Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:18, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В ХХ веке было сформировано современное международное право, учреждена Организация Объединенных Наций (ООН), создана система противодействия преступности. Человечество пришло к пониманию того, что только тесное и всестороннее сотрудничество государств позволит добиться успеха в борьбе с преступностью.
Ценными источниками, относящимися к истории России, явились архивные материалы, в том числе Полное собрание законов и Свод законов Российской империи. Исследованы международные договоры Российской империи, а также нормативно-правовые акты и международные договоры Советского Союза и Российской Федерации. Большое место в источниковой базе занимают внутригосударственные правовые документы – Конституция Российской Федерации 1993 года, законы (например, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 года, Уголовный кодекс России 1996 года, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 года), концепции, доктрины и федеральные программы по борьбе с преступностью. При написании диссертации были использованы доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также межведомственные акты правоохранительных органов, относящиеся к теме исследования.
При проведении исследования была использована отечественная и зарубежная литература по социологии, экономике, философии, психологии, теории государства и права, истории государства и права, международному праву, уголовному праву, уголовному процессу, криминологии, уголовной политике, статистические данные и обобщенная информация правоприменительной деятельности правоохранительных органов.
Научная новизна исследования. В диссертации рассматривается крупная научная проблема, ранее не получившая должной разработки в историко-правовой науке. Впервые на монографическом уровне проведен комплексный анализ проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера в ХХ – начале XXI столетия. Проведенное исследование восполняет имеющиеся в научной литературе пробелы, создает целостное представление о формах и методах борьбы с преступлениями международного характера. На основе проведенного анализа выявлены объективные факторы, обусловившие повышение уровня преступлений международного характера в ХХ – начале XXI столетия. На большом фактическом материале исследован исторический процесс становления и развития сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера, а также процесс формирования современной многоаспектной международно-правовой базы по борьбе с преступностью.
В диссертации выделены основные этапы этого сотрудничества, дана характеристика их типологических признаков.
В диссертации дана характеристика особой роли ООН как координатора деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью. Обобщаются и систематизируются теоретические подходы к формированию общей концепции сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера. Осуществлен анализ политико-правовых и социальных основ, которые привели к формированию нового этапа сотрудничества государств, отличающегося большей масштабностью, более четкими организационными и правовыми формами. На основе подробного анализа развития сотрудничества государств в ходе трех этапов, сложившихся на протяжении ХХ – начала XXI столетия, определены приоритетные пути его совершенствования.
Новизна диссертации также состоит в том, что в ней при раскрытии темы использован межотраслевой подход. Диссертация, являясь историко-правовым исследованием, в то же время опирается на положения теории права и государства, уголовного и международного права.
Положения, выносимые на защиту.
I этап – начало XX века – 1945 год – характеризовался заключением, в основном, двусторонних конвенций, наиболее детально регламентирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. Многосторонние соглашения этого периода заключались ограниченным количеством государств, некоторые из них так и не вступили в силу.
II этап – 1945 – 1991 годы – ознаменовался созданием единой системы борьбы с преступностью, в том числе и международной, под эгидой ООН. В этот период был заключен ряд многосторонних конвенций, регламентирующих борьбу с преступлениями международного характера. Однако заключение двусторонних договоров в значительной степени шло по блоковой системе, особенно это касается договоров, регламентирующих оказание правовой помощи. Череда «бархатных» революций в социалистических странах и распад СССР на заключительной стадии этого этапа привели к росту преступности, формированию транснациональной организованной преступности, усугубленной прозрачностью государственных границ.
III этап – 1991 – 2006 годы – характеризовался возрастанием координирующей роли ООН и активизацией усилий большинства государств мира в борьбе с преступностью. Рост международного терроризма, угрозы транснациональной организованной преступности предопределили необходимость разработки единой стратегии борьбы с преступностью, активизацию работы по заключению универсальных международно-правовых актов и тесное, не обремененное идеологическими рамками, сотрудничество правоохранительных органов всех стран мира.
– различие правовых систем государств;
– существование в мире блоковой системы;
– неприятие социалистическими государствами Интерпола;
– политика двойных стандартов, проводимая западными странами;
– отсутствие единого определения международного терроризма.
К сожалению, большинство факторов действует и сейчас, что требует активной деятельности государств по их нивелированию.
ООН поставила перед государствами задачу присоединения к универсальным антитеррористическим конвенциям.
Мировое сообщество осознало необходимость завершения разработки и принятия Всеобъемлющей конвенции ООН против международного терроризма, всеобщих конвенций о выдаче и взаимной правовой помощи.
Объединение усилий государств
по решению перечисленных задач
приведет к дальнейшему
На международном уровне необходимо принятие всеобщей конвенции ООН о взаимной правовой помощи и всеобщей конвенции ООН о выдаче, что позволило бы трансформировать право государств на выдачу преступников в их международно-правовое обязательство.
8. Начиная с 90-х годов ХХ века ООН, международные организации и государства мира рассматривают информационно-методическое обеспечение борьбы с преступлениями международного характера в качестве одного из приоритетных направлений. В настоящий момент назрела необходимость централизованных усилий всего мирового сообщества по созданию единой сети информационно-методического обеспечения деятельности правоохранительных органов, включающей информационные возможности органов и учреждений ООН, международных организаций по борьбе с преступностью, информационных систем государств. В условиях криминальных вызовов и угроз XXI века наличие и эффективное функционирование такой сети может стать одним из важнейших условий успешной борьбы с международной преступностью и, в первую очередь, с международным терроризмом.
9. Анализ деятельности Интерпола показывает, что его роль в борьбе с международной преступностью безусловно возрастет, если он станет координатором деятельности государств, а не останется на уровне механизма информационного обмена. Этому способствовало бы принятие новой редакции Устава, отражающей реалии современности и, в частности, наделяющей НЦБ стран-участников правом самостоятельно проводить оперативно-розыскные мероприятия по сопровождению раскрытия и расследованию отдельных преступлений, розыску особо опасных преступников. Повышению эффективности деятельности Интерпола способствовало бы также создание на территории России субрегионального бюро Организации, координирующего деятельность НЦБ стран – участников СНГ.
10. Сотрудничество государств –
– недостаточно высокую степень гармонизации законодательства государств – участников СНГ;
– незавершенность во
многих странах СНГ этапа
– влияние позиции ряда стран дальнего зарубежья и политической конъюнктуры в некоторых странах ближнего зарубежья на процесс межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ.
11. Сложившаяся на современном
этапе практика имплементации
положений конвенций,
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое значение диссертационного исследования определяется тем, что выводы, предложения и рекомендации могут быть учтены при разработке и реализации политики РФ в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступлениями международного характера, в том числе в ходе осуществления Концепции развития международных связей МВД России.
Научную ценность диссертационного исследования представляет положение о формировании комплексной нормативной базы по борьбе с преступлениями международного характера, в создании и применении которой участвует подавляющее большинство государств – членов ООН.
Проведенное исследование позволило выявить в качестве приоритетного направления деятельности национальных правоохранительных систем и их международного сотрудничества на длительную перспективу борьбу с транснациональной организованной преступностью, с учетом фактора ее сращивания с терроризмом. В обозримой перспективе это будет основная опасность для мирового сообщества, исходящая от международной преступности.