Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:26, дипломная работа
Целью дипломной работы выступает рассмотрение вопросов взаимодействия права и морали в современном обществе.
Исходя из поставленной цели, можно выделить основные задачи научного поиска:
- рассмотреть понятие и историю становления социальных норм, и их виды;
- охарактеризовать соотношение норм права и иных социальных норм, а также их взаимодействие;
- охарактеризовать противоречия во взаимодействии правовых и социальных норм;
- изучить значение норм морали в практической деятельности юриста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
РАЗДЕЛ 1. ПРАВО И МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
История возникновения и понятие социальных норм……………..
Виды социальных норм…………………………………………….
Нормы права и социальные нормы…………………………………
РАЗДЕЛ 2. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРАВА И МОРАЛИ
2.1. Правовые и моральные нормы и их взаимодействие………..
2.2. Виды правовых норм……………………………………………………
2.2 Противоречия во взаимодействии правовых и социальных норм…….
РАЗДЕЛ 3. ПРАВО И МОРАЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
3.1. Нормы морали в практической деятельности юриста……………..
3.2. Воздействие норм права при принятии юридических актов…………
3.3. Роль права и нравственности при возмещении морального вреда……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….
РАЗДЕЛ 2
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРАВА И МОРАЛИ
2.1. Правовые
и моральные нормы и их
Мораль - система норм и принципов, которые возникают из потребности согласования интересов индивидов друг с другом и обществом (классом, социальной группой, государством), направлены на регулирование поведения людей в соответствии с понятиями добра и зла и поддерживаются личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения30.
Мораль имеет исторический характер, но во все времена критерием моральных норм выступают категории добра, зла, честности, порядочности, совести. Она охватывает почти все сферы жизни - экономику, политику, право и другие. С помощью морали согласуется поведение личности с интересами общества, преодолевается противоречие между ними, регулируется межличностное общение31.
Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
Процесс развития права и морали состоит из постепенного сочетания правовых норм и моральных норм-требований или убеждений в сознании конкретного сообщества людей, а в дальнейшем - в отношении всего общества.
Установлено, что структура моральной системы как единство элементов, является средством воздействия на поведение субъектов составляют: субъект морали - человек, наделенный разумом, мышлением, сознанием, взаимодействует с другими субъектами морали; теория морали как учение о нравственности, изучаемого этикой, норма морали, как правило, поведения, основанное на моральных установках; моральное сознание как одна из форм общественного сознания; нравственная практика как знание о нравственные категории, которые реализуются в нравственной деятельности, отношениях, культуре, воспитании и формируются социально-нравственным опытом и нравственность как важный способ регулирования общественной деятельности и взаимоотношений людей.
Выяснено, что нравственность характерна для различных типов правопонимания, которые основываются на моральных принципах и положениях. В положительном праве она присутствует в той мере, которая обеспечивает необходимость и достаточность этического минимума, что позволяет праву быть средством обеспечения справедливости.
Функции морали - это направления влияния морали на индивидуальное и общественное сознание с целью формирования уважительного отношения к морально-этическим требованиям, принципам и категориям, а также внедрение их в реальное поведение субъектов общественных отношений с целью совершенствования их нравственности, что в дальнейшем трансформируется в уважение к правовому закону и его реализацию32. Функции права - это основные направления его воздействие на человека и общественные отношения. Функции морали определенным образом соотносятся с функциям права, а именно гуманистической, познавательной, воспитательной, оценочной, регулятивной, охранной, как направлениям правового воздействия на общество. Благодаря этому процесс регулирования получает осмысленность, целеустремленность, значимость.
В регулировании общественных отношений права взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.
Было бы неправильным считать, что моральное воздействие на современное позитивное право опосредуется лишь правосознанием. Нравственность содержит самостоятельные по отношению к закону оценки. Такова, например, ее оценка соотношения законодательства и практики его применения. Там, где право граничит с декларативностью, а закон при его реализации искажается правоприменителями, мораль содержит резкие негативные характеристики и права, и обеспечивающего его чиновничьего сословия (известное всем: закон – что дышло, куда повернул, туда и вышло).
Нравственность одобряет, положительно оценивает правовой материал, если его содержание соответствует моральным ценностям, и порицает искажение правоустановлений, особенно в сфере прав и свобод человека, где особо заметно сосуществование этических и правовых элементов. Моральная категория «достоинство» нередко употребляется как во Всеобщей Декларации прав человека и других международных актах, так и в Конституции Украины.
Н.В. Колотова считает институт прав человека связующим звеном между правом и нравственностью, указывая на то, что концепция прав человека выступает в качестве прямого следствия вековечной идеи о прирожденных и неотчуждаемых, естественных правах. Применение многочисленными странами Всеобщей Декларации прав человека, несмотря на ее рекомендательный характер, указывает на ее не только правовую, но и нравственную значимость. В правах человека выражается общеморальный подход к человеку, отношение к последнему как к «автономной и самостоятельной личности, свободной и равноправной»33.
Действительно, в конструкции прав человека происходит закрепление основных (в том числе моральных) ценностей цивилизованного общества, их распространение и укрепление в правовых системах различных государств, в которых они, оставаясь при этом нравственными императивами, приобретают юридическую форму. Перманентный процесс расширения прав человека раздвигает границы и сферы взаимодополнительного воздействия права и морали, в которой, безусловно, все более проявляется тенденция гуманизации общественного развития. Однако постоянно обращает на себя внимание то обстоятельство, что несовершенство отечественного законодательства зачастую не дает возможности полноценно реализовать все права человека; законы зарубежных стран таят в себе схожие проблемы. Видимо, по мере проведения правовой реформы, построения гражданского общества это положение будет выправляться, будут происходить дальнейшая коэволюция и сближение права и морали в данной области. Для ускорения этих процессов часть апологетов естественно-правового учения предлагают принять комплекс законов о защите нравственности, закрепить все моральные нормы в едином, общем для всех «моральном кодексе»34.
Думается, что в результате принятия подобного кодифицированного акта эффективность норм морали не станет выше. Нельзя вести речь о придании подобному кодексу юридической силы, так как государство не может прямо устанавливать нравственные постулаты, «моральные заповеди не могут быть предметом положительного законодательства». Нравственные нормы находят свое непосредственное воплощение в законе только в исключительных случаях, как правило, в области брачно-семейных отношений.
Приведенные выше суждения не исключают возможности имеющего реальную перспективу выделения в рамках норм и механизмов, обеспечивающих функционирование социальных систем, локальных, корпоративных кодексов и арбитражей, призванных взять под контроль те действия, которые не поддаются жесткой кодификации и предполагают индивидуализированность решений. В основе предлагаемых локальных этических кодексов и комитетов лежит насущная необходимость гарантировать нравственно мотивированные действия, которые будут организационно обеспечиваться определенными процедурами, формами, вписывающимися в структуру профессиональных решений, а не отдаваться на отпущение доброй воле конкретных людей35.
В настоящее время в западных странах широкое распространение получили кодексы этики компаний, целью которых является повышение эффективности осуществляющейся в них этической политики, направленной на обеспечение совершения только морально приемлемых действий, и расширение публичных обсуждений администраторами компаний нравственных проблем и методов их решения. В большинстве корпораций, принявших такие акты, действуют бюро и комитеты по вопросам этики, проводятся ревизии для оценки уровня социальной ответственности организации, идет обучение этичному поведению персонала. Весь этот комплекс мер осуществляется ввиду понимания того, что морально безупречное поведение повышает эффективность бизнеса, делает его более привлекательным.
Целесообразным и оправданным видится создание моральных кодексов в такой новой и важной сфере человеческой активности, как генная инженерия, в частности разработка и принятие кодекса этики по вопросам клонирования человека, что уже неоднократно предлагалось в печати36.
Глубокое переплетение права и морали можно наблюдать в таком актуальном вопросе современности как моральные и правовые аспекты – эвтаназии. Многие ученые полагают, что формулировка «право на смерть» как это сформулировано в законодательствах зарубежных стран, неудачна, поскольку обладающий правом на смерть человек будет обладать и правом настаивать на исполнении своего желания третьими лицами, что фактически легализует убийство из милосердия, а это в свою очередь может повлечь и определенные злоупотребления. Предлагается использовать выражение «право человека умереть достойно». С этим трудно не согласиться.
Несмотря на противоречивость мнений во многих странах пассивная эвтаназия постепенно легализуется морально общественным мнением, а в некоторых странах законом37.
Так, в Швеции и Финляндии пассивная эвтаназия путем прекращения бесполезного поддержания жизни не считается противозаконной. Однако основой для принятия врачом решения о прекращении лечения является свободное и осознанное волеизъявление пациента. Аналогичные просьбы от ближайших родственников пациента, находящегося в бессознательном состоянии, являются юридически недействительными. В 1990 году в Австралии в штате Виктория были приняты дополнения к Закону 1988 года по вопросу о назначении специального агента для решения вопроса от имени терминального больного о прекращении поддержания его жизни38.
Активная эвтаназия карается законом всех стран, хотя практическое применение законов наблюдается редко. Многие наверняка слышали имя врача из США Джека Кеворкяна, который изобрел даже «машину смерти» - аппарат, вводящий в организм пациента смертельный раствор. В дальнейшем он усовершенствовал «суицидальную» (убийственную) машину, снабдив ее маской с автоматической подачей смертельной дозы углекислого газа. Уже многие безнадежно больные люди воспользовались этим аппаратом в присутствии его автора и при его консультации. В США это вызвало негодование общественности. Беспокойство это связано, прежде всего, с тем, что бывший патологоанатом единолично, без консилиума врачей-специалистов определяет фатальность болезни и ассистирует в подобных делах. Как не вспомнить тут замечательные слова из Клятвы Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Несмотря на то, что «Доктору Смерти», как назвали Джека Кеворкяна многие газеты, судебные инстанции предъявили обвинение, он продолжает свою деятельность39.
По результатам опросов Института Горшенина, которые были опубликованы в газете Украина криминальная в октябре 2011 года, в нашей стране от 15 до 47% населения поддерживают эвтаназию. Тем не менее, на законодательном уровне этот вопрос не поднимается. Эксперты считают, что в Украине распространены и пассивная и активная эвтаназия – все зависит от желания и средств больного.
Модернизация украинской правовой системы в заданном направлении должна коснуться не только человека, его гражданских прав и свобод, но и взаимоотношений такового с окружающим миром: проблем экологии, флоры и фауны. Весьма показателен в этом плане пример австралийского законодателя. Несмотря на значительно увеличившуюся популяцию кенгуру, превращающую своей жизнедеятельностью сельское хозяйство страны в убыточное и наносящую тем самым ущерб экономике, исчисляемый миллионами долларов, австралийский закон запрещает массовые отстрелы животных, ограничивая их до пределов квот, весьма незначительных, заведомо не способных исправить сложившееся положение. Очевидно, что в данном случае над экономической, практической целесообразностью превалируют нравственные воззрения40.
Обращает на себя внимание еще одно требование современного периода развития украинского общества - необходимость повышения нравственной и правовой культуры граждан. Анализируя причины проблем в правовой сфере, часто вспоминают об экономическом, демографическом кризисе современного общества, забывая, что в основе любого кризиса - социального, политического, культурного - всегда находится пошатнувшаяся идеологическая платформа. Думается, для того, чтобы все показатели правовой культуры общества - степень развития правового сознания населения, правовой деятельности и всей системы юридических актов - находились на должном уровне, необходимо повышать правосознание индивида, личности. Лишь развивая начала общественно-этического сознания и повышая нравственную культуру отдельного человека, мы достигнем постепенного возрастания уровня правового сознания нации, следовательно, и ее правовой культуры, олицетворяющей «качество» правовой жизни социума41.
Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали – продукт исторического развития человечества. Они сформировали в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принцип морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.
Информация о работе Взаимодействие права и морали в современном обществе