Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX - начале XXI столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В ХХ веке было сформировано современное международное право, учреждена Организация Объединенных Наций (ООН), создана система противодействия преступности. Человечество пришло к пониманию того, что только тесное и всестороннее сотрудничество государств позволит добиться успеха в борьбе с преступностью.

Файлы: 1 файл

Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международно.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Сотрудничество  государств в сфере борьбы с международной  преступностью осуществляется с использованием двух механизмов: договорно-правового, или конвенционного (суть его состоит в заключении специальных соглашений, посвященных регламентации определенной области отношений) и институционного (сотрудничество государств в рамках международных организаций). Именно в договорах закреплены направления и формы сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью. В юридической литературе сложились различные точки зрения на то, что понимать под направлением сотрудничества. Л.Н. Галенская в своей работе «Международная борьба с преступностью» выделила следующие направления:

1) признание опасности  для сообщества государств определенных  уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения (опасность деяний должна быть зафиксирована в многосторонних соглашениях);

2) оказание помощи в  деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей и передачи их заинтересованному государству;

3) помощь в деле получения  необходимых материалов по уголовному  делу;

4) изучение проблем преступности  и борьбы с ней, вопросов  пенитенциарной системы;

5) оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучении этих проблем;

6) обмен информацией9.

В конце XX – начале XXI столетия понятие «направление сотрудничества»  детализируется. Сегодня сотрудничество в борьбе с преступностью рассматривается как путь развития, как определенная тенденция в этом развитии. Некоторыми учеными направления сотрудничества выделяются в зависимости от содержания (круга вопросов) или с учетом характера преступности. При анализе транснациональной преступности авторы исходят из опасности и распространенности того или иного преступления10.

Направления сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера, по мнению диссертанта, в каждый конкретный исторический период определялись исходя из задач, стоящих перед правоохранительными органами государств. Задачи менялись в зависимости от опасности тех или иных преступлений, от социально-экономических условий, сложившихся в государстве, от политических приоритетов. Соответственно и критерии формирования направлений в каждом конкретном случае различны.

Что касается форм сотрудничества, то они также не остаются неизменными, но обладают большей стабильностью. Выделяются две основные формы сотрудничества государств: на основе международных соглашений и с использованием международных органов и организаций. В настоящий момент перечень форм сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью также расширился.

Анализ сложившихся  на практике форм сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера и их теоретическое обоснование позволяет констатировать, что наиболее актуальными в конце XX – начале XXI столетия являются следующие:

а) взаимодействие в органах и комиссиях ООН, международных и региональных организациях;

б) заключение договоров  о борьбе с преступлениями международного характера;

в) совместные меры по пресечению преступных действий и  привлечению виновных к ответственности;

г) правовая помощь по уголовным делам;

д) создание совместных следственно-оперативных и оперативно-розыскных групп;

е) совместная разработка унифицированных нормативно-правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств в данной сфере;

ж) проведение совместных организационных и научно-практических мероприятий для обсуждения проблем международного сотрудничества в предупреждении преступности, борьбе с ней и при обращении с правонарушителями;

з) проведение совместной антитеррористической деятельности, включающей предотвращение, пресечение и расследование террористического акта, а также многогранную подготовку групп антитеррора;

и) создание межгосударственных центров по подготовке кадров, предоставлению экспертных услуг и межгосударственных информационных банков.

Во второй главе «Этапы развития договорно-правового механизма сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера в ХХ – начале XXI столетия» дается хронологический историко-правовой анализ развития и современного состояния сотрудничества государств в исследуемой области.

Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера на первом этапе (начало ХХ века – 1945 год) осуществлялось на основе двусторонних договоров. За период с 1900 по 1917 годы мировому сообществу удалось заложить договорно-правовую основу сотрудничества государств  в борьбе с преступлениями международного характера. Изучение международных договоров позволило диссертанту  
прийти к выводу, что Российская империя приняла в этом процессе самое активное участие. Характерно, что ядром международно-правового массива являлись двусторонние конвенции о выдаче, которые создали детально проработанную правовую основу сотрудничества России с другими государствами в вопросах экстрадиции. Так, по договору с Японией 1911 года, лицо не выдавалось третьему государству за иные преступления, совершенные до выдачи. Разрешался транзит преступников через территорию договаривающихся сторон из других держав. По Конвенции об упорядочении выдачи подсудимых, обвиненных и осужденных, заключенной с Болгарией в 1911 году стороны обязались обеспечить личную явку свидетеля по уголовному делу. При этом гарантировалась защита свидетеля и сохранение его статуса. Конвенция предусматривала обмен информацией о приговорах в отношении подданных двух государств.

Серьезность подходов России к этой проблеме проявилась в принятии специального закона о выдаче 1911 года, который по уровню регламентации экстрадиционной деятельности государства соответствует нормам современного международного права. По закону предусматривалась выдача и лиц, обвиняемых в покушении или в соучастии в преступлении. Особо оговаривалось, что в отсутствии договора выдача сможет осуществляться и на основе взаимности. По мнению диссертанта, это демонстрировало стремление России к установлению доброжелательных межгосударственных отношений, обеспечивающих успешную борьбу с преступностью.

Известные дореволюционные юристы (Ф.Ф. Мартенс, Д.П. Никольский, Н.С. Таганцев и др.) внесли серьезный вклад в исследование проблем выдачи. Так, Н.С. Таганцев считал, что «выдача есть такой же юридический институт, в котором проявляется карательная правоохрана государством юридических благ, как и суд за преступные деяния; в этом смысле выдача есть дополнение права суда»11. Теоретическому и практическому решению проблем экстрадиции способствовало и то, что в начале ХХ века Россия поддерживала договорные отношения и отношения на уровне дипломатических контактов в этой сфере со многими государствами Европы, Северной и Южной Америки и Дальнего Востока.

Результаты борьбы с  преступностью, достигнутые с 1917 по 1945 годы, выглядят значительно скромнее на фоне предыдущего периода. По мнению автора, участие нашего государства в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью во многом определялось внутренней и международной общественно-политической ситуацией того времени. Это было вызвано тем, что Советская Россия была принципиально новым государством, по своей классовой сути – антагонистом всех остальных государств. В связи с этим международное сотрудничество по борьбе с преступлениями международного характера в этот период носило ограниченный характер. Институт экстрадиции не получил абсолютно никакого развития, а международные связи в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам были прерваны. Однако, по мнению диссертанта, это не означает, что Советский Союз полностью игнорировал международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Усилия, предпринимаемые СССР по созданию системы коллективной безопасности, преследовали цель предотвратить Вторую мировую войну, а затем приступить к решению других социальных проблем, в том числе и проблем преступности.

В ходе первого  этапа при участии Российской Империи и СССР также был заключен ряд деклараций, многосторонних соглашений по борьбе с различными видами преступлений международного характера. Некоторые из них были приняты под эгидой Лиги Наций. В 1937 году 24 государства подписали Конвенцию о предупреждении и пресечении терроризма. К сожалению, в силу она не вступила. На уровне проекта  осталась и Конвенция по борьбе с торгом женщинами. Многосторонние соглашения в целом серьезного влияния на процесс сотрудничества государств в борьбе с преступностью не оказали, в первую очередь, из-за сложной международной обстановки, вызванной двумя мировыми войнами.

Второй этап сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера ознаменовался формированием и развитием договорно-правового механизма и совпал с эпохой «холодной войны» и распада СССР (1945–1991 годы). Он прошел под влиянием ряда факторов, содержание которых во многом зависело от международной обстановки того времени. Определяющим фактором послевоенного сотрудничества государств в борьбе с преступностью стало создание ООН. Рассматриваемый период стал временем формирования современного международного права, развития его важнейших институтов и отраслей. Сама жизнь требовала международного сотрудничества, ибо это было вызвано необходимостью борьбы с преступлениями международного характера, посягающими на интересы нескольких или многих государств или всего мирового сообщества.

В конце 50-х годов СССР заключил нескольких договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, и уголовным делам со странами социалистического содружества: Корейской Народной Демократической Республикой, Польской Народной Республикой и Чехословацкой Социалистической Республикой – в 1957 году, а также с Народной Республикой Албанией, Румынской Народной Республикой и Венгерской Народной Республикой – в 1958 году.

Вместе с  тем, серьезным фактором, влияющим на сотрудничество государств, явилась «холодная война». Мир поделился на противостоящие военно-политические блоки, и сотрудничество государств шло, в основном, в их рамках. Не способствовали взаимному сотрудничеству социалистических и капиталистических стран Берлинский кризис 1961 года и Карибский 1962 года.

В 60-е годы XX века в качестве первоочередных угроз, требовавших объединения усилий многих стран мира, рассматривались преступления против гражданской авиации; против лиц, пользующихся международной защитой; захват заложников. Международно-правовые нормы регламентировали в этот период борьбу с вышеуказанными преступлениями. Были приняты Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года, Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года, Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года и Конвенция ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года. По мнению диссертанта, именно в ходе второго этапа начинается создание единой системы борьбы с преступностью, в том числе и международной.

Эскалация международного терроризма привела к созданию в 1973 году при ООН Специального комитета по международному терроризму. Были заключены 8 универсальных конвенций, 2 протокола к ним и 3 региональные конвенции, посвященные борьбе с воздушным, наземным и морским терроризмом. После мюнхенских событий 1972 года, когда члены экстремистской организации «Черный сентябрь» захватили олимпийскую команду Израиля, а неудачная операция по ее освобождению привела к большим жертвам, ФРГ выступила с инициативой разработки Конвенции о борьбе с захватом заложников. ООН поддержала эту инициативу, и 17 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников.

Диссертант считает, что рост терроризма в этот период потребовал от государств изменения внешней и внутренней политики, важной составляющей которых стало межгосударственное сотрудничество в борьбе с преступлениями международного характера. В этой связи были осуществлены изменения в национальном законодательстве большинства стран мира. Так, выполняя свои международно-правовые обязательства, СССР, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 июля 1987 года, дополнил Уголовный кодекс РСФСР статьей 1261 «Захват заложников». Текст статьи по содержанию точно совпадал с текстом статьи Конвенции о борьбе с захватом заложников.

Многие государства  создали специальные антитеррористические подразделения. В 1974 году в СССР в структуре Комитета государственной безопасности была создана группа антитеррора «Альфа». В США аналогичная группа – «Дельта», в ФРГ – ГСГ-9, в Австрии – «Кобра».

Основой для налаживания более тесных контактов между правоохранительными органами государств стала Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1984 года «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах»12. Она отвергла все концепции, оправдывающие факты международного терроризма.

Серьезной угрозой  для человечества стал незаконный оборот наркотиков. Международное сотрудничество государств по борьбе с этим видом преступлений международного характера в эти годы осуществлялось на основе Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года  с Протоколом 1972 года; Конвенции о психотропных веществах 1971 года; Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. При ООН был создан ряд органов по координации борьбы с этими преступлениями во главе с Комиссией ООН по наркотическим средствам.

Характерным явлением 70–80-х годов XX века стало формирование во многих государствах организованной преступности, в первую очередь, на основе незаконного оборота наркотиков. Неслучайно в ходе заключения Конвенции ООН 1988 года было принято решение о мерах по выявлению и пресечению деятельности, связанной с отмыванием денег, и нанесению тем самым наиболее ощутимого ущерба торговцам наркотиками.

Изменения, произошедшие в социалистических странах и распад СССР на заключительной стадии второго этапа спровоцировали рост общеуголовной преступности, формирование транснациональной организованной преступности. Впервые на международном уровне эта проблема была обсуждена в 1975 году на V Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Было признано, что преступность в сфере международного бизнеса представляет собой более серьезную угрозу, чем традиционные формы преступности.

Информация о работе Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX - начале XXI столетия