Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX - начале XXI столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В ХХ веке было сформировано современное международное право, учреждена Организация Объединенных Наций (ООН), создана система противодействия преступности. Человечество пришло к пониманию того, что только тесное и всестороннее сотрудничество государств позволит добиться успеха в борьбе с преступностью.

Файлы: 1 файл

Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международно.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

По мнению диссертанта, усилению роли Интерпола в борьбе с преступностью способствовало бы:

1) усиление прогнозирующей роли Интерпола;

2) реформирование системы связей с общественностью с целью профилактики преступности международного характера;

3) более активное использование возможностей Генерального секретариата для стажировки сотрудников НЦБ стран-участников в целях повышения их профессионального уровня, в т.ч. для более продуктивного использования возможностей международного розыска; 

4) развитие института офицеров связи стран-участников Организации;

5) создание на пространстве бывшего СССР субрегионального бюро Интерпола.

Вызовы и угрозы XXI столетия требуют и обновления Устава Интерпола. В частности, статью 3 Устава Интерпола можно было бы дополнить следующим пунктом: «В отношении деяний, признанных ООН международным терроризмом, ссылки на их политический, религиозный или расовый характер недопустимы»; статью 32 – пунктом: «Национальное центральное бюро стран-участников имеет право проводить оперативно-розыскные мероприятия и розыск особо опасных преступников».

Объединительные тенденции в Европе в ХХ веке берут свое начало с 40-х годов. Диссертант отмечает, что международное сотрудничество правоохранительных органов европейских государств стало реально складываться в 70-е годы ХХ века. Начало было положено образованием в 1975 году особого координационного органа 12 западноевропейских государств, названного группой «TREVI».

Основы европейского сотрудничества по борьбе с преступлениями международного характера были заложены в процессе создания шенгенской системы, берущей начало с заключения Соглашения «О постепенной отмене проверок на общих границах» 1985 года.

После заключения Маастрихтского договора представители стран этой группы подписали в 1993 году Соглашение о создании Подразделения Европола по наркотикам. Конвенция о принципах работы и задачах  была заключена в 1995 году. На Европол возложены три группы функции в сфере борьбы с преступностью: информационное содействие государствам-членам в расследовании преступлений, научно-техническое содействие и координация работы национальных следственных органов.

Рост преступности в  конце ХХ века потребовал более тесного  сотрудничества правоохранительных органов стран Европы и государств, возникших на территории бывшего СССР. Диссертант считает, что серьезным шагом в осуществлении сотрудничества европейских государств по борьбе с преступностью международного характера в современных условиях явилось подписание 6 ноября 2003 года Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом. Но полноценное сотрудничество правоохранительных органов России с Европолом может строиться лишь после заключения специального оперативного соглашения. Договоренность России и Европола о проведении регулярных рабочих встреч и консультаций в рамках исполнения Соглашения, по мнению диссертанта, позволит повысить эффективность сотрудничества.

Актуализация конкретных видов преступлений, как считает диссертант, потребовала определения в качестве компетентных органов, участвующих в реализации Соглашения, МВД России (в качестве головного компетентного органа), ФСБ России, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Государственного таможенного комитета, Комитета по финансовому мониторингу.

В структуре  НЦБ Интерпола в России создан Российский национальный контактный пункт (РНКП) по взаимодействию с Европолом. Организационное объединение НЦБ Интерпола и РНКП чрезвычайно целесообразно, по крайней мере, на начальном этапе развития сотрудничества с Европолом.

По мнению диссертанта, серьезную роль в противодействии преступности в Европе играют и другие международные организации. Среди них можно упомянуть Финансовую комиссию по проблемам отмывания денег (ФАТФ) и Комитет экспертов по оценке мер по борьбе с отмыванием денег. Ведущее место занимает ФАТФ, учрежденная странами «семерки» в 1989 году. Ее деятельность осуществляется по четырем основным направлениям: проверка соблюдения рекомендаций ФАТФ его членами; обзор новых методов и технологий отмывания денег; обеспечение выполнения рекомендаций государствами – членами ФАТФ; сотрудничество с другими международными организациями.

По мнению диссертанта, сегодня в рамках Европейского Союза  сложилась определенная система, позволяющая противостоять росту преступности в Европе. В качестве ее основных элементов автор выделяет:

– шенгенскую систему, обеспечивающую свободное перемещение законопослушных граждан государств-участников через общие границы и позволяющую поставить заслон международной преступности;

– Европол как орган, обеспечивающий сотрудничество между полицейскими силами, таможенными органами и другими компетентными органами по борьбе с преступностью;

– Евроюст как координатора сотрудничества между судебными органами государств-участников;

– международные организации правоохранительной направленности (ФАТФ, Комитет экспертов по оценке мер по борьбе с отмыванием денег и др.).

Диссертант считает  сотрудничество правоохранительных органов  России с соответствующими структурами Европейского Союза объективно необходимым и требующим серьезных решений на государственном уровне по обеспечению правовых, организационных, кадровых и материальных основ этой деятельности.

Вместе с тем, введение европейского ордера на арест необходимо рассматривать не только как проявление  нового уровня сотрудничества в рамках Евросоюза, но и как возможность создания условий для ограничения прав человека под видом борьбы с преступностью, в первую очередь, с терроризмом. Необходим анализ практики его применения и принятия соответствующих мер, ограничивающих его возможные отрицательные последствия.

Важную роль  в борьбе с преступлениями международного характера играют органы межгосударственного сотрудничества государств – участников СНГ.

Сотрудничество в борьбе с преступностью в рамках СНГ  с самого начала строится на основе программирования и подкрепляется соответствующими организационными  мероприятиями. Первая Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества на период до 1995 года была принята в 1993 году. В последующие годы подобные программы принимались регулярно. В современных условиях сотрудничество правоохранительных органов осуществляется на основе Концепции развития сотрудничества МВД государств – участников СНГ на период до 2010 года.

Были созданы органы координации сотрудничества правоохранительных структур государств – участников СНГ. Так, в 1993 году был создан межгосударственный орган – Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений, в 1996 году – Совет министров внутренних дел государств – участников Содружества, а в 2000 году – Антитеррористический центр государств СНГ. Регулярно проводятся совместные коллегии МВД стран Содружества.

Правовую основу этой деятельности составляют более 70 договоров о сотрудничестве в борьбе с преступностью, заключенных в рамках Содружества. По мнению диссертанта, это способствовало разработке единой стратегии по борьбе с преступностью, повышению эффективности розыска и задержания преступников, усилению антитеррористической деятельности в рамках Содружества.

Подтверждением тесного  сотрудничества правоохранительных органов стран СНГ и проведения единой политики по борьбе с преступностью стали регулярно проводимые совместные комплексные оперативно-профилактические и специальные мероприятия, такие как «Розыск», «Пассажир», «Граница», «Транзит», «Янтарь», «Фальшивка», «Караван-авто», «Нелегал», «Канал». Диссертант считает, что Минская конвенция по оказанию содействия в оперативном сопровождении расследуемых уголовных дел и раскрытии преступлений, а также Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц подняла эту деятельность на более высокий уровень.

Диссертант отмечает, что серьезную основу борьбы с терроризмом заложили Договор о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств – участников СНГ 1999 года, а также Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с терроризмом 2000 года.

Вместе с тем страны СНГ стали активнее использовать возможности, открываемые региональным сотрудничеством в борьбе с терроризмом. Так, Россия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан создали Шанхайскую организацию сотрудничества и в 2001 году заключили Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Диссертант считает, что это позволило стабилизировать ситуацию в Центрально-Азиатском регионе.

Сложный процесс  сотрудничества, по мнению диссертанта, требует многоаспектного подхода. Положительное влияние на сотрудничество правоохранительных органов государств – участников СНГ оказали бы более высокая гармонизация их законодательства в сфере борьбы с преступностью, совершенствование информационно-методического обеспечения борьбы с преступностью, тесное сотрудничество в подготовке кадров.

В заключении подведены краткие итоги исследования, сделаны обобщения и выводы. Они в совокупности позволяют комплексно оценить сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX – начале XXI столетия, показать его современное состояние, тенденции и пути развития.

Полученные результаты убеждают в том, что успешно бороться с этим социальным злом можно только общими усилиями государств, при тесном и эффективном их сотрудничестве.

Делается вывод, что  вызовы XXI века требуют постоянного совершенствования антикриминальной деятельности как всего мирового сообщества, так и каждого государства, а также высокого уровня ее  правового и организационного обеспечения.

 

Основные  положения диссертационного исследования опубликованы в 53 научных работах. Из них: 1 монография – объемом 21 п.л.; 2 учебных пособия – 7,9 п.л.; 10 статей в научных изданиях, рекомендованных перечнем ВАК – 6 п.л.; 40 статей, опубликованных в материалах международных, всероссийских конференций и иных изданиях – 19,4 п.л., 3 из которых в соавторстве (личный вклад – 0,6 п.л.).

Общий объем  опубликованных работ составил 54,3 п.л., личный вклад соискателя в эти работы составил 53,7 п.л. (99 %).

 

 Монографии:

 

  1. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в ХХ веке и начале ХХI столетия (историко-правовой аспект): Монография. – М.: Юрист, 2006. – 21 п.л.

 

Учебные пособия:

 

  1. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью. – Уфа: УВШ МВД РФ, 1995. – 2,2 п.л.
  2. Сотрудничество государств в обеспечении безопасности населения: Учебное пособие. – Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2004. – 5,7 п.л.

 

Научные статьи, опубликованные в изданиях,  
рекомендованных перечнем ВАК:

 

  1. К проблеме совершенствования российского законодательства в свете международных актов // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2004. № 2 (16). – 0,4 п.л.
  2. К истории сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2005. № 1 (17). – 0,5 п.л.
  3. К истории сотрудничества государств в области предотвращения захвата заложников и обеспечения безопасности лиц, пользующихся международной защитой // Вестник Башкирского университета. – 2005. № 1. – 0,3 п.л.
  4. К истории формирования института выдачи в российском законодательстве // Российский следователь. – 2005. № 6. – 0,5 п.л.
  5. К проблеме формирования договорно-правовой базы сотрудничества государств в борьбе с преступностью (1900–1941 гг.) // История государства и права. – 2005. № 7. – 1,3 п.л.
  6. К вопросу становления международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью // История государства и права. – 2005. № 8. – 0,7 п.л.
  7. Становление сотрудничества государств Европы в борьбе с преступностью // Международное публичное и частное право. – 2006. № 2 (29). – 0,6 п.л.
  8. Актуальные вопросы обеспечения безопасности личности в деятельности Интерпола // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. № 3 (53). – 0,8 п.л.
  9. XI Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью // Международное публичное и частное право. – 2006. № 5. – 0,3 п.л.
  10. Межгосударственное сотрудничество по борьбе с преступностью государств – участников СНГ // История государства и права. – 2006. № 7. – 0,6 п.л.

 

Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:

 

  1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными как международно-правовая основа совершенствования пенитенциарной системы // Права человека на рубеже ХХ-ХХI веков: Материалы научно-практической конференции. – Уфа: Филиал редакционно-издательского отдела Башкирского государственного университета на юридическом факультете, 1997. – 0,3 п.л.
  2. Отражение норм международного права в новом уголовном законодательстве Российской Федерации // Новое уголовное законодательство и обеспечение безопасности и прав личности: Материалы научно-практической конференции 27 февраля 1997 г. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997. – 0,3 п.л.
  3. Интерпол и укрепление европейской безопасности // Эволюция партийно-политических и государственных структур в странах Западной Европы и США в новое и новейшее время: Материалы межвузовской научной конференции историков России. – Уфа: Башкирск. ун-т, 1998. – 0,2 п.л.
  4. Некоторые аспекты участия силовых структур в вооруженных конфликтах немеждународного характера // Российская армия и современное общество: Материалы Российской научно-практической конференции. – Уфа, 1998. – 0,2 п.л.
  5. Международно-правовая база борьбы с организованной транснациональной преступностью // МВД России – 200 лет: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 28–29 мая 1998 года. Часть 2 / Под общ. ред. О.М. Латышева, В.П. Сальникова. – СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. – 0,3 п.л.
  6. Международное сотрудничество государств в борьбе с организованной транснациональной преступностью // Сборник информационно-аналитических материалов. № 2. – Уфа: МВД РБ, 1998. – 0,6 п.л.
  7. О некоторых аспектах гражданского контроля над вооруженными силами и силовыми структурами государства // Деятельность правоохранительных органов по реализации норм международного права и защите прав человека: Материалы международного научно-практического семинара 19–20 мая 1998 г. – Волгоград: Волгогр. юрид. ин-т МВД России, 1998. – 0,3 п.л. (В соавторстве с Толкачевым К.Б.)
  8. К вопросу международно-правового обеспечения сотрудничества государств в борьбе с преступностью // Проблемы использования передового опыта работы органов внутренних дел в первоначальной подготовке: Материалы научно-практической конференции 2 декабря 1997 г. – Уфа: Учебный центр МВД РБ, 1998. – 0,3 п.л.
  9. Международная организованная преступность – реальная угроза основным правам и свободам человека // Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современный мир: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию со дня принятия ООН Всеобщей декларации прав человека. – Уфа: РИЦ БашГУ, 1999. – 0,4 п.л. (В соавторстве с Герасимовым А.П.)
  10. Понятие и виды преступлений международного характера // Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с преступностью: Материалы круглого стола.– Уфа: УЮИ МВД РФ, 1999. – 0,3 п.л.
  11. Международные и внутригосударственные аспекты защиты прав ребенка // Проблемы обеспечения прав человека в современных условиях. – Уфа, 2000. – 0,4 п.л.
  12. Интерпол – координирующий орган международного сотрудничества по борьбе с преступностью // Вестник юстиции. – 2000. № 3. – 0,4 п.л.
  13. К проблеме формирования международно-правовой базы борьбы с организованной транснациональной преступностью // Международное сотрудничество в сфере борьбы с транснациональной преступностью и коррупцией: Материалы международной научно-практической конференции (30–31 марта 2000 г.). – Екатеринбург, 2000. Вып. 1. – 0,3 п.л.
  14. Международно-правовые аспекты защиты прав несовершеннолетних // Проблемы обеспечения прав человека в современных условиях: Материалы научно-практической конференции, посвященной Всеобщей декларации прав человека. – Уфа, 2000. – 0,3 п.л.
  15. Международная организованная преступность и современный мир / Российский ежегодник международного права. 2000. – Санкт-Петербург: Изд. социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 2000. – 0,3 п.л.
  16. Проблемы международного права и подготовка кадров для правоохранительных органов // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков: Материалы конференции. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2000. – 0,4 п.л. (В соавторстве с К.Б. Толкачевым)
  17. К истории международного сотрудничества государств по борьбе с терроризмом // Актуальные проблемы обеспечения безопасности личности, общества и государства в современных условиях: Материалы российской научно-практической конференции. – Уфа, 2001. – 0,4 п.л.
  18. Имплементация норм международного права в уголовное законодательство Российской Федерации // Юрист XX века: реальность и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции  
    (19–20 апреля 2001 года). – Екатеринбург: УрГЮА, 2002. – 0,4 п.л.
  19. Сотрудничество государств по защите прав человека в сфере уголовно-исполнительной юстиции // Права человека: теория и практика. Сборник научных трудов / Под ред. Г.И. Курдюкова, П.А. Кабанова. – Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2002. – 0,5 п.л.
  20. Международно-правовая характеристика незаконного захвата воздушных судов и других незаконных актов против безопасности гражданской авиации // Вестник Уфимского юридического института МВД РФ. – 2002. № 3. – 0,3 п.л.
  21. Институционный механизм сотрудничества государств как одно из средств борьбы с международной организованной преступностью в ХХ веке // Министерство внутренних дел России за 200 лет: история, теория, практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: г. Уфа, 25–26 апреля 2002 года. В 2-х частях. Часть II. – Уфа: Уфимский юридический институт МВД России, 2002. – 0,8 п.л.
  22. Международно-правовые акты, регламентирующие борьбу с международным терроризмом, в контексте обеспечения и защиты прав и свобод личности // Международные и национальные механизмы защиты прав и свобод человека: Материалы всероссийской научно-практической конференции: г. Уфа, 19 декабря 2002 года. В 2-х частях. Часть I. – Уфа: Уфимский юридический институт МВД России, 2003. – 0,9 п.л.
  23. Проблемы гармонизации российского и европейского правозащитных законодательств в уголовно-правовой сфере // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Материалы научно-методического семинара. – Нижний Новгород, 2003. –0,4 п.л.
  24. Проблемы совершенствования сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков (историко-правовой аспект) // Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2003: Материалы IV международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮУрГУ и 10-летию специальности «Юриспруденция» в ЮУрГУ. Ч. I. – Челябинск, НТЦ-НИИОГР, 2003. – 0,4 п.л.
  25. Тенденции развития международно-правовой базы борьбы с международным терроризмом // Проблемы противодействия преступности в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции 16–17 октября 2003 г. Часть I. – Уфа: РИО БашГУ, 2003. – 0,9 п.л.
  26. Конституционные основы использования международно-правовых норм в борьбе с преступностью // Реализация положений Конституции Российской Федерации в законодательстве: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Конституции Российской Федерации. Ч. II. – Челябинск, 2003. – 0,3 п.л.
  27. Имплементация международно-правовых норм по борьбе с преступностью в Российское законодательство // Конституционная защита граждан от преступных посягательств, реализуемая нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства: Материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции (19–20 февраля 2004 г.). – М.: Московский университет МВД России, 2004. – 0,5 п.л.
  28. Приведение Российского законодательства в соответствие с международными стандартами – необходимое условие его совершенствования // Юридическая наука и практика в Башкирском государственном университете: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию Башкирского государственного университета. – Уфа: РИО БашГУ, 2004. – 0,4 п.л.
  29. Участие России в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью в последнее десятилетие ХХ века // Социально-экономические и правовые проблемы борьбы с преступностью: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 18 марта 2004 г. В 2-х частях. Часть I. / Под общ. ред. Ф.Б. Мухаметшина. – Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2004. – 0,5 п.л.
  30. Международно-правовые основы осуществления правовой помощи (историко-правовой аспект) // Современные проблемы публично-правового и частно-правового регулирования: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора Орданского Марка Семеновича. Часть IV. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 0,8 п.л.
  31. Теоретико-правовые основы сотрудничества государств в обеспечении безопасности населения // Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2005: Материалы VII международной научно-практической конференции 7–8 апреля 2005 г. Ч. I. – Челябинск, 2005. – 0,2 п.л.
  32. Правовое государство и международное его сотрудничество // Правовое государство. – 2005. № 2 (2). – 0,3 п.л.
  33. Сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом: история и современность // Международный научно-практический правовой журнал «Закон и жизнь». – 2005. № 8 (165). – 1 п.л. (г. Кишинев).
  34. Международные акты как основа совершенствования российского законодательства // Научные труды. Вып. 5. В 3-х т. Т. 2 / Российская академия юридических наук. – М.: Издательская группа «Юрист», 2005. – 0,4 п.л.
  35. Роль Интерпола в борьбе с преступностью // Проблемы правовой защиты общечеловеческих ценностей в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 15–16 сентября 2005 г. Ч. 1. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 0,8 п.л.
  36. Теоретико-правовые основы сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера в ХХ веке // Теоретико-методологические и прикладные аспекты борьбы с преступностью: история и современность: Материалы Международной научно-практической конференции. 17–18 марта 2005 г.: В 4 ч. Ч. 1. / Под общ. ред. Ф.Б. Мухаметшина. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2005. – 0,7 п.л.
  37. Роль Интерпола в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью // Актуальные проблемы формирования правового государства в России: Материалы всероссийской научно-практической конференции 26–27 октября 2005 года. Часть 1. – Уфа, Окслер, 2006. – 0,9 п.л.
  38. Сотрудничество государств по информационно-методическому обеспечению борьбы с международным терроризмом // Терроризм как угроза обществу в эпоху глобализации (международно-правовые и внутригосударственные проблемы противодействия): Материалы Международной научно-практической конференции: 13–14 апреля 2006 г.: В 3 ч. Ч. 1. – Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2006. – 0,7 п.л.
  39. Проблемы межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью государств – участников СНГ // Вестник Карагандинского юридического института МВД Республики Казахстан. – 2006. № 1(13). – 1,2 п.л.
  40. «Холодная война» и становление договорно-правового механизма сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера // Международное публичное и частное право. – 2007. № 3. – 0,4 п.л.

Информация о работе Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX - начале XXI столетия