Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX - начале XXI столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В ХХ веке было сформировано современное международное право, учреждена Организация Объединенных Наций (ООН), создана система противодействия преступности. Человечество пришло к пониманию того, что только тесное и всестороннее сотрудничество государств позволит добиться успеха в борьбе с преступностью.

Файлы: 1 файл

Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международно.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

По мнению диссертанта, конец данного этапа характеризовался недооценкой многими государствами опасности, исходящей от транснациональной организованной преступности. Так, на дополнительный вопросник к Четвертому обзору общей преступности, разосланный ООН 193 государствам и посвященный транснациональной преступной деятельности в период с 1988 по 1990 годы, ответили лишь 50 стран.

Осуществление взаимной правовой помощи стало важным направлением сотрудничества государств на этом этапе. Однако диссертант отмечает, что экстрадиционные соглашения заключались преимущественно по блоковой системе. К Европейским конвенциям о выдаче 1957 года и о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года Российская Федерация присоединилась лишь 7 ноября 1996 года. Социалистические страны в 1978 году, а страны Запада – в 1983 году заключили многосторонние конвенции, регламентирующие передачу лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.

Третий этап сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера (1991–2006 годы) характеризуется более тесным взаимодействием в рамках системы ООН. Это вызвано тем, что конец XX – начало XXI веков ознаменовались новыми вызовами: ростом бомбового терроризма, увеличением финансовой подпитки террористической деятельности. Практически все виды преступлений международного характера, появившиеся в середине ХХ века, получили свое дальнейшее развитие. Появились новые виды преступлений, такие как киберпреступность, похищение людей для трансплантации органов, изготовление радиологического оружия, называемого «грязной бомбой», и др.

Однако в современных условиях сложилась общественно-политическая ситуация, способствующая тесному сотрудничеству государств в борьбе с международной преступностью. Это объясняется тем, что бывшие социалистические страны перешли на путь рыночной экономики и идеологического плюрализма. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года, провозгласившей приоритет общечеловеческих ценностей, верховенство закона, обеспечение прав человека, сняло проблему идеологического  противостояния. В то же время, международная преступность, в особенности ее организованная часть и терроризм, стали представлять угрозу для большинства стран вне зависимости от уровня их социально-экономического развития.

Государственная стратегия  борьбы с международной преступностью  была обозначена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 17 декабря 1997 года. В качестве основы широкого спектра внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны концепция, в частности, называет: рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма. Исходя из этих задач, стало совершенствоваться внутреннее законодательство, и активизировалась деятельность государства на международной арене. В 1998 году был принят закон «О борьбе с терроризмом», который заложил основы организации борьбы с терроризмом.

По мнению диссертанта, мировое сообщество осознало степень угрозы, исходящей от международной преступности и в 1997 году была принята Международная конвенция по борьбе с бомбовым терроризмом, а в 1999 году – Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. В 1997 году Россия представила ООН проект Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.

Осложняет борьбу с международным терроризмом  отсутствие его определения на уровне международно-правового акта. В течение длительного периода в рамках ООН ведется работа по подготовке всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом. В 2000 году Индия представила «Проект всеобъемлющей конвенции по международному терроризму» с тремя приложениями, регламентирующими исключения в отношении политических преступлений, процедуры представления взаимной юридической помощи и выдачи преступников13. Однако проект не был принят.

После трагических событий 11 сентября 2001 года, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1373 был учрежден Контртеррористический комитет СБ ООН, намечен комплекс мер по борьбе с терроризмом, особенно по пресечению его финансовой поддержки. В последующих резолюциях ООН призвала все государства присоединиться к 12 универсальным антитеррористическим конвенциям, а также принять Всеобъемлющую конвенцию против международного терроризма и международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Последняя конвенция была принята в 2005 году на основе российского проекта.

Активизация террористической деятельности ускорила деятельность ООН по созданию глобальной стратегии борьбы с терроризмом. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в ходе Международной встречи на высшем уровне по вопросам демократии, терроризма и безопасности, состоявшейся в марте 2005 года в Мадриде, изложил пять ее основных элементов: разубеждение, сдерживание, отказ, развитие и защита прав человека.

Террористические  акты, совершенные в Великобритании, Испании привели к принятию Советом Европы 16 мая 2005 года Конвенции о предупреждении терроризма.

Системный характер приобрела борьба с терроризмом и другими криминальными вызовами современности и в Юго-Восточной Азии. Она стала осуществляться на основе межрегионального плана, предусматривающего замораживание террористических активов; внедрение международных стандартов борьбы с этим видом преступления; международное сотрудничество в сфере обмена информацией; создание органов  финансовой разведки и региональных органов по борьбе с отмыванием денег, аналогичных ФАТФ; активное техническое межгосударственное сотрудничество. В короткие сроки в Куала-Лумпуре был создан Региональный антитеррористический центр.

Российская  Федерация в этот период предприняла  самые активные усилия по совершенствованию собственного законодательства, касающегося борьбы с терроризмом. 15 февраля 2006 года был подписан Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму», утвердивший Положение о Национальном антитеррористическом комитете14. 6 марта 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О противодействии терроризму»15.

Ратификация Россией 19 мая 2006 года европейской Конвенции о предупреждении терроризма потребовала приведения действующего законодательства в соответствие с потребностями современного этапа борьбы с терроризмом, что и было сделано принятием Федерального закона РФ от 27 июля 2006 года № 153-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»16.

Серьезной проблемой  конца ХХ – начала XXI века стал незаконный оборот наркотиков. В середине 90-х годов ХХ века Китай, Лаос, Мьянма, Таиланд, Камбоджа и Вьетнам приняли план субрегиональных действий по борьбе с наркотиками. В рамках его реализации к началу 2000 года осуществлялось 12 проектов, 6 из которых включали правоохранительные инициативы.

Захват власти в Афганистане движением «Талибан» создал феномен афганской «опиумной экономики». Анализ усилий, предпринимаемых Ираном, Пакистаном, Турцией и Афганистаном, позволяет диссертанту сделать вывод, что в отличие от государств Юго-Восточной Азии, эти страны делают упор на собственные силы и мероприятия внутригосударственного характера, а не на международное сотрудничество. Данное обстоятельство во многом обусловлено политическими факторами.

Россия активизировала международное сотрудничество в борьбе с наркопотоками, идущими из Афганистана. Диссертант считает, что роль России в международном сотрудничестве по борьбе с наркоугрозой в начале XXI столетия существенно возросла. Одним из примеров, подтверждающих этот факт, является признание в мире авторитета Международного межведомственного центра по подготовке сотрудников подразделений  по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, созданного на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России.

В 90-е годы ХХ века государства мира усилили борьбу с экономическими и финансовыми преступлениями. Совет Европы принял Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности в 1990 году. Она была ратифицирована Россией в мае 2001 года, ее положения нашли отражение в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», принятом в том же году.

Однако, по мнению диссертанта, замена конфискации штрафом в УК РФ в декабре 2003 года поставила Россию в сложное положение: во-первых, Россия предстала государством, внутреннее законодательство которого противоречит его международно-правовым обязательствам; во-вторых, это исключило возможность возращения в национальную экономику преступно нажитых денежных средств и иного имущества.

В июле 2006 года институт конфискации  был восстановлен в Уголовном кодексе РФ. В данном случае необходимо учитывать тот факт, что в 2005 году ЭКОСОС принял Типовое двустороннее соглашение о совместном использовании конфискованных доходов от преступлений или имущества, на которое распространяется действие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года17. Диссертант делает вывод, что в настоящий момент созданы основы возвращения конфискованных доходов от преступлений или имущества России для предоставления компенсации потерпевшим от преступления или возвращения доходов или имущества их законным собственникам.

В конце ХХ – начале XXI столетия криминальная активность в информационной сфере приобрела масштабы глобальной угрозы. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, в 2003 году только в нашей стране было совершено 12 334 преступления, предметом или средством совершения которых стала компьютерная информация. МВД России в короткие сроки  удалось создать подразделение, осуществляющее успешную борьбу с киберпреступностью. Оно действует в тесном сотрудничестве с правоохранительными структурами других государств мира.

В 2001 году была принята Конвенция Совета Европы по борьбе с киберпреступностью. Диссертант отмечает, что данная конвенция и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности воспринимаются ООН как достаточная международно-правовая база для сотрудничества всех государств мира в борьбе с преступлениями международного характера18.

Транснациональная организованная преступность в последние десятилетия ХХ века стала создавать реальную угрозу государственности. Проблемы борьбы с ней были рассмотрены на Всемирной конференции на уровне министров в 1994 году в Неаполе. Были приняты Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности. По мнению диссертанта, серьезным достижением конференции явилась постановка проблемы признания уголовной ответственности юридических лиц, входящих в структуру организованной преступности.

Этапным можно считать  заключение целевых межправительственных соглашений по борьбе с организованными формами преступности. В 1997 году Правительством России были заключены соглашения с Правительством Венгерской Республики и с Правительством Великобритании.

Конвенция ООН  против транснациональной организованной преступности, принятая представителями 130 государств мира в 2000 году, стала логическим завершением определенного этапа сотрудничества государств в этой сфере.

По мнению диссертанта, активное участие России в формировании международно-правовой и региональной базы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера предполагает и совершенствование работы по имплементации норм международного права в национальное законодательство.

Правовая помощь в  конце ХХ – начале XXI веков развивалась под знаком обеспечения и защиты прав человека. Несмотря на расширение контактов в этой сфере и увеличение количества лиц, выданных государствами друг другу, экстрадиция остается наиболее сложным видом правовой помощи. Диссертант обосновывает необходимость регламентирования выдачи путем принятия федерального закона Российской Федерации «О выдаче (экстрадиции) лица для уголовного преследования или исполнения приговора, или лица, осужденного к лишению свободы для отбывания наказания в стране, гражданином которой он является».

Диссертант считает, что принятие всеобщей конвенции ООН о выдаче позволит право государства на выдачу перевести в разряд его международно-правового обязательства.

По мнению диссертанта, сложившаяся практика заключения универсальных конвенций, типовых договоров, принятие Римского статута Международного уголовного суда в 1998 году заложило реальные условия для создания на основе существующих международно-правовых документов комплексной нормативной базы по борьбе с преступлениями международного характера. В свою очередь, это потребует от государств унификации национальной нормативно-правовой базы, разработки единых критериев квалификации преступлений, приведет к расширению сфер международного сотрудничества и появлению принципиально новых международных механизмов, имеющих наднациональный характер.

Как считает автор, мировое  сообщество идет к созданию всеобъемлющей системы борьбы с преступностью, включающей главные органы ООН, его специализированные учреждения и международные организации, а также международные региональные организации по борьбе с преступностью, международные и национальные судебные системы, правоохранительные органы государств.

В третьей главе «Эволюция международного сотрудничества по борьбе с преступлениями международного характера в рамках ООН (1945–2006 годы)» рассматривается развитие этой важнейшей международной организации и ее участие в координации международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Ведущая роль в этом процессе отводиться конгрессам ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, созываемым раз в пять лет с 1955 года. Диссертант полагает, что именно деятельность конгрессов положила начало созданию всеобъемлющей системы борьбы с преступностью. Первые конгрессы в качестве задачи ставили разработку тех или иных международно-правовых документов, регламентирующих сотрудничество государств в сфере правоохранительной деятельности. Так, уже на I Конгрессе были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые в настоящий момент признаны всеми государствами мира в качестве нормативной основы осуществления наказания в виде лишения свободы.

Информация о работе Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX - начале XXI столетия