацыяльна-палітычныя і прававыя даследаванні. 2007. № 2. С. 64—72.
5 Демичев, Д. М.
6 Демичев, Д. М. Конституционное право. Учеб, пособие / Д. М. Демичев. — Мн.: Выш. шк., 2004.— 351 с.
7 Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. Конституционный статус / Г.А. Василевич // Серия "Юридический справочник". Приложение к журналу "Право и экономика". - Минск, 1998. — 232 с.
8 Реут, В.И. Нормотворчество Главы государства: отечественный опыт и зарубежная практика: учебник / В.И. Реут. – Мн.: ИСПИ, 2004. – 188 с.
9 Вардомацкий, А.П. Выборы первого президента Белоруссии / А.П. Вардомацкий // СоцИс : Соц. исслед. М., 1995. N 9. — С. 45—49.
10 Закон Республики Беларусь «О нормативно правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-З : с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 декабря 2004 г. — Минск: Дикта, 2004. — 59 с.
11 Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 28.10.2012.
12 Каменская, Н.В. Белорусский народ в борьбе за Советскую власть / Н.В. Каменская. — Минск: Изд-во Акад. наук БССР, 1963. — 340 с.
13 Дмитрачков, П.Ф. О зарождении и развитии государственности на белорусских землях / П.Ф. Дмитрачков // Беларуская думка. — 2001. — №4. — С. 107-118
14 Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» от 8 июля 2008 г. №370-З // Консультант Плюс: Беларусь
[Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 28.10.2012.
15 Указ Президента Республики Беларусь «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь» от 10 апреля 2002 г. № 205 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 28.10.2012.
16 Постановление Палаты представителей Республики Беларусь «О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» от 9 октября 2008 г. № 1033-П3/IX // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 28.10.2012.
17 Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» от 23 июля 2008 г. № 424-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2009 г. // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 28.10.2012.
18 Овсянко, Д.М. Административное Российской Федерации: учеб. пособие / Д. М. Овсянко. – М.: Юристъ, 2003. — 468 с.
19 Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь» от 14 февраля 2009 г. № 193 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 28.10.2012.
20 Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / В.А. Кодавбович. – Минск: Амалфея, 2007. – 528 с.
21 Крамник, А.Н. Административное право. – Часть 1. Управленческое право: учебное пособие / А.Н. Крамник. — Минск: Тесей, 2008. — 672 с.
22 Указ Президента Республики Беларусь «О структуре Правительства Республики Беларусь» от 5 мая 2006 г. № 289 193 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 28.10.2012.
23 Чиркин, В.Е. Элементы сравнительного государствоведения: учеб. пособие / Чиркин В.Е. — М.: Изд-во ИГиП РАН, 1994. — 152 c.
24 Кодекс Республики Беларусь «Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ.Респ. Беларусь — Минск, 2002. — Дата доступа:28.10.2012.
25 Закон Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» от 9 декабря 1998 г. №217-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 28.10.2012.
26 Кодекс Республики Беларусь «Уголовный кодекс Республики Беларусь» от 9 июля 1999 г. № 275-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 28.10.2012.