Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:16, дипломная работа
Актуальность избранной темы подтверждается нижеследующими обстоятельствами.
Как подчеркивают эксперты, в Российской Федерации исторически сложилась ситуация, которая характеризуется крайней неразвитостью правового обеспечения деятельности национальной системы здравоохранения. Сегодня законодательство уже не позволяет регулировать в полной мере все аспекты деятельности здравоохранения, а затянувшийся процесс реформирования здравоохранения не может получить дальнейшего развития без надежного законодательного обеспечения.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Основы охраны здоровья граждан в РФ: принципы и правовое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Права граждан Российской Федерации в сфере охраны здоровья
1.2 Правовое регулирование охраны здоровья в РФ . . . . . . . . . . . . .
1.3 Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ . . .
Глава 2. Особенности прав отдельных категорий лиц в сфере охраны здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Права семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Права беременных женщин, матерей и несовершеннолетних . . . . .
2.3 Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту . . . . . . . . . . .
2.4 Права граждан пожилого возраста и права инвалидов . . . . . . . . . . . .
2.5 Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и иных лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Положения Основ развивает Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последними изменениями и дополнениями от 23 октября 2003 г.)29 В соответствии с названным законом, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст.1 Закона «О социальной защите инвалидов…».
Названная категория лиц, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.
Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и перечень льгот для них определяются законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации. Органы государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополнительные льготы.
Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению.
2.5
Права граждан при
Действующее законодательство отдельно
выделяет права граждан при чрезвычайных ситуациях
и в экологически неблагополучных районах (ст.28
Основ). И это легко объясняется – в техногенный
век велика вероятность возникновения
катастроф, чрезвычайных ситуаций. Наличие
на территории нашей страны большого количества
производственно-
И именно государство со своей силой, должно заботиться о здоровье граждан оказавшихся в подобной ситуации.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями от 28 октября 2002 г.)30 .
Сохранение жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, является важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами в настоящее время действуют:
-
Закон РФ "О социальной защите
граждан Российской Федерации,
подвергшихся воздействию
-
Закон РФ "О социальной защите
граждан, подвергшихся
-
Закона РФ "О социальной защите
граждан Российской Федерации,
подвергшихся воздействию
- Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. №420.
- Приказ Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. №325 "О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях".
- Положение о взаимодействии Минздрава РФ, МВД РФ и ФСБ РФ при осуществлении контроля за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим состоянием объектов массового сосредоточения людей и действиях при чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими акциями, утвержденное Минздравом РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 25, 19 и 21 января 2000 г. N 03-23/2-1134 и др. акты.
В соответствии с Основами, граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на:
-
получение бесплатной
-
проведение гигиенических и
Гражданам Российской Федерации, проживающим в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.
Гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации:
-
гарантируются бесплатные
-
материальная компенсация в
Отдельно остановимся на правах лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи (ст.29 Основ).
Данная
категория субъектов - лица, задержанные,
заключенные под стражу, отбывающие
наказание в местах лишения свободы
либо административный арест, имеют
право на получение медицинской
помощи, в том числе в необходимых
случаях в учреждениях
Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Среди законодательных актов регулирующих особенности здравоохранения данной категории лиц можно выделить: Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. №627 "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц"35.
Лечебно-профилактическая
и санитарно-профилактическая помощь
осужденным к лишению свободы
организуется и предоставляется
в соответствии «Правилами внутреннего
распорядка» утвержденными Прик
В исправительных учреждениях, в соответствии с названными правилами, осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение методами и средствами, рекомендованными Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также определение их трудоспособности.
Важно подчеркнуть, что испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, не допускаются.
В случаях, когда необходимая медицинская помощь не может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, осужденные могут быть направлены, как правило, в территориальные лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения.
В исправительных учреждениях обеспечивается строгое выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований. Все осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, проходят первичный медицинский осмотр и комплексную санитарную обработку, включающую в себя помывку, обработку одежды в дезкамере, короткую стрижку волос на голове, короткую правку бороды и усов (для мужчин), подмышечных впадин. В соответствии с медицинскими показаниями может быть произведена полная стрижка волосяного покрова. Осужденные в карантинных отделениях проходят обязательное медицинское обследование, включающее в себя осмотр врачами-специалистами, рентгено-флюорографическое и лабораторное исследование. Результаты обследования регистрируются в медицинской амбулаторной карте осужденного.
Прием осужденных в медицинских частях исправительных учреждений производится по предварительной записи и по назначению медперсонала в соответствии с режимом работы медицинской части исправительного учреждения.
Прием осужденными медицинских препаратов, полученных от родственников, осуществляется строго по медицинским показаниям и только под контролем медперсонала исправительного учреждения.
Осужденные, по их желанию, могут получать любую, оплаченную за счет собственных средств, дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оказываемую специалистами органов здравоохранения в условиях лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Для этого осужденный обращается с соответствующим заявлением к начальнику исправительного учреждения, где указывает вид дополнительной лечебно-профилактической помощи, которую он хотел бы получить, фамилию, имя, отчество медицинского специалиста. При решении данного вопроса учитывается мнение медицинских работников исправительного учреждения.
Заявление рассматривается в трехдневный срок и определяется время прибытия медицинского специалиста. По прибытии специалиста устанавливается наличие у него права на занятие медицинской деятельностью.
Вид дополнительной лечебно-профилактической помощи и ее объем фиксируются в медицинской карте осужденного.
Оплата дополнительной лечебно-профилактической помощи осуществляется путем почтового (телеграфного) перевода денег с лицевого счета осужденного в адрес медицинского учреждения либо медицинского специалиста, ее оказавшего, в сумме, указанной в заявлении осужденного.
Беременные
женщины, женщины во время родов
и в послеродовой период имеют
право на специализированную помощь,
в том числе в родильных
домах. В местах лишения свободы,
где предусматривается
В отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, приостанавливается действие договора о добровольном медицинском страховании до окончания срока пребывания в местах лишения свободы.
На практике, право на здоровье, рассматриваемой категории лиц, безнадежно и постоянно нарушаются. Показательно дело Калашников против России37. Если обратиться к содержанию данного дела, то станет ясно, что права человека и гражданина в Российской Федерации ущемляются, нарушаются, создаются препятствия к их реализации - ежедневно! Нарушения прав на здоровье, на которые указывал заявитель, связанные с заключением и содержанием в тюрьме – характерны для каждого места заключения.
В заключение данного параграфа отметим, что в 1998 году в Государственную Думу РФ вносился законопроект ФЗ «О здравоохранении в РФ», который должен сменить действующие Основы. Чтения законопроекта до сих пор не закончены, законопроект был принят только в первом чтении.
Данный законопроект в числе прочих новшеств предусматривал законодательное расширение права отдельных групп населения в области здравоохранения. В частности были добавлены три дополнительных категории лиц:
-
Медицинская помощь гражданам,
страдающим социально
-
Медицинская помощь гражданам,
страдающим заболеваниями,
-
Охрана здоровья граждан,
Нам представляется такое новшество рациональным и правильным дополнением действующего законодательства, т.к. более детальное урегулирование прав тех или иных категорий граждан преследует общую цель – здравоохранение нации.
Заключение
Здоровье - это жизненное состояние, оно не может быть дано, а отнято или подорвано другими людьми может быть только косвенным образом. Смысла провозглашать право на здоровье нет, так же как нет смысла провозглашать право человека на мудрость или храбрость. Эти душевные и физические качества требуют от каждого, кто к ним стремится, дарования, постоянного внимания и усилий, а также дисциплины
В заключение работы подведем итоги проделанному исследованию.
1.
Укрепление и защита здоровья
- важнейшее условие для
Информация о работе Законодательство РФ об охране здоровья граждан