Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 07:29, курсовая работа
Цель работы – проследить генезис теории естественного права в историческом разрезе.
Реализация обозначенной цели состоит в рассмотрении следующих вопросов:
- обратиться к естественно правовым учениям Древности;
- остановиться на естественно правовых учениях Средневековья;
- рассмотрет развитие естественно-правовой доктрины в период ранних буржуазных революций и Новое время;
- охарактеризовать современные учения о естественном праве.
Введение 3
1. Естественно правовые учения Древности и Средневековья 6
1.1 Правовая теория Аристотеля. Стоики 6
1.2 Политико-правовое учение Цицерона 7
1.3 Естественно правовые учения Средневековья. Учение о законах Фомы Аквинского 8
2. Развитие естественно-правовой доктрины в период ранних буржуазных революций и Новое время…………………….......……………………………….11
2.1 Возникновение теории естественного права. Учения Гроция и Гоббса. 11
2.2 Политико-правовое учение Спинозы 14
2.3 Концепция естественного права Дж. Локка.. 16
2.4 Итоги развития концепции естественного права в XVII веке………………19
3. Интерсубъективность как современное развитие теорий естественного права………………………………………………………………………………...23
3.1 Онтологические доктрины: правовой экзистенциализм и правовая герменевтика……………………………………………………………………….23
3.2 Неонтологические доктрины: коммуникативная философия………………33
Заключение2…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы 39
Так, Г. Коинг, исходя из концепции существования идеальных абсолютных ценностей социальной этики, усматривал в них масштаб упорядочения прав, вытекающих из человеческой природы или природы вещей. Естественное право рассматривалось здесь на двух уровнях: как абсолютное, постигаемое вследствие априорного ценностного познания, и как воплощенное в непознанной до конца идее права, а также как принципы справедливости, обусловленные определенной ситуацией и полученные на базе «эмпирических данных». Основой же закона мыслилось «культурное право» как синтез естественного права первого и второго уровней, то есть объединения априорно абсолютных (ценностных) и эмпирически относительных принципов[12, c. 65].
Г. Радбрух понимал природу вещей как юридически мыслимую форму. Содержание этой формы определяют не сами «вещи» как «материал», формулирующий право, а их «природа», или сущность, субъективно фиксированная законодателем или судьей. Аналогично тому, как содержание формального естественного права наполняется «культурными ценностями», субъект нагружает содержанием мыслимую форму природы вещей как идеальные типы институтов и правоотношений[12, c. 103].
Г. Радбрух природу вещей понимает прежде всего как движущую силу трансформации юридических институтов в ответ на динамику социальной действительности. Логическая конструкция понятия «природа вещей» является способом извлечения норм и гражданских институтов из сущности жизненных отношений. Она трансформирует реальность феноменов в мир правовых институтов, владеющих имманентной ценностью (институты собственности, соглашения, обязательства) [12, c. 98].
И, наконец, несколько слов о концепции природы вещей, изложенной В. Майхофером. Прежде всего он понимает природу вещей как источник и критерий справедливости. Здесь абстрактные императивные права согласуются с нормами поведения, природа вещей является первым условием выведения должного из бытия, предпосылкой и масштабом материальной справедливости, конкретным естественным правом[11, c. 80].
Концепцию,
разработанную с учетом использования
в правоотношениях
Реально объективированные правовые ценности, «извлеченные» из бытия-в-себе, не могут быть нормативными моделями правоотношений, их соотношение действительно лишь в индивидуально определившейся ситуации. Хотя проявление объективных правовых ценностей определяется исторической культурой, все же в одних и тех же культурно-исторических условиях естественное право — это предикат единичной ситуации с ее неповторимым соотношением ценностей.
В основе феноменологического подхода к праву лежит также концепция эйдоса права, впервые предложенная Э. Гуссерлем. У него правовой эйдос выражает априорные структуры, которые познающий субъект открывает в своем сознании путем выявления сущности правовых норм, институтов и т. д. Речь идет о том общем, что выделяется в качестве обоснования различных правовых систем и не зависит от специфики и исторического контекста конкретных явлений[9, c. 94].
Теорию правовых эйдосов разрабатывает также французский мыслитель П. Амселек. Он напоминает, что для того, чтобы подойти к праву как таковому и увидеть его в объективной чистоте, необходимо осуществить методологическую редукцию как в философском, так и в эйдетическом плане.
Амселек полагает, что существует три серии нередуцируемых элементов в типовой структуре объективного права[14, c. 112]:
родовые эйдетические элементы, благодаря которым право выступает как система норм и, как следствие, принадлежит к эйдетическому роду нормативного, особенные эйдетические элементы, благодаря которым нормы, создающие право, являются этическими нормами и владеют функциями приказа, конкретные эйдетические элементы, благодаря которым эти приказы становятся частью функции социального управления человеческим поведением.
Указанные три элемента и образуют эйдос права.
Любой организации приходится взаимодействовать
с достаточно сложной окружающей
средой, которая весьма изменчива, подвижна
и практически непредсказуема. Залогом
выживания и эффективной
При этом особую важность
для успешного менеджмента
Принимая подчас особо острые формы, конфликт способен превратиться в откровенное взаимное противодействие между отдельными работниками, что, в конечном итоге, может парализовать деятельность отдельного коллектива или организации в целом. Однако, несмотря на всю очевидность негативных свойств конфликтной ситуации, многие психологи полагают, что чаще всего стремление избежать конфликта приводит к худшим результатам, чем его развитие.
При этом они настаивают,
что конфликтная ситуация способна
оказать положительное
Составляющие конфликтов.
Анализируя любую конфликтную ситуацию, можно выделить ряд неотъемлемых составляющих:
1. Объект конфликта.
Причина противостояния, то, на что конфликтующие выражают претензии. Как правило, для объекта конфликта характерна его неделимость.
2. Предмет конфликта.
Некая проблема, являющаяся источником конфликтных процессов. Зачастую предмет конфликта может быть трудновыявляемым, поскольку его сутью являются скрытые желания и стремления отдельных участников.
3. Стороны (участники) конфликта.
Отдельные люди, группы людей, интересы которых затронуты в конфликтной ситуации. Могут быть как частными, так и юридическими лицами.
4. Условия, в которых развивается конфликт.
Подразумевает всю совокупность
обстоятельств, параметры ситуации,
в которой развивается
По способу влияния на процессы в коллективе и характеру последствий конфликты можно разделить на деструктивные (которые влекут за собой дезорганизацию, нарушение устоявшихся рабочих процессов) и конструктивные (проявляющие себя в качестве созидающей силы, способствующей появлению и развитию новых форм взаимодействия в группе).
Однако на практике бывает крайне трудно определить конфликтную ситуацию только как разрушительную или только как созидательную, поскольку она, чаще всего, сочетает в себе как положительные, так и отрицательные свойства. И то, какое из этих свойств будет доминировать, зависит именно от того, как управляет конфликтом руководитель.
Характерные черты конструктивного (созидательного) конфликта.
Для созидательного конфликта характерно единство целей, но противоречия в видении способов ее достижения. Чаще всего, такой спор характеризуется уважением к мнению оппонента, взаимным желанием достичь компромисса и прийти к обоюдовыгодному решению. Такой конфликт не только желателен, но и необходим, поскольку обеспечивает совершенствование качества и эффективности рабочих процессов, способствует ускоренному развитию организации.
Примером такого конфликта,
который довольно часто можно
наблюдать профессиональной среде,
является творческий конфликт идей. В
свете сказанного представляется разумным
так формировать структуру
Характерные черты деструктивного конфликта.
Деструктивное свойство конфликта
ярче проявляется в очень слабых
или очень сильных конфликтах.
Если раздоры и противоречия слабо
выражены, то есть различия во мнениях
и точках зрения участников невелики,
то, скорее всего, вместо того, чтобы
разрешиться, конфликт перерастет в
скрытую затяжную фазу. Это явление
имеет отрицательный эффект не только
из-за отсутствия какого-либо прогресса
в развитии взаимоотношений сторон
конфликта, но, также, из-за появления
и дальнейшего накапливания скрытых
напряжений во внутренней среде организации.
Отрицательная сторона излишне
сильного конфликта проявляет себя
в сильных стрессах, которые неминуемо
испытывают как участники конфликта,
так и их окружение. Все это
приводит к деморализации коллектива,
разрушает устоявшиеся
По мнению Т.М. Даньковой в любом человеческом сообществе можно определить некоторый уровень конфликтности, который необходим для поддержания тонуса и социальной активности в нем без возникновения критических, «пожароопасных» ситуаций.
Внимательное отслеживание внутренних конфликтов и управление ими крайне важно для эффективного менеджмента. Если конфликт не разрешен, он принимает затяжной характер и формирует взаимоотношения в коллективе таким образом, что при малейшем неудачном совпадении внешних факторов (деловых, социальных или политических) обстановка в группе может «с детонировать» и перерасти в кризис. Последний опасен тем, что, нарушая динамическое равновесие в группе, вызывает новые столкновения интересов, а значит и новые конфликты. Такая, своего рода, «цепная реакция» способна привести к катастрофическим последствиям.
Управление конфликтом.
Управление конфликтом можно
определить как комплекс целенаправленных
действий, целью которых является
устранение или минимизация обстоятельств
и факторов, ставших причиной конфликта,
а также коррекция поведения
участников. Эффективное управление
конфликтной ситуацией является
результатом следующей
Причины возникновения конфликтов
Для своевременного выявления в группе тенденций, приводящих к развитию конфликта, менеджер должен знать и понимать, какие причины могут лежать в основе конфликтной ситуации. Конфликт может быть вызван:
Раскроем перечисленные понятия.
Рабочие процессы в качестве причин конфликта.
Трудовая деятельность – крайне сложный процесс, сочетающий в себе целую систему взаимоотношений. Система включает в себя наличие отношений «власть-подчинение», деловое общение и взаимодействие между сотрудниками. В этом сложнейшем и очень многообразном комплексе предпосылки конфликтов заложены изначально. Причиной конфликтов могут быть:
- выбор и реализация целей;
- формирование и распределение
должностных полномочий и
- распределение ресурсов.
Любой работник, а также любая группа работников, имеет те или иные цели. Некоторые из них могут быть отражены в документах (уставах, договорах или контрактах). Но есть и такие цели, которые не формулируются и даже не осознаются. В тех случаях, когда организация трудовых процессов препятствует достижению этих целей, возникает конфликт. Такими целями могут быть карьерный рост, получение большей заработной платы, выполнение производственных задач.
Конфликты могут возникать
также из-за несовпадений целей. Часто
бывает, что отдельное структурное
подразделение организации
Часто встречается конфликт
целей и у отдельных