Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 10:43, курсовая работа
Цель данной работы заключается в ыявлении роли и места наркоконтроля в системе социального управления регионом в рамках разработки комплексных мер по повышению эффективности деятельности органов наркоконтроля. Цель определяет изучение проблем и перспективных направлений антинаркотической политики государства в сфере социальной безопасности, практических аспектов реализации антинаркотической политики.
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические и нормативно-правовые основы регулирования государственной политики в сфере наркоконтроля ……………………………….
8
1.1 Организационно-правовые основы работы наркоконтроля….
8
1.2 Методы регулирования деятельности в сфере наркоконтроля
23
ГЛАВА 2. Система государственного регулирования в сфере наркоконтроля……………………………………………….…
28
2.1 Оценка состояния и тенденции в сфере наркоконтроля………
28
2.2 Характеристика наркоконтроля на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры………………………….
44
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАРКОКОНТРОЛЯ…….……………….
52
3.1 Предложения по совершенствованию регулирования системы наркоконтроля на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры…………………………………………………………………………...
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………
64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………….
Практика внесудебных репрессий – расстрелов,
после долгого обсуждения целесообразности/нецелесо
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК от 17 января 1920 г. № 22 «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрелы)» эта санкция упразднялась как по решениям ВЧК и ее местных органов, так и по приговорам революционных трибуналов. Исключительное право расстрелов оставалось за военными трибуналами. Иными словами, полоса «красного террора» в России завершилась и деятельность торговцев наркотиками, расцениваемая прежде как пособническая контрреволюции и Антанте, не подвергалась позднее когда-либо смертельной опасности.2
Статьей 140-д преследовалось изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира3 и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, за совершение чего предусматривалось наказание в виде лишением свободы «на срок до 3-х лет с конфискацией части имущества или без таковой конфискации и с воспрещением проживания в Москве, Ленинграде, в пограничной полосе и в портовых городах, список коих устанавливается по соглашению Народным Комиссариатом Внутренних Дел и Народным Комиссариатом Юстиции на срок не свыше 3-х лет».
Как в УК РСФСР 1922 г. (ст.46–47), так и в УК РСФСР 1926 г. (ст.24) имелись нормы социальной защиты в виде мер принудительного лечения наркоманов, допустивших преступление. Таких индивидов врачи и суд определяли «морально дефективными». Статья 140-д УК РСФСР 1922 г. с незначительными редакционными изменениями преобразовалась в ст.104 УК РСФСР 1926 г.
Последняя норма предусматривала теперь ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, что каралось лишением свободы или исправительно-трудовыми работами на срок до одного года. Второй частью этой статьи предусматривалась ответственность за те же действия в виде промысла, а равно содержание притонов, что каралось лишением свободы на срок до трех лет со строгой изоляцией.4
Дальнейшее упорядочение государственного контроля над оборотом наркотиков внесло постановление ВЦИК и СНК СССР on23 мая 1928 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами». Статьей 1 указанного постановления запрещалось свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона.5
Статьей 2 постановления устанавливалось, что количество упомянутых в ст.1 средств, необходимое для лечебных целей, ежегодно определяется соглашением Народных Комиссариатов здравоохранения союзных республик и советских социалистических республик Грузии, Армении и Азербайджана.
Статья 3 постановления оговаривала, что перечень предприятий, имеющих право производить или продавать упомянутые ст.1 средства, а также порядок торговли ими на территории Союза ССР, определяются законодательством союзных республик.6
С принятием уголовных кодексов союзных республик 1959–1961 гг. была установлена ответственность за различные незаконные действия с наркотическими веществами, появились новые составы преступлений. 27 октября 1960 года Верховным Советом РСФСР утверждается новый УК РСФСР.
УК РСФСР 1960 г. содержал целую группу норм, направленных на борьбу с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. В частности, согласно ст.224 устанавливалась ответственность за изготовление, сбыт, а равно хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального на то разрешения. Наказывалось это деяние лишением свободы на срок от одного до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, с обязательной конфискацией наркотических веществ.7
Новые уголовно-правовые нормы конкретизировали применение принудительных мер медицинского характера. В соответствии со ст.62 УК РСФСР в случае совершения преступления наркоманом суд наряду с наказанием за совершенное преступление мог применить к нему принудительное лечение. Наркоманы, приговоренные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, подлежали принудительному лечению в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом.
При осуждении этих лиц к лишению свободы они подвергались принудительному лечению во время отбывания наказания, а после освобождения из места лишения свободы в случае необходимости продления такого лечения – в медицинских учреждениях со специальным и трудовым режимом.
В УК РСФСР 1960 года в течение последующих лет составы антинаркотических норм все более специализируются, а санкции – ожесточаются, включаются новые незаконные деяния, например, склонение к употреблению наркотиков несовершеннолетних.
Заметную поддержку укреплению контроля над наркотиками оказывали исполнительная и представительная ветви государственной власти – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией». Названным Указом впервые в истории отечественной юриспруденции устанавливалась административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача (ст.44 КоАП РСФСР); вводились квалифицирующие признаки: крупные размеры наркотических средств; действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, особо опасным рецидивистом. Устанавливаются институты уголовной ответственности за хищение наркотиков (ст.2241 УК), склонение к их потреблению (ст.2242 УК), организацию или содержание притонов для потребления наркотических средств (ст.2261 УК), незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ (ст.2262 УК).8
12 июня 1987 года принимается постановление Совета Министров СССР №695 «О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака», которым не допускались также посев и выращивание мака и конопли «на приусадебных участках колхозников, рабочих, служащих и на других земельных участках, находящихся в личном пользовании».
Указом от 29 июня 1987 г. на территории РСФСР вводились новые составы преступлений в УК РСФСР, а именно: ст.2102 – Вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание; ст.2243 – Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача; ст.2251 – Незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли.
КоАП РСФСР пополнился: ст.991 – Непринятие мер к обеспечению охраны наркотикосодержащих посевов; ст.992 – Незаконные посев или выращивание масличного мака или конопли; ст.44 – Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача.9
Другими нормативными документами этого периода являлись постановления пленумов Верховного суда СССР/РФ о практике борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими. Так, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 сентября 1975 г. «О судебной практике по делам о хищении наркотических веществ, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ» вышло вслед за Указом от 24 апреля 1974 г. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 г. «О судебной практике по делам о хищении наркотических средств, а также незаконном изготовлении, распространении и других противоправных действиях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» обобщило практику реализации Указов от 22 и 29 июня 1987 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» подвел итог переходному периоду. Спустя 5 лет принимается постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».10
С 1968 года в стране функционировали специализированные исправительно-трудовые колонии для наркоманов. Накопленный в этой сфере опыт был учтен в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) 1996 г. Среди типов исправительных учреждений УИК РФ выделяет, в частности, лечебные исправительные учреждения (п.8 ст.74).
Переломным моментом в развитии отечественного антинаркотического законодательства стала Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации от 22 июля 1993 г. Этим документом предусматривались комплексные меры предупредительного и карательного характера самого широкого смысла, предлагался развернутый, направленный в будущее план долговременных действий.11
Из основополагающих идей, заложенных в Концепцию, получила дальнейшее продолжение необходимость подготовки специального закона. В ходе ее реализации принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», который 8 января 1998 года был утвержден Президентом Российской Федерации.
Следующим шагом стало принятие Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г. Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров с учетом отечественного и зарубежного опыта. Стратегией определяются цель, принципы, основные направления и задачи государственной антинаркотической политики Российской Федерации.12
Анализ действующего российского законодательства, позволяет определить специфику административно-правового противодействия по двум направлениям.
Первое направление носит организационно-
Второе направление административно-правового противодействия связывается с юридической формализацией соответствующих деяний в качестве административно-правового деликта, т.е. в качестве правонарушения, не достигшего степени общественной опасности характеризующей преступление. Эти противоправные явления не являются прямыми проявлениями наркобизнеса, они находятся в определенной зависимости от этого системного общественно опасного явления и являются так называемыми «сопутствующими» правонарушениями. К их числу в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях относятся: незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов (ст.6.8) и потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст.6.9).14
Особое значение гражданско-правового противодействия наркобизнесу определяется сущностью наркобизнеса как незаконного предпринимательства. В этой связи акцентируется внимание на формах гражданско-правового противодействия наркобизнесу, закрепленных в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах». В частности это такие меры как, например, «ликвидация юридического лица в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ» (ст.51); «ликвидация юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ» (ст.52).15
Вместе с тем наркобизнес представляет собой единую систему противозаконной деятельности, элементы которой существуют не обособленно друг от друга, а взаимообусловлено.16 Кроме того важна целевая установка участников на систематическое извлечение прибыли, что является одним из факторов повышающих степень угрозы исходящей от этого вида общественно опасной деятельности.
Одной из наиболее важных тенденций наблюдающегося в последние годы развития незаконного оборота наркотиков в России является активная интеграция российской организованной наркопреступности в мировую систему наркобизнеса. В настоящее время более 50% наркотических веществ поступает на российский нелегальный рынок контрабандным путем. Российская Федерация за последние годы стала объектом активной наркоэкспансии, осуществляемой, прежде всего, из центрально–азиатского региона. По экспертным оценкам, российская организованная наркопреступность за последние годы имела контакты более чем в 70 государствах мира, включая Колумбию, Тайланд, Афганистан и другие страны-производители наркотических веществ. В этой связи в Концепции национальной безопасности Российской Федерации акцентируется внимание на том, что сегодня объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по такой проблеме международной безопасности, как борьба с международным наркобизнесом.
Информация о работе Совершенствования регулирования системы наркоконтроля