Законодательство РФ об охране здоровья граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность избранной темы подтверждается нижеследующими обстоятельствами.
Как подчеркивают эксперты, в Российской Федерации исторически сложилась ситуация, которая характеризуется крайней неразвитостью правового обеспечения деятельности национальной системы здравоохранения. Сегодня законодательство уже не позволяет регулировать в полной мере все аспекты деятельности здравоохранения, а затянувшийся процесс реформирования здравоохранения не может получить дальнейшего развития без надежного законодательного обеспечения.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Основы охраны здоровья граждан в РФ: принципы и правовое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Права граждан Российской Федерации в сфере охраны здоровья
1.2 Правовое регулирование охраны здоровья в РФ . . . . . . . . . . . . .
1.3 Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ . . .
Глава 2. Особенности прав отдельных категорий лиц в сфере охраны здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Права семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Права беременных женщин, матерей и несовершеннолетних . . . . .
2.3 Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту . . . . . . . . . . .
2.4 Права граждан пожилого возраста и права инвалидов . . . . . . . . . . . .
2.5 Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и иных лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 88.25 Кб (Скачать файл)

  Положения Основ развивает Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последними изменениями и дополнениями от 23 октября 2003 г.)29 В соответствии с названным законом, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст.1 Закона «О социальной защите инвалидов…».

  Названная категория лиц, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

  Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и перечень льгот для них определяются законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации. Органы государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы.

  Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению.

 

 

 

2.5 Права граждан при чрезвычайных  ситуациях и в экологически  неблагополучных районах и иных  лиц.

 

  Действующее законодательство отдельно выделяет права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах (ст.28 Основ). И это легко объясняется – в техногенный век велика вероятность возникновения катастроф, чрезвычайных ситуаций. Наличие на территории нашей страны большого количества производственно-технологических комплексов, содержащих значительные запасы горюче-смазочных, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ, а также использование устаревших технологий и оборудования создает потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие аварий на этих объектах.

  И именно государство со своей силой, должно заботиться о здоровье граждан оказавшихся в подобной ситуации.

  Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями от 28 октября 2002 г.)30 .

  Сохранение жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, является важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

  О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами в настоящее время действуют:

- Закон РФ "О социальной защите  граждан Российской Федерации,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС"31;

- Закон РФ "О социальной защите  граждан, подвергшихся радиационному  воздействию вследствие ядерных  испытаний на Семипалатинском  полигоне"32;

- Закона РФ "О социальной защите  граждан Российской Федерации,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие аварии в 1957 году  на производственном объединении  "Маяк" и сбросов радиоактивных  отходов в реку Теча"33

- Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. №420.

- Приказ Минздрава РФ от 24 октября  2002 г. №325 "О психологической  и психиатрической помощи в  чрезвычайных ситуациях".

- Положение о взаимодействии Минздрава РФ, МВД РФ и ФСБ РФ при осуществлении контроля за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим состоянием объектов массового сосредоточения людей и действиях при чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими акциями, утвержденное Минздравом РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 25, 19 и 21 января 2000 г. N 03-23/2-1134 и др. акты.

  В соответствии с Основами, граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на:

- получение бесплатной медицинской  помощи, санаторно-курортного и восстановительного  лечения,

- проведение гигиенических и противоэпидемических  мероприятий по преодолению последствий  чрезвычайной ситуации и снижению  риска для их жизни и здоровья.

  Гражданам Российской Федерации, проживающим в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.

  Гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации:

- гарантируются бесплатные лечение,  включая санаторно-курортное лечение,  и все виды реабилитации;

- материальная компенсация в порядке,  установленном законодательством  Российской Федерации.

  Отдельно остановимся на правах лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи (ст.29 Основ).

Данная  категория субъектов - лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы  либо административный арест, имеют  право на получение медицинской  помощи, в том числе в необходимых  случаях в учреждениях государственной  или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней.

  Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

  Среди законодательных актов регулирующих особенности здравоохранения данной категории лиц можно выделить: Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. №627 "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц"35.

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы  организуется и предоставляется  в соответствии «Правилами внутреннего  распорядка» утвержденными Приказом Минюста РФ от 30 июля 2001 г. №224 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (с изменениями от 8 июля 2002 г.)36

  В исправительных учреждениях, в соответствии с названными правилами, осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение методами и средствами, рекомендованными Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также определение их трудоспособности.

  Важно подчеркнуть, что испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, не допускаются.

В случаях, когда необходимая медицинская  помощь не может быть оказана в  лечебно-профилактических учреждениях  и лечебных исправительных учреждениях, осужденные могут быть направлены, как правило, в территориальные  лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения.

  В исправительных учреждениях обеспечивается строгое выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований. Все осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, проходят первичный медицинский осмотр и комплексную санитарную обработку, включающую в себя помывку, обработку одежды в дезкамере, короткую стрижку волос на голове, короткую правку бороды и усов (для мужчин), подмышечных впадин.     В соответствии с медицинскими показаниями может быть произведена полная стрижка волосяного покрова. Осужденные в карантинных отделениях проходят обязательное медицинское обследование, включающее в себя осмотр врачами-специалистами, рентгено-флюорографическое и лабораторное исследование. Результаты обследования регистрируются в медицинской амбулаторной карте осужденного.

  Прием осужденных в медицинских частях исправительных учреждений производится по предварительной записи и по назначению медперсонала в соответствии с режимом работы медицинской части исправительного учреждения.

  Прием осужденными медицинских препаратов, полученных от родственников, осуществляется строго по медицинским показаниям и только под контролем медперсонала исправительного учреждения.

  Осужденные, по их желанию, могут получать любую, оплаченную за счет собственных средств, дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оказываемую специалистами органов здравоохранения в условиях лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

  Для этого осужденный обращается с соответствующим заявлением к начальнику исправительного учреждения, где указывает вид дополнительной лечебно-профилактической помощи, которую он хотел бы получить, фамилию, имя, отчество медицинского специалиста. При решении данного вопроса учитывается мнение медицинских работников исправительного учреждения.

  Заявление рассматривается в трехдневный срок и определяется время прибытия медицинского специалиста. По прибытии специалиста устанавливается наличие у него права на занятие медицинской деятельностью.

  Вид дополнительной лечебно-профилактической помощи и ее объем фиксируются в медицинской карте осужденного.

  Оплата дополнительной лечебно-профилактической помощи осуществляется путем почтового (телеграфного) перевода денег с лицевого счета осужденного в адрес медицинского учреждения либо медицинского специалиста, ее оказавшего, в сумме, указанной в заявлении осужденного.

Беременные  женщины, женщины во время родов  и в послеродовой период имеют  право на специализированную помощь, в том числе в родильных  домах. В местах лишения свободы, где предусматривается совместное содержание матерей и детей в возрасте до одного года, создаются детские ясли с квалифицированным персоналом.

  В отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, приостанавливается действие договора о добровольном медицинском страховании до окончания срока пребывания в местах лишения свободы.

На  практике, право на здоровье, рассматриваемой  категории лиц, безнадежно и постоянно  нарушаются. Показательно дело Калашников против России37.     Если обратиться к содержанию данного дела, то станет ясно, что права человека и гражданина в Российской Федерации ущемляются, нарушаются, создаются препятствия к их реализации - ежедневно! Нарушения прав на здоровье, на которые указывал заявитель, связанные с заключением и содержанием в тюрьме – характерны для каждого места заключения.

  В заключение данного параграфа отметим, что в 1998 году в Государственную Думу РФ вносился законопроект ФЗ «О здравоохранении в РФ», который должен сменить действующие Основы. Чтения законопроекта до сих пор не закончены, законопроект был принят только в первом чтении.

Данный  законопроект в числе прочих новшеств предусматривал законодательное расширение права отдельных групп населения в области здравоохранения. В частности были добавлены три дополнительных категории лиц:

- Медицинская помощь гражданам,  страдающим социально значимыми  заболеваниями (ст.126 Законопроекта);

- Медицинская помощь гражданам,  страдающим заболеваниями, представляющими  опасность для здоровья населения  (ст.127 Законопроекта);

- Охрана здоровья граждан, занятых  отдельными видами профессиональной  деятельности (ст.133 Законопроекта).

Нам представляется такое новшество  рациональным и правильным дополнением  действующего законодательства, т.к. более  детальное урегулирование прав тех или иных категорий граждан преследует общую цель – здравоохранение нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Здоровье - это жизненное состояние, оно не может быть дано, а отнято или подорвано другими людьми может быть только косвенным образом. Смысла провозглашать право на здоровье нет, так же как нет смысла провозглашать право человека на мудрость или храбрость. Эти душевные и физические качества требуют от каждого, кто к ним стремится, дарования, постоянного внимания и усилий, а также дисциплины

  В заключение работы подведем итоги проделанному исследованию.

1. Укрепление и защита здоровья - важнейшее условие для обеспечения  благополучия и достойного существования  человека. Именно поэтому здравоохранение  рассматривается как важное общественное  благо.

Информация о работе Законодательство РФ об охране здоровья граждан