Законодательство РФ об охране здоровья граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность избранной темы подтверждается нижеследующими обстоятельствами.
Как подчеркивают эксперты, в Российской Федерации исторически сложилась ситуация, которая характеризуется крайней неразвитостью правового обеспечения деятельности национальной системы здравоохранения. Сегодня законодательство уже не позволяет регулировать в полной мере все аспекты деятельности здравоохранения, а затянувшийся процесс реформирования здравоохранения не может получить дальнейшего развития без надежного законодательного обеспечения.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Основы охраны здоровья граждан в РФ: принципы и правовое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Права граждан Российской Федерации в сфере охраны здоровья
1.2 Правовое регулирование охраны здоровья в РФ . . . . . . . . . . . . .
1.3 Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ . . .
Глава 2. Особенности прав отдельных категорий лиц в сфере охраны здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Права семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Права беременных женщин, матерей и несовершеннолетних . . . . .
2.3 Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту . . . . . . . . . . .
2.4 Права граждан пожилого возраста и права инвалидов . . . . . . . . . . . .
2.5 Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и иных лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 88.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1. Основы охраны здоровья граждан в РФ: принципы и правовое  регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

   1.1 Права граждан Российской Федерации в сфере охраны здоровья 

   1.2 Правовое регулирование охраны здоровья в РФ . . . . . . . . . . . . .

   1.3 Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ . . .

Глава 2. Особенности прав отдельных категорий лиц в  сфере охраны здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

   2.1 Права семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

   2.2 Права беременных женщин, матерей и несовершеннолетних . . . . .

   2.3 Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную         службу и поступающих на военную службу по контракту . . . . . . . . . . .

   2.4 Права граждан пожилого возраста и права инвалидов . . . . . . . . . . . .

   2.5 Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и иных лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Право на жизнь и право на здоровье относятся к категории естественных и неотчуждаемых прав человека. Их признание и охрана предусмотрена как важнейшими национальными законодательными актами, включая конституции большинства государств, так и целым рядом актов международного права, таких как Всеобщая декларация прав человека1 Пакт об экономических, социальных и культурных правах2, Декларация прав ребенка, Европейской социальной хартией3.        

   Охрана здоровья граждан – одна из основных целей любого перспективного государства. Именно исходя из этого принципа должна строиться социальная политика государства, ведь если не будет здоровых граждан, - зачахнет и государство.

   Государство должно стремиться к максимальному превентивному законодательному регулированию прав отдельных категорий граждан в сфере охраны здоровья: обеспечения здоровья детей, здоровья молодежи, укрепление здоровья работоспособного населения, сохранение здоровья в пожилом возрасте и т.д. В этих целях, должно быть четко разделены полномочия между центром и субъектами, разграничены предметы веденья.

   Актуальность избранной темы подтверждается нижеследующими обстоятельствами.

   Как подчеркивают эксперты, в Российской Федерации исторически сложилась ситуация, которая характеризуется крайней неразвитостью правового обеспечения деятельности национальной системы здравоохранения. Сегодня законодательство уже не позволяет регулировать в полной мере все аспекты деятельности здравоохранения, а затянувшийся процесс реформирования здравоохранения не может получить дальнейшего развития без надежного законодательного обеспечения4.

   Анализ состояния проблемы охраны здоровья в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения. Данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей.

   Во многом от законодательства об охране здоровья зависит процент здоровья нации. А статистика устрашающа: в стране менее 5-7% абсолютно здоровых граждан5. За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации значительно возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Младенческая смертность в 2-3 раза выше, чем в развитых странах, что в значительной мере обусловлено многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин6

   Есть и положительные подвижки: по данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения, World Health Organization, WHO) состояние системы здравоохранения Российской Федерации поднялось с 120 места в 2000 году, на 78 в 2002 году.

   В этой связи возникает логичный вопрос: совершенно ли современное законодательство о здравоохранении?

   В последние годы проходило последовательное реформирование отраслевой системы здравоохранения, обоснование необходимости ее организации на принципе единства всех секторов медицины: федеральной, региональной, муниципальной и частной систем здравоохранения. В действующем законодательстве сложились три подхода о здравоохранении к регулированию отношений по поводу оказания медицинской помощи: на основе административно-правового, гражданско-правового методов и смешанного- социально-правового.

   Цель данной дипломной работы – исследовать сферу охраны здоровья в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

- выделить права граждан  Российской Федерации в сфере  охраны здоровья;

- проанализировать современное  правовое регулирование охраны  здоровья в РФ;

- рассмотреть общие положения  организации охраны здоровья  граждан в РФ;

- проанализировать особенности  прав отдельных категорий лиц  в сфере охраны здоровья.

  В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию.

В дипломном исследовании будут использованы комментарии  к действующему законодательству, периодика  и научная литература, судебная практика.

 

 

 

  Глава 1. Основы охраны здоровья граждан в РФ: принципы и правовое регулирование

1.1 Права граждан Российской Федерации в сфере охраны здоровья

 

Как я подчеркнула во введении к работе, охрана здоровья граждан – одна из основных целей любого перспективного государства, которое не только признает права человека на здоровье, но и создает механизмы для их реализации.

   Что следует понимать под правом  человека на здоровье?

  Начнем с того, что права на здоровье, на охрану здоровья и здравоохранение относятся по конституционной классификации к правам третьего поколения.    Это означает, что эти права, в отличии, скажем, от права собственности, которое является правом первого поколения, возникли не так давно – в середине XX века7. Так, например, в конституциях XVIII-XIX вв. не было упоминаний о праве на здоровье, хотя другие права человека (например, политические) провозглашались.

  В России (а точнее еще в СССР) право на здоровье впервые на конституционном уровне было провозглашено в Конституции СССР 1977 года (Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья).

  В настоящее время никто не будет ставить под сомнения значения права человека на здравоохранения, более того, данное право имеет безусловный приоритет перед правом собственности.

  В современном праве, право на здоровье (как и право на жизнь) – высшее неотчуждаемое благо каждого человека. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер и принадлежит человеку. Иными словами, «право на здоровье» - составляющая часть экономических, социальных или же культурных прав человека. В числе таких прав находятся также право на питание, образование, достойные жилищные условия.

  На практике еще сохранилось мнение, когда к экономическим, социальным и культурным правам часто относятся как к менее важным, чем правам гражданским и политическим (в особенной степени это относится к западным государствам и неправительственным организациям). К гражданским и политическим правам человека часто апеллируют в национальном судопроизводстве, существуют механизмы подачи жалоб на несоблюдение этих прав и защиты их на международном уровне. Напротив, экономические, социальные и культурные права часто признаются не подлежащими рассмотрению в суде, так как они рассматриваются чаще в качестве общих рекомендаций для государств, нежели в качестве прав. Не существует и отлаженных механизмов защиты этих прав и на международном уровне. Все выше сказанное означает, что на практике два упомянутых набора прав не обладают равным статусом и влиянием.8

Необходимо  акцентировать внимание на том, что  определение «здоровья как права  человека», является дискуссионным. «Различные исследователи никак не могут  прийти к согласию по вопрос о том, какой термин следует признать наилучшим, поэтому используют разные определения. В литературе посвященной правам человека и законам о здоровье, чаще всего используются три выражения  «право на здоровье», «право на уход за здоровьем» и реже используемое «право на защиту здоровья». На международном  уровне чаще всего используется термин «право на здоровье». Он лучше других соответствует духу международных  соглашений по нравам человека, определяющих здоровье как одно из таких прав»9. Конституция Российской Федерации также оперирует термином «права на охрану здоровья».

  Термин «право на здоровье» прижился на международном уровне не без критики. Утверждали, что данный термин неприемлем, так как он провозглашает право людей на нечто, что не может быть гарантировано, т.е. на «идеальное здоровье», «сохранение здоровым». Отмечалось, что значение такого глубокого субъективного понятия, как здоровье, может существенно разниться от человека к человек) или от страны к стране. Так или иначе, но в настоящее время, именно «право на здоровье» - категория, содержащаяся в конституциях большинства стран мира. Мы предлагаем рассматривать термины «право на охрану здоровья» и «право на здравоохранение» как синонимы.

  Обратимся к понятию «права на охрану здоровья». Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что принято различать право в объективном и субъективном смысле. Право в объективном смысле есть система юридических норм, выраженных в нормативных актах (законах) и не зависящих от каждого отдельного индивида. Право в субъективном смысле - это система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, принадлежащие им от рождения или вытекающие из нормативных актов и зависящие от воли и сознания, особенно в процессе их использования10.

   Конституционное право на охрану здоровья - есть представленная    Конституцией РФ возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этого права. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.

  Рассмотрим содержание права на охрану здоровья, оно, как объемная категория, включает ряд правомочий человека и соответственно обязанностей государственных (полномочных) органов.

  Право на охрану здоровья граждан Российской Федерации обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

  Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

  Иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

  При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая и оплату пособия по временной нетрудоспособности.

  Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты населения.

  Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.           Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

  Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

  В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в объеме и порядке, установленным законодательством. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

  Обратимся к программам (концепциям) направленным на охрану прав человека на здоровья.

  В период реформирования и становления системы здравоохранения, принимаются концепции развития здравоохранения в РФ (Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года; Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации от 21 марта 2003 г.; Отраслевая программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 гг).

Информация о работе Законодательство РФ об охране здоровья граждан