Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:18, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В ХХ веке было сформировано современное международное право, учреждена Организация Объединенных Наций (ООН), создана система противодействия преступности. Человечество пришло к пониманию того, что только тесное и всестороннее сотрудничество государств позволит добиться успеха в борьбе с преступностью.
Результаты исследования
позволили сделать вывод о
необходимости совершенствовани
Знание исторического опыта позволяет избежать ошибок в современной правоприменительной деятельности. Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения диссертационного исследования находят применение и могут быть использованы в законодательном процессе, правоприменительной деятельности органов внутренних дел. В диссертационном исследовании высказаны конкретные предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступлениями международного характера, транснациональной организованной преступностью. Автором предлагаются конкретные меры по совершенствованию деятельности МВД России по сотрудничеству в рамках СНГ, а также с Интерполом и Европолом с учетом межгосударственной интеграции России и Европейского Союза.
Исследование информационно-
Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «Международное право», «Правоохранительные органы», «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел». Кроме того, полученные результаты могут быть полезны в процессе подготовки специальных курсов для студентов юридических вузов.
Апробация исследования. Основные идеи и концептуальные положения диссертации были представлены на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе на Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию со дня принятия ООН Всеобщей декларации прав человека (Уфа, 1998); Международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию МВД России (Санкт-Петербург, 1998); Международном научно-практическом семинаре, посвященном деятельности правоохранительных органов по реализации норм международного права и защите прав человека (Волгоград, 1998); Международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество в сфере борьбы с транснациональной преступностью и коррупцией» (Екатеринбург, 2000); Ежегодном собрании Российской ассоциации международного права (Москва, 2000); Международной конференции «Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков» (Москва, 2000); Всероссийской научно-практической конференции «Юрист ХХ века: реальность и перспективы» (Екатеринбург, 2001); Международном научно-методическом семинаре «Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации» (Нижний Новгород, 2003); IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права России и стран СНГ– 2003» (Челябинск, 2003); Всероссийской межведомственной научно-практической конференции «Конституционная защита граждан от преступных посягательств, реализуемая нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства» (Москва, 2004); Общероссийской научно-практической конференции РАЮН «Правовые проблемы экономической, административной и судебной реформы в России» (Москва, 2004); VII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2005» (Челябинск, 2005); Всероссийской научной конференции «Государство и право в модернизирующемся мире (памяти профессора О.А. Жидкова)» (Москва, 2006); Международной научно-практической конференции «Терроризм как угроза обществу в эпоху глобализации (международно-правовые и внутригосударственные проблемы противодействия)» (Уфа, 2006); Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития высшего образования» (Сочи, 2006); Международной научно-практической конференции «Международные и национальные проблемы борьбы с организованной преступностью» (Уфа, 2007).
Некоторые положения диссертационного исследования нашли свое отражение в статьях, опубликованных в Республике Казахстан и Республике Молдова.
Результаты диссертационного исследования, касающиеся проблем обеспечения прав человека в правоохранительной деятельности, сотрудничества государств в подготовке кадров для правоохранительных органов, борьбы с организованной транснациональной преступностью, были также апробированы в ходе семинаров, круглых столов и встреч, осуществленных за рубежом: на юридическом факультете Варшавского государственного университета (Польша, 1999), в Международной академии правоохранительных органов в г. Будапеште (Венгрия, 1999), в Школе полиции Каталонии (Барселона, Испания, 2000).
Результаты диссертационного
исследования, относящиеся к совершенствовани
Выводы, содержащиеся в диссертации, используются в деятельности Филиала НЦБ Интерпола в России, органов внутренних дел МВД Республики Башкортостан, Уфимского ЛУВДТ Средневолжского УВДТ. Положения диссертации используются в учебном процессе Уфимского юридического института МВД России, Института права Башкирского государственного университета, Волгоградской академии МВД России, Нижегородской академии МВД России, Казанского юридического института МВД России, Сибирского юридического института МВД России.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, объединяющих 13 параграфов, а также заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования; раскрываются методологические основы, источниковая база диссертации, научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту; характеризуются теоретическая и практическая значимость работы; приводятся данные об апробации и внедрении результатов исследования.
Первая глава «Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера (общие положения)» посвящена анализу положений, лежащих в основе деятельности государств в исследуемой сфере. Дается краткий исторический очерк становления и развития сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Обращено внимание на то, что одним из первых документальных подтверждений сотрудничества государств является договор между царем хеттов Хаттушилем III и египетским фараоном Рамсесом II, заключенный во втором тысячелетии до нашей эры. В более позднее время подобная договорная практика сложилась между Древней Русью и Византией. В течение столетий в этот процесс вовлекались все большее количество государств, среди которых Россия занимала не последнее место. К началу XIX века Россия имела определенный опыт заключения двусторонних договоров, в основном о выдаче преступников. Однако наибольшее развитие договорная практика получила в XIX веке.
Диссертант делает вывод, что на формирование правовой и организационной основы сотрудничества государств в борьбе с преступностью до ХХ века серьезное влияние оказывала внутриполитическая и международная обстановка. Международные договоры первоначально регламентировали борьбу с политическими преступниками и закрепляли их взаимную выдачу. Однако европейские страны неохотно шли на выдачу политических преступников. В связи с этим Россия предприняла активные дипломатические шаги по включению в международные соглашения положения о том, что преступники, покушавшиеся на жизнь монарха, не являются политическими. В 1893 году был принят дополнительный Протокол к Конвенции о взаимной выдаче преступников, заключенной между Россией и США в 1887 году. В соответствии с Протоколом, не считалось политическим преступлением посягательство на жизнь главы государства или членов его семьи.
Реформа российского судопроизводства середины XIX века позволила расширить круг общеуголовных деяний, включаемых в договоры России с другими государствами. Конвенции о непосредственных контактах между судебными учреждениями приграничных государств, заключенные по инициативе России (с Германией – в 1879 г., Австрией – в 1884 г., Румынией – 1894 г.), явились важным вкладом в развитие международно-договорной практики. Конец XIX века отмечен также первыми попытками объединения усилий государств в борьбе с терроризмом.
С середины 60-х годов XIX века до 1917 года по вопросам выдачи преступников Россией было заключено 25 договоров с 19 государствами. Анализ договоров позволяет диссертанту сделать вывод о том, что они характеризуются высоким уровнем юридической техники. Многие принципиальные положения, закрепленные в договорах России XIX века, а именно: о невыдаче собственных подданных; о предварительном аресте до получения требования о выдаче по дипломатическим каналам; о выдаче вещей, являвшихся средством преступления или добытых преступным путем, восприняты современным международным правом.
Политико-правовые и социальные основы межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью являются необходимым условием реализации правоохранительной функции государства. Преступность в современном мире стала глобальной проблемой человечества. Для России международное сотрудничество – это не только политика, правовая установка, но и условие ее жизнеустройства и развития.
По мнению диссертанта, только так можно истолковывать содержащееся в преамбуле Конституции РФ 1993 года положение о том, что многонациональный народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества. Что касается международного сотрудничества в борьбе с преступностью, отношение российского государства к этому закреплено как в законах, так и политико-правовых документах России, которые определяют государственную стратегию борьбы с преступностью.
Анализ материалов о преступлениях, носящих не только международный, но и национальный, внутригосударственный характер, позволяет диссертанту сделать вывод, что все они так или иначе посягают на общечеловеческие ценности, защита которых гарантируется на самом высоком уровне – Всеобщей декларацией прав человека и Международными пактами о правах. Эти ценности представляют непосредственный и законный интерес для всех государств и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства. И это является одним из главных детерминантов международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
На современном этапе чрезвычайно актуальна задача выявления и устранения социальных причин, порождающих террористические и другие преступные деяния. Это предполагает наращивание усилий по ликвидации коррупции, чиновничьего беспредела, нищеты, безработицы, неграмотности, правового нигилизма, бескультурья, нарушений прав человека и других нездоровых явлений. Их искоренение во многом зависит от содержания и масштабов социальных программ, осуществляемых государством и поддерживаемых обществом.
Диссертант обращает внимание на то, что терроризм и организованные преступления часто находят себе благодатную почву в условиях, где плохо организована антикриминальная профилактика, слабо действуют существующие законы и нарушаются права человека. Неслучайно в Каракасской Декларации, принятой на VI Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1980 году, была обоснована необходимость широкого подхода, учитывающего улучшение социальных условий и повышение качества жизни во всем мире. Отмечено, что меры, направленные на предупреждение преступности, должны обязательно учитывать социальные, культурные, политические и экономические условия, существующие в каждой стране7.
Диссертант отмечает, что сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, в том числе носящими международный характер, обусловлено самой сутью этих преступлений, посягающих на общечеловеческие ценности, подрывающих фундаментальные основы государственности, препятствующих социальным преобразованиям в обществе.
Преступлениями международного характера (их также называют конвенционными) являются те правонарушения индивидов или группы лиц, которые посягают не только на национальный, но и на международный правопорядок, представляя общественную опасность для двух или нескольких государств мира. Они совершаются вне связи с той или иной государственной политикой. Преступления международного характера в большинстве случаев очень близки к общеуголовным преступлениям. Принципиальным отличием является наличие «иностранного элемента».
Перечень преступлений международного характера в юридической литературе в основном сложился, хотя рост преступности заставляет постоянно его пополнять. Основанием для отнесения того или иного деяния к категории преступлений международного характера, как правило, выступают: 1) общественная опасность деяния, посягающего на международные отношения, на международный правопорядок; 2) объект преступного посягательства; 3) наличие специальной международной конвенции о борьбе с таким деянием либо включение в международный договор более широкого назначения специальных положений подобного содержания8.
Диссертант считает, что с учетом современного уровня развития преступности возможно условное выделение следующих основных групп и видов преступлений международного характера:
1. Преступление, подрывающее основы нормальных международных отношений – международный терроризм – включающий в себя:
2. Преступления,
наносящие ущерб
3. Посягательства на личные права и свободу человека:
4. Преступления, совершаемые на море: