Законодательство РФ об охране здоровья граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность избранной темы подтверждается нижеследующими обстоятельствами.
Как подчеркивают эксперты, в Российской Федерации исторически сложилась ситуация, которая характеризуется крайней неразвитостью правового обеспечения деятельности национальной системы здравоохранения. Сегодня законодательство уже не позволяет регулировать в полной мере все аспекты деятельности здравоохранения, а затянувшийся процесс реформирования здравоохранения не может получить дальнейшего развития без надежного законодательного обеспечения.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Основы охраны здоровья граждан в РФ: принципы и правовое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Права граждан Российской Федерации в сфере охраны здоровья
1.2 Правовое регулирование охраны здоровья в РФ . . . . . . . . . . . . .
1.3 Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ . . .
Глава 2. Особенности прав отдельных категорий лиц в сфере охраны здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Права семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Права беременных женщин, матерей и несовершеннолетних . . . . .
2.3 Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту . . . . . . . . . . .
2.4 Права граждан пожилого возраста и права инвалидов . . . . . . . . . . . .
2.5 Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и иных лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 88.25 Кб (Скачать файл)

  Основными задачами концепций являются:

- разработка перспективных и увеличение  объема существующих оздоровительных  мероприятий по укреплению здоровья  и профилактике заболеваний;

- укрепление, сохранение здоровья, сокращение  сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику  здравоохранения современных методов  экспресс диагностики и комплексных  оздоровительных технологий с  использованием всего арсенала  немедикаментозных средств;

- развитие и сохранение трудового  потенциала страны, реализация человеком  своих способностей, формирование  и сохранение профессионального  здоровья, профессионального долголетия;

- увеличение продолжительности жизни  населения за счет поддержания  резервов здоровья и здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;

- определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому  образу жизни, уверенности в  своем здоровье для достижения  высоких результатов;

- обеспечение межведомственного  и многоуровневого подходов в  вопросах повышения качества  жизни, улучшения условий труда,  быта и отдыха населения, формирования  здорового образа жизни.

  Как отмечается в Концепции (это подтверждают и большинство исследователей) политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по двум основным направлениям:

- формирование понимания у людей  необходимости позитивных изменений  в образе жизни и поддержка  их стремления к таким изменениям, в том числе путем повышения  их медико-гигиенических знаний; создание соответствующих мотиваций  в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков  здорового образа жизни;

- создание условий, способствующих  улучшению качества жизни и  укреплению здоровья населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Правовое регулирование  охраны здоровья в РФ

  В настоящее время на правовое регулирование здравоохранения направлены десятки и сотни разноуровневых нормативных актов (различных отраслей права, как частного, так и публичного).

  В соответствии с п.1 ст. 3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, законодательство РФ о здравоохранении состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

  Как подчеркивают исследователи, «федеральный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль российского законодательства, представляющую собой комплексное образование. Об этом свидетельствуют особенности предмета и метода регулирования в здравоохранении. Предметом актов данной отрасли является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия, а также иные связанные с этим вопросы. Должное поведение субъектов отношений в сфере охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия приемов и способов, характерных для административного, гражданского права и права социального обеспечения. Субъектами регулируемых отношений являются государство, его органы и учреждения, медицинские учреждения различных форм собственности, с одной стороны, и граждане (в ряде случаев все находящиеся на территории Российской Федерации) - с другой»11.

  К слову сказать, еще в дореволюционный период высказывалось суждение о существовании комплексного врачебного права как отрасли законодательства, состоящей из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, определяющих общественное положение врача. В современных исследованиях считают возможным выделять медицинское право как комплексную отрасль законодательства или пограничную комплексную отрасль национального права России.

  В комплексе норм, образующих действующее законодательство о здравоохранении, ключевое значение имеют нормы конституционного, административного, финансового, гражданского законодательства и, несомненно, законодательства о социальном обеспечении граждан. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, объективируя правовую основу здравоохранения, справедливо обращает внимание на необходимость совершенствовать законодательство в области охраны труда, окружающей среды, создания условий для занятия физической культурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий. По мнению разработчиков     Концепции, в законодательстве, подчиненном охране здоровья населения, должны найти отражение вопросы защиты семьи, и прежде всего женщин и детей, а также лиц предпенсионного возраста. Таким образом, в законодательстве о здравоохранении вполне уместны и могут сыграть серьезную профилактическую роль в охране здоровья населения нормы трудового, экологического, семейного и некоторых других отраслей законодательства.

  Представим иерархию обозначенных нормативных актов.

  Конституция Российской Федерации – Основной законы страны, базисный акт в сфере охраны здоровья, закрепляет следующие принципы (ст.41):

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская  помощь в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счет средств  соответствующего бюджета, страховых  взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию».

  Прежде чем переходить к рассмотрению пласта законодательных актов о здравоохранении, необходимо подчеркнуть, что действующее законодательство данной области, базируется на общепризнанных международных нормах. В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ и ст.7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

  Вышесказанное означает, что приоритет над национальным законодательством имеют ратифицированные РФ международные акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

  Среди актов направленных на регулирование здравоохранение можно выделить:

- Конвенция Международной Организации  Труда №164 о здравоохранении и  медицинском обслуживании моряков  (Женева, 8 октября 1987 г.)

- Конвенция Международной Организации  Труда №120 о гигиене в торговле  и учреждениях (Женева, 8 июля 1964 г.)

- Хартия социальных прав и гарантий  граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей  государств-участников Содружества  Независимых Государств 29 октября  1994 г.)

- Соглашение о сотрудничестве  в области охраны здоровья  населения (Минск, 26 июня 1992 г.)

- Соглашение о сотрудничестве  в области санитарной охраны  территорий государств - участников  Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2001 г.)

- Соглашение об оказании медицинской  помощи гражданам государств - участников  Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 г.)

- Европейское Соглашение о предоставлении  медицинского обслуживания лицам,  временно пребывающим на территории  другой страны (Женева, 17 октября  1980 г.)

  Центральным актом национального законодательства Российской Федерации, направленным на установление основ здравоохранения в РФ, является «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г.)» (далее по тексты – Основы).

  Как подчеркивается в п.2 ст.3 Основ, они регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

  Наряду с Основами на правовое регулирование здравоохранения в РФ направлены многие другие законодательные акты (специальные федеральные законы). Это несколько десятков актов. В частности можно выделить:

- Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике  инфекционных болезней" (с изменениями  от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г.)

- Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах  и психотропных веществах" (с  изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.)

- Федеральный закон от 30 марта  1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения" (с изменениями  от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.)

- Федеральный закон от 10 января 2002 г. №2-ФЗ "О социальных гарантиях  гражданам, подвергшимся радиационному  воздействию вследствие ядерных  испытаний на Семипалатинском  полигоне"и мн. др.

  Как подчеркивают исследователи, структура законодательства о законодательстве, его деление на институты и отрасли еще полностью не сформированы. В Основах и принятых законодательных актах прослеживается концентрация норм в таких основных институтах, как медицинское страхование; лекарственное обеспечение (лекарственные средства, наркотические и психотропные вещества); нормы в области различных заболеваний (ВИЧ, психические и инфекционные заболевания); санитарно-эпидемиологическое благополучие; отдельные виды медицинской деятельности (трансплантация, генная инженерия, санаторно-курортное дело) и другие. Правда, пока недостаточно обширна для формирования институтов данной отрасли совокупность норм, определяющих права и обязанности врачей, пациентов, а также иных субъектов медицинской деятельности (в том числе и в частной системе здравоохранения).

  Необходимо подчеркнуть, что федеральные законы вводят наиболее общие, основополагающие нормы, находящиеся на высших этажах иерархии норм права субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации являются не столько дополнительным звеном, способствующим созданию комплексного механизма реализации федерального закона, сколько тем элементом механизма регулирования, который снимает чрезмерную абстрактность общефедеральных норм, наполняя их спецификой региональной практики правоприменения.

  В настоящее время в субъектах РФ принято около 300 законодательных актов в сфере здравоохранения.

  Важно подчеркнуть, что законодательные акты республик в составе   Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные Основами (п.3.ст.3 Основ).

  Наряду с законодательными актами на правовое регулирование здравоохранения в РФ направлены и подзаконные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), а также ведомственные акты.

Важно заметить, что в советский период, правовое регулирование здравоохранения  во многом строилось именно на ведомственных  нормативных актах. Как отмечают, исследователи, к 1988 году здравоохранения  в СССР регулировалось более 5.000 различных  ведомственных актов12. Безусловно, что это не является плюсом в регулировании здравоохранения, т.к. нормативная «раздробленность» осложняет работу с материалом, повышает вероятность ошибок нормотворчества. К слову сказать, в начале 90-х гг. шла дискуссия о необходимости консолидации норм о здравоохранении под единым актом – «медицинским кодексом», однако законодатель пошел по другому пути13.

  В настоящее время ведомственные акты, направленные на регулирование здравоохранения – лишь малая часть законодательного массива в сфере охраны здоровья граждан.

  Итак, среди подзаконных нормативных актов можно выделить:

- Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 "О неотложных мерах  по обеспечению здоровья населения  Российской Федерации" (с изм.  и доп. от 7 ноября 1997 г.)\

- Постановление Правительства РФ  от 13 августа 1996 г. №965 "О порядке  признания граждан инвалидами" (с изм. и доп. от 21 сентября, 26 октября 2000 г.)

- Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. №1202-р)

- Постановление Правительства РФ  от 27 октября 2003 г. №646 "О вредных  и (или) опасных производственных  факторах и работах, при выполнении  которых проводятся предварительные  и периодические медицинские  осмотры (обследования), и порядке  проведения этих осмотров (обследований)"

- Положение о военно-врачебной  экспертизе (утв. постановлением  Правительства РФ от 25 февраля  2003 г. №123)[23] и др.

Также можно выделить следующие ведомственные нормативные акты:

- Приказ Минздрава РФ от 21 марта  2003 г. №113 "Об утверждении Концепции  охраны здоровья здоровых в  Российской Федерации"14

- Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №114 "Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы"

Информация о работе Законодательство РФ об охране здоровья граждан