Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:18, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В ХХ веке было сформировано современное международное право, учреждена Организация Объединенных Наций (ООН), создана система противодействия преступности. Человечество пришло к пониманию того, что только тесное и всестороннее сотрудничество государств позволит добиться успеха в борьбе с преступностью.
В последующем стали вырабатываться прогнозные оценки, меры по внедрению тех или иных стандартов в правоприменительную деятельность, началась работа по выяснению причин и условий развития преступности. Так, на III Конгрессе было обращено внимание на зависимость уровня преступности от экономического и социального развития страны.
Решения VI–IX Конгрессов ООН характеризуются принятием соответствующих деклараций, программ действий, типовых документов охватывающих различные сферы правоприменительной деятельности. Так, на VI Конгрессе ООН прозвучал призыв осуществлять предупреждение преступности и уголовное правосудие в контексте нового международного экономического порядка. Отмечалась необходимость развития научных исследований в области борьбы с преступностью, с учетом условий и первоочередных задач каждой страны или региона.
Миланский план действий, принятый на VII Конгрессе ООН намечал конкретные меры по борьбе с преступностью в международном масштабе. В частности предполагалась активизация сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе, уделение первоочередного внимания борьбе с терроризмом во всех его формах, включая при необходимости скоординированные и согласованные действия международного сообщества.
По мнению диссертанта, Миланский план заложил основы выравнивания возможностей государств в борьбе с преступностью, т.к. рекомендовал ООН наращивать усилия в области развития технического сотрудничества с развивающимися странами на основе поступающих от них запросов.
VIII Конгресс, темой которого стало «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в XXI веке», принял значительное количество документов, которые должны были обеспечить сотрудничество государств в борьбе с преступностью в XXI веке. Среди них: Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития; Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней; Меры по борьбе с международным терроризмом; Типовой договор о выдаче; Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия; Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства; Типовой договор о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены.
Решения вышеназванных конгрессов стали основой развития как международного, так и национального уголовного законодательства.
По мнению диссертанта, X и XI Конгрессы ознаменовали собой начало нового этапа развития сотрудничества государств в условиях ХХI века. Они отметили, что всеобъемлющие стратегии предупреждения преступности на международном, национальном, региональном и местном уровнях должны затрагивать коренные причины и факторы риска, связанные с преступностью. Принципиально важной является постановка конгрессами задач по реализации всего потенциала ранее принятых универсальных антитеррористических конвенций и принятию всеобщих конвенций о взаимной правовой помощи и выдаче.
Вошло в практику проведение в рамках конгресса семинаров-практикумов по актуальным вопросам борьбы с преступностью. Диссертант обращает внимание на тот факт, что XI Конгресс поддержал глобальную стратегию ООН по борьбе с терроризмом.
В период с 1948 по 1970 годы выработка рекомендаций в области борьбы с преступностью осуществлялась специальным Консультативным комитетом экспертов. Реализация Программы ООН по борьбе с преступностью привела к учреждению в 1971 году Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней. На него была возложена функция подготовки Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
В ходе широкого Совещания в 1991 году с участием 107 делегаций была утверждена Декларация принципов и Программа действий Программы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Реализация этих документов потребовала создания специального межправительственного органа в рамках ООН. Им стала Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, которая была учреждена ЭКОСОС по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 46/152 от 18 декабря 1991 года19.
Комиссия начала разработку руководящих принципов для ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, подготовку конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и стала контролировать осуществление Программы.
Комиссия сумела создать систему анализа выполнения государствами-членами стандартов ООН в сфере борьбы с преступностью. По мнению диссертанта, это позволило иметь объективную картину состояния правоохранительной системы в мире и корректировать ее развитие в целях обеспечения прав человека и проведения единой согласованной политики в области борьбы с преступностью.
В ходе каждой сессии комиссия рассматривает ряд постоянных вопросов, таких как обзор долгосрочных мероприятий, техническая помощь по обеспечению выполнения Программы, и помощь правительствам.
По мнению диссертанта, значимым является тот факт, что на сессиях Комиссии регулярно рассматриваются вопросы, имеющие принципиальное значение для выравнивания возможностей развитых и развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе.
В последние десятилетия Комиссия систематически исследует новые тенденции в области транснациональной, организованной и экономической преступности, включая отмывание денег. Ею был сделан вывод о том, что усложнение характера организованной и транснациональной преступности требует принципиально нового подхода к вопросам международного сотрудничества.
Очень важно, считает диссертант, что Комиссия обеспечивает научную проработку проблем борьбы с преступностью при помощи институтов, входящих в сеть Программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН, Азиатский и дальневосточный институт, Латиноамериканский институт, Европейский институт и др.).
Диссертант обращает внимание, что информационно-методическое обеспечение является объективным условием борьбы с международной преступностью. Его элементы зародились еще в начале XX века. Коренным образом изменилась ситуация после создания ООН. Организационно-правовые формы информационно-методического обеспечения борьбы с преступлениями международного характера стали складываться на трех уровнях: универсальном (в рамках ООН), региональном и в рамках каждого отдельно взятого государства. Поэтому диссертант уделил внимание проблеме реализации информационно-методического обеспечения на всех трех уровнях.
ООН решает эту проблему при помощи ряда своих органов и учреждений. Так, ЭКОСОС создал Целевую группу по информационно-коммуникационным технологиям. Информационной деятельностью занимается и Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК), учрежденное в 1997 году. Решением Генерального секретаря ООН была учреждена должность научного советника при Генеральном секретаре ООН, в чьи обязанности входит внесение стратегических перспективных научных рекомендаций по вопросам политики, работа по мобилизации научно-технического потенциала системы ООН и широкого круга научных учреждений и учебных заведений.
Генеральная Ассамблея ООН в рамках пункта повестки дня под общим названием «Роль науки и техники в контексте международной безопасности, разоружения и других, связанных с этим областей» с 1998 года по инициативе России проводит обсуждение вопросов информационной безопасности.
Деятельность Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию можно с полным основанием считать одной из составляющих информационно-методического обеспечения борьбы с преступностью в мировом масштабе.
В деятельности ООН по
информационно-методическому
Договорный механизм сотрудничества, сложившийся в XX веке после создания ООН, позволил в полной мере использовать возможности договоров как универсального, так многостороннего и двустороннего формата для информационно-методического обеспечения борьбы с преступлениями международного характера. Большинство конвенций содержат статьи, предусматривающие информационное и методическое обеспечение их реализации.
На региональном уровне, в рамках Совета Европы, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Регионального форума АСЕАН, Содружества Независимых Государств информационно-методическое обеспечение борьбы с международной преступностью также базируется на прочной нормативно-правовой основе.
По мнению диссертанта, информационная
составляющая российской правоохранительной
системы в конце ХХ века объективно уступала
аналогичной составляющей правоохранительных
систем западных государств. Однако в
начале XXI столетия наметились положительные
сдвиги. 9 сентября 2000 года принята Доктрина
информационной безопасности Российской
Федерации. В 2005 году завершился первый
этап создания Единой информационно-
В настоящее время в рамках единой информационной системы МВД используются централизованные оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты федерального уровня. В частности, это позволяет обмениваться информацией с ФБР США.
Сегодня правоохранительными органами России поддерживаются контакты с коллегами в большинстве стран мира. МВД России, как орган представляющий страну в Интерполе, обменивается информацией с 184 государствами мира. ФСБ России, по словам Директора ФСБ России Н.П. Патрушева, на многосторонней и двусторонней основе взаимодействует со спецслужбами 67 стран мира20. По оценке Министра иностранных дел России С.В. Лаврова, благодаря обмену опытом и информацией, в целом ряде случае удалось предотвратить подготовку и попытки совершения терактов.
Вместе с тем, на взгляд диссертанта, серьезными проблемами являются информационная разобщенность правоохранительных органов, а также компьютеризация государственных органов России на основе информационных систем иностранного производителя.
Диссертант полагает, что информационно-методическое обеспечение включает в себя продуманную политику по формированию соответствующего общественного мнения и мероприятия по противодействию использования информационных возможностей в преступных целях.
Современное информационно-методическое обеспечение борьбы с преступлениями международного характера сегодня должно включать в себя усилия ООН, международных и региональных организаций, государств мира, институтов гражданского общества. Оно должно быть направлено на быструю и конфиденциальную передачу информации правоохранительного характера, формирование законопослушного поведения граждан, создание социально-психологических условий противодействия преступности и на формирование у населения навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных преступлениями международного характера.
В четвертой главе «Развитие институтционного механизма сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера» дан структурно-функциональный анализ различных международных организаций, созданных государствами в целях борьбы с преступлениями международного характера.
Одной из ведущих специализированных международных организаций по борьбе с преступностью является Международная комиссия уголовной полиции – Интерпол. Этот орган был создан по инициативе полицейских структур в 1923 году. На судьбе Организации в полной мере отразились катаклизмы мировой истории. Она была воссоздана лишь после окончания Второй мировой войны. Вторая половина 50-х годов оказалась периодом быстрого роста Интерпола, и в 1960 году его членами являлись 65 государств мира. Период «холодной войны» отразился и на участии стран социализма в деятельности Интерпола. Лишь с 70-х годов ХХ века в ее ряды стали вступать социалистические страны. СССР вступил в Интерпол в 1990 году, Россия стала его правопреемником в 1991 году.
В 1982 году Интерпол получил в ООН статус международной межправительственной организации. Сегодня он объединяет 184 страны.
Конец ХХ века ознаменовался некоторыми изменениями организационно-правовых основ деятельности и структуры Интерпола. 8 июля 1997 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между ООН и Интерполом, определившее конкретные сферы совместной деятельности по борьбе с транснациональной и внутригосударственной преступностью. В структуре Генерального секретариата Интерпола было сформировано подразделение криминальной аналитической разведки. В последующем Интерпол предложил создать подразделения стратегического криминального анализа в полицейских структурах стран-участников.
С 1995 года Интерпол осуществляет стратегию регионализации. Она предусматривает создание субрегиональных бюро на правах департаментов Генерального секретариата, находящихся вне штаб-квартиры и подчиняющихся Генеральному секретарю. Это было сделано в целях активизации регионального сотрудничества стран-участников, усиления материально-технического и финансового обеспечения этой деятельности.
Как отмечает диссертант, с конца ХХ века Интерпол стал осуществлять деятельность на более высоком техническом уровне. В настоящий момент внедрена новая система связи I–24/7 (Интерпол, 24 часа, 7 дней в неделю), обеспечивающая круглосуточный доступ стран – участниц к электронной базе данных Интерпола.
Отличительной особенностью Интерпола как международной организации является то, что в структуру его органов входят национальные центральные бюро государств-участников, являющиеся частью полицейской системы каждого государства – члена Интерпола. НЦБ Интерпола в России в соответствии с Указом Президента РФ от 30 июля 1996 года представляет всю совокупность правоохранительных и иных государственных органов России в контактах с Интерполом21. В короткий срок была создана межведомственная нормативно-правовая база по организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов России по линии Интерпола. В период с 1997 по 2000 годы почти во всех субъектах Российской Федерации были созданы филиалы НЦБ Интерпола. По мнению диссертанта, это позволило повысить результативность работы российского НЦБ, т.к. филиалы стали необходимым звеном, обеспечивающим оперативное взаимодействие с органами внутренних дел.