Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 10:43, курсовая работа
Цель данной работы заключается в ыявлении роли и места наркоконтроля в системе социального управления регионом в рамках разработки комплексных мер по повышению эффективности деятельности органов наркоконтроля. Цель определяет изучение проблем и перспективных направлений антинаркотической политики государства в сфере социальной безопасности, практических аспектов реализации антинаркотической политики.
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические и нормативно-правовые основы регулирования государственной политики в сфере наркоконтроля ……………………………….
8
1.1 Организационно-правовые основы работы наркоконтроля….
8
1.2 Методы регулирования деятельности в сфере наркоконтроля
23
ГЛАВА 2. Система государственного регулирования в сфере наркоконтроля……………………………………………….…
28
2.1 Оценка состояния и тенденции в сфере наркоконтроля………
28
2.2 Характеристика наркоконтроля на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры………………………….
44
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАРКОКОНТРОЛЯ…….……………….
52
3.1 Предложения по совершенствованию регулирования системы наркоконтроля на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры…………………………………………………………………………...
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………
64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………………….
Особую тревогу вызывает контрабандный ввоз и распространение героина, который поступает в Россию из Афганистана, Пакистана и Таджикистана транзитом через Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Туркменистан и Азербайджан.36
Более трети (по объему) изъятых на территории Российской Федерации наркотиков предназначалась для дальнейшей перевозки (транзитом) в Европу, Северную Америку и некоторые государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
Для доставки наркотических средств наркодельцами используются практически все виды транспорта, однако, как показывает практика, в последние годы свыше 93% наркотиков контрабандно доставляются на территорию России автомобильным и железнодорожным транспортом.
Произошло изменение в структуре использования транспортных средств. Доля железнодорожного транспорта сократилась на 4,4%, а автотранспорта увеличилась на 5,4%. Это связано с переориентацией наркодельцов на доставку крупных партий наркотиков автомобилями.37
При контрабанде наркотиков используются многочисленные маршруты с использованием различных видов транспорта. Курьеры, перевозящие наркотики, зачастую избегают следовать прямыми рейсами, используя более дорогие, но менее безопасные, по их мнению, транзитные маршруты.
При контрабандном перемещении наркотиков на территорию России и через нее методы их сокрытия остаются традиционными. Основными из них по-прежнему являются: сокрытие среди товаров, предметов и продуктов питания, которые не привлекают особого внимания при досмотре и пересечении границы, в личных вещах, бытовых приборах, различных изделиях художественного промысла, а также в пустотах автомобильного и железнодорожного транспорта и специально оборудованных для этих целей тайниках.
В последние годы пресечены крупные транзитные почтовые отправления в Нидерланды, Германию, Канаду, США и др.
Среди разнообразных способов сокрытия перевозимых наркотических средств обращает на себя внимание активное использование перевозчиками наркотиков внутриполостных способов их сокрытия. При этом если ранее данный способ использовался только при перевозке наркотиков воздушным транспортом, то теперь такие факты зафиксированы на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Анализ сведений показывает, что, когда в средствах массой информации прошли сообщения о задержаниях так называемых «глотателей» нигерийцев, этот способ стал апробироваться при переброске наркотиков из Таджикистана в Россию.
Отмечены случаи сокрытия героина в пропитанных им картонных прокладках, стенках сумок и чемоданов.
На контрабандном заполнении рынка наркотиков как в самой России, так и в Европе негативно сказываются проблемы укрепленности границы Российской Федерации, имеющей значительную протяженность, ее соседство с целым рядом государств - традиционных производителей наркотиков, геополитическое положение России, как «моста» между Азией и Европой, увеличивающиеся пассажиров и грузопотоки.38
Транспортировка опия в Россию осуществляется, как правило, из стран «Золотого полумесяца», где он в основном и производится.
Преобладающая часть героина, ввозимого на территорию России, также доставляется из упомянутого региона, в первую очередь из Пакистана и Афганистана.39
При этом особое беспокойство вызывает ситуация на южных границах, прежде всего на границе с Казахстаном. Государственная граница между Российской Федерацией и Казахстаном на практике является российской границей с государствами Центральной Азии.
Следующий напряженный участок южных границ России и в целом СНГ – это участок на таджикско-афганской границе, охраняемой в соответствии с российско-таджикским соглашением от 1993 года российскими пограничниками. Они по заключению миссии Программы ООН по международному контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП) являются единственной реальной силой, противостоящей потоку наркотиков из Афганистана.
Большая часть подпольных лабораторий в Пакистане и Афганистане по производству героина переместилась к пакистано-афганской границе и в приграничные с Таджикистаном и Туркменией провинции Афганистана.
В том, что большая часть наркотиков афганского происхождения предназначена для распространения в странах СНГ и Европы, сомневаться не приходится. Такие объемы наркотиков, а на границе их задерживается в лучшем случае до 30%, не под силу «освоить» ни России, ни всем странам СНГ вместе взятым.40
На этом фоне все отчетливее проявляются тенденции смещения Балканского маршрута в северном направлении. Это связано с активизацией турецких грузовых перевозок через территорию Российской Федерации.
Другие опиаты, прежде всего маковая соломка и ацетиллизированный опий, в подавляющем большинстве поступают из Украины, Литвы и Белоруссии.
Через Западные и Северо-Западные регионы России из Нидерландов, Польши и Германии в нашу страну ввозятся синтетические наркотики: амфетамин, метамфетамин, экстази и ЛСД.
На границах с Прибалтийскими государствами обстановка также характеризовалась устойчивой тенденцией роста контрабанды наркотиков. Если в предыдущие годы на этом направлении основными видами контрабандных наркотиков были маковая солома и марихуана, то в последнее время отмечается контрабанда опия, гашиша, кокаина, амфетаминов, в том числе экстази.
Кокаин на территорию России поступает как напрямую из Латинской Америки (Перу, Аргентины, Венесуэлы), так и транзитом через другие государства.
Он перевозится курьерами на самолетах, в контейнерах морским транспортом и пересылается в почтовых отправлениях. По данным экспертов, в последнее время страны Балтии начинают играть заметную роль в международной системе контрабанды кокаина. После его поступления в порты стран Балтии далее он следует в Европу либо в Россию.41
Имеется информация об активизации контрабанды героина в Россию железнодорожным и автомобильным транспортом по маршруту из стран «Золотого треугольника» через территорию Китая и Дальнего Востока.
Примерно этими же маршрутами поступают в Россию наркотики, которые затем транзитом вывозятся в Европу, Северную Америку и некоторые государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
Существует две разновидности транзита через Россию. В первом случае территория нашей страны используется иностранными преступными группами как короткий и, по их мнению, наиболее безопасный путь доставки наркотиков в страны-потребители. Во втором варианте непосредственное участие в налаживании контрабандной цепи принимают российские наркодельцы.
Организуя работу по перекрытию каналов транзита наркотических средств через Россию, правоохранительные органы пресекли десятки таких преступлений. Предотвращены поставки в Великобританию, Грецию, Польшу, Финляндию, Югославию, на Украину, в Белоруссию, Нидерланды, США, Италию и целый ряд других государств. Например, пресечена контрабанда гашиша (около двух тонн) из Афганистана в Нидерланды, перевозимого в 20-тонных контейнерах в брикетах с эмблемой шампуня. Маршрут следования – через Латвию.42
Вывоз наркотиков непосредственно из Российской Федерации, по нашим сведениям, еще не принял значительных размеров. Однако он из года в год возрастает. Зарегистрированы факты их вывоза в Германию, Финляндию, Швецию, Израиль, Австралию, США и ряд других государств.
Как свидетельствует анализ правоприменительной практики, и результаты научных исследований наркоситуация в стране сегодня представляет реальную угрозу национальной безопасности и здоровью населения. Однако надлежащего понимания складывающейся ситуации в обществе пока нет. Несмотря на повышение активности средств массовой информации, антинаркотическая пропаганда ведется бессистемно. В периодической печати, художественной литературе, кино мало качественных материалов, книг, фильмов, произведений антинаркотической направленности.43
Более того, в некоторых средствах массовой информации проводится скрытая и явная реклама наркотической субкультуры, описание наркоприключений кумиров, дискуссии о необходимости или возможности легализации потребления наркотиков, декриминализации правонарушений в этой сфере, методик «эффективного и быстрого излечения от наркозависимости».
Наряду с этим увеличивается утечка из законного оборота значительного количества химических веществ (прекурсоров), используемых для производства наркотиков. Расширяется растительная сырьевая база для незаконного производства наркотиков, растет число подпольных нарколабораторий. Сильнодействующие наркотики, поступающие контрабандным путем, заполняют российский наркорынок. С учетом сложившихся тенденций следует ожидать значительного увеличения количества ВИЧ-инфицированных потребителей наркотиков. Главным препятствием для совершенствования антинаркотической деятельности органов исполнительной власти всех уровней, в том числе и органов внутренних дел страны, является ее недостаточное ресурсное обеспечение.44
Слабое финансирование мешает совершенствованию организационно-кадровой работы, что в свою очередь тормозит развитие системы подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые из-за своей малочисленности не могут в должной мере справиться с возрастающим объемом работы.
Отрицательную роль играет слабая материально-техническая обеспеченность подразделений и служб правоохранительных органов, осуществляющих непосредственную борьбу с наркоугрозой. Сложная экономическая ситуация в стране и, как следствие этого, невозможность финансирования необходимых потребностей правоохранительных органов приводит к кадровой неукомплектованности, недостаточному оснащению средствами связи, оргтехникой, автотранспортом, специальными средствами по обнаружению, изъятию и исследованию наркотических средств, что значительно снижает эффективность их деятельности.
Слабость ресурсного обеспечения сказывается практически во всех сферах противодействия наркоугрозе. Например, недостаток финансовых и материально-технических ресурсов препятствует активной работе по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений и их незаконных посевов.
По оценкам специалистов, только для полного картирования мест произрастания наркорастений необходимо обследовать свыше 300 млн. га незанятых земель, при этом потребуется финансовых затрат на сумму 2 млрд. руб.45
Значительные резервы совершенствования антинаркотической деятельности лежат в сфере ведомственного и межведомственного взаимодействия.
Например, проведенный анализ оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков показал, что без тесного взаимодействия территориальных и транспортных подразделений органов внутренних дел, ФСКН, таможни, ФСБ практически невозможно проведение межрегиональных контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ с целью документирования и последующего пресечения преступной деятельности всех звеньев, которые входят в наркогруппировки, особенно специализирующихся на контрабанде наркотиков.46
Недостаточно налажено сотрудничество органов исполнительной власти и в профилактической работе антинаркотической направленности. Особенно это касается взаимодействия органов внутренних дел, ФСКН, здравоохранения и образования в противодействии злоупотреблению наркотическими средствами и другими одурманивающими веществами в подростковой среде.
В некоторой степени преодолению недостатков в антинаркотической деятельности правоохранительных органов может способствовать и решение имеющихся существенных проблем в правоприменительной практике. Это касается как повышения качества документирования и расследования преступной деятельности наркодельцов, так и внесения изменений в действующее законодательство по вопросам участия понятых в оперативно-следственных действиях, производства исследований и экспертиз наркотических средств и психотропных веществ, а также выработки единого подхода к вопросам учета и регистрации наркопреступлений.
Не все благополучно и в сфере судопроизводства. Нередко судами назначаются чрезмерно мягкие наказания опасным наркопреступникам, не используются предоставленные законом возможности принудительного лечения от наркомании и направления на лечение наркоманов как обязательного условия назначения условного наказания.
Информация о работе Совершенствования регулирования системы наркоконтроля