Законодательство РФ об охране здоровья граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность избранной темы подтверждается нижеследующими обстоятельствами.
Как подчеркивают эксперты, в Российской Федерации исторически сложилась ситуация, которая характеризуется крайней неразвитостью правового обеспечения деятельности национальной системы здравоохранения. Сегодня законодательство уже не позволяет регулировать в полной мере все аспекты деятельности здравоохранения, а затянувшийся процесс реформирования здравоохранения не может получить дальнейшего развития без надежного законодательного обеспечения.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Основы охраны здоровья граждан в РФ: принципы и правовое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Права граждан Российской Федерации в сфере охраны здоровья
1.2 Правовое регулирование охраны здоровья в РФ . . . . . . . . . . . . .
1.3 Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ . . .
Глава 2. Особенности прав отдельных категорий лиц в сфере охраны здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Права семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Права беременных женщин, матерей и несовершеннолетних . . . . .
2.3 Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту . . . . . . . . . . .
2.4 Права граждан пожилого возраста и права инвалидов . . . . . . . . . . . .
2.5 Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и иных лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 88.25 Кб (Скачать файл)

  Эти положения находят развития в Трудовом законодательстве Российской Федерации19, законодательстве о социальном обеспечении. Так, например, запрещается использовать труд беременных женщин в ночное время (ст.96 ТК РФ); на сверхурочных работах (ст.99 ТК РФ) и т.д.

  Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

  Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.

  В настоящее время действует Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последними изменениями от 25 июля 2002 г.).20

  Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется трудовым законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.255 ТК РФ, право на отпуск по беременности и родам имеют все работающие женщины без какого-либо исключения, в том числе работающие по трудовому договору, заключенному на срок до двух месяцев, на сезонных работах, с неполным рабочим временем.

  Продолжительность отпуска по беременности и родам, указанная в ст. 255, соответствует продолжительности этого отпуска, которая определена Законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Отпуск составляет 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после. При многоплодной беременности отпуск до родов увеличивается на две недели - с 70 до 84 календарных дней. При осложненных родах отпуск после родов увеличивается на 16 дней, т.е. с 70 до 86 календарных дней. При рождении двух или более детей отпуск после родов составляет 110 календарных дней.

Таким образом, минимальная продолжительность  отпуска по беременности и родам  составляет 140 календарных дней, а  максимальная - 194 календарных дня.

   Более длительный отпуск до родов, 90 календарных дней, установлен Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"21. Общая продолжительность всего отпуска по беременности и родам в этом случае может достигнуть 200 календарных дней (90 + 110 дней).

  Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

  Основанием для предоставления отпуска является заявление беременной, а также медицинское заключение о беременности (на практике – листок о нетрудоспособности)22

  Продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

  Отпуск предоставляется с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в порядке установленном Федеральным закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последними изменениями от 25 июля 2002 г.).

  В соответствии со ст.8 Закона (размер пособия по беременности и родам) пособие по беременности и родам устанавливается в размере: среднего заработка (дохода) по месту работы - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Порядок исчисления среднего заработка (дохода) устанавливается Правительством Российской Федерации.

  Кроме обозначенных групп прав, государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации.

  «В условиях продолжающегося демографического кризиса особую актуальность приобретает сохранение жизни и здоровья каждого ребенка». Такие приоритеты провозглашаются в программах во исполнение ст. 24 Основ (права несовершеннолетних).

  В соответствии с названной статьей, в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) диспансерное наблюдение и лечение  в детской и подростковой службах  в порядке, устанавливаемом Министерством  здравоохранения Российской Федерации,  министерствами здравоохранения  республик в составе Российской  Федерации;

2) медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней;

3) санитарно-гигиеническое образование,  на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим  особенностям и состоянию здоровья  и исключающих воздействие на  них неблагоприятных факторов;

4) бесплатную медицинскую консультацию  за счет средств бюджетов всех  уровней при определении профессиональной  пригодности;

5) получение необходимой информации  о состоянии здоровья в доступной  для них форме.

В Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 29 декабря 2001 г. №91623 действует общероссийская система

мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Ключевым направлением мониторинга является именно здоровье несовершеннолетних.

  Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное   информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

  Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Права военнослужащих, граждан, подлежащих  призыву на военную службу  и поступающих на военную службу  по контракту

 

  Права рассматриваемой категории граждан закреплены в ст.25 Основ.

Наряду  с Основами нормы об охране здоровья военнослужащих и членов их семей содержатся в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г.)24; Федеральном законе от 26 февраля 1997 г. №31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и иных нормативных актах.25

  Ключевым актом является Положение о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №123) (с изменениями от 20 января 2004 г.)26

  Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

  Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

Проиллюстрируем примером из практики:

«В  августе 1998 г. Сохань подал рапорт об увольнении в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе и был уволен из рядов Вооруженных Сил РФ с выплатой выходного пособия в размере 8-ми окладов денежного содержания.

  Считая, что ему должно быть выплачено выходное пособие в размере не 8-ми, а 20-ти окладов, Сохань обратился с жалобой в военный суд Екатеринбургского гарнизона, который признал требование заявителя необоснованным и в его удовлетворении отказал. Военным судом Уральского военного округа это решение оставлено без изменения.

Военная коллегия, рассмотрев дело в порядке  надзора по протесту ее председателя, отменила решения судов первой и  второй инстанций и приняла новое  решение об удовлетворении требований заявителя и выплате ему единовременного  пособия в полном размере, исходя из следующего.

  В соответствии с п.3 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, увольняемым с военной службы по состоянию здоровья, выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы 20 лет и более - в размере 20-ти окладов денежного содержания. Сохань находился на военной службе более 20-ти лет и уволен в запас по п/п."б" п.3 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе).

  Суды первой и второй инстанции, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941 (где указывается, что военнослужащим, уволенным с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выплачивается единовременное пособие в размере 20-ти окладов, а уволенным по другим основаниям - в размере 40% от установленного полного размера пособия), пришли к неправильному выводу о том, что Сохань имеет право на получение 8-ми окладов денежного содержания, а не 20-ти.

  При этом окружной военный суд ошибочно посчитал, что увольнение в связи с признанием Соханя ограниченно годным к военной службе не является увольнением по состоянию здоровья.

  В п/п."в" п.8 Указа Президента РФ "Вопросы прохождения военной службы" от 4.01.1999 г. №4 прямо закреплено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья (п/п."б" п.3 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Это свидетельствует о распространении на военнослужащих, признанных военно-врачебными комиссиями ограниченно-годными к военной службе, льгот и преимуществ, предусмотренных для увольняемых по состоянию здоровья.

  Данный Указ реализует Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" с момента его издания до утверждения положения о порядке прохождения военной службы. Вышеназванные нормативные документы действовали в период увольнения Соханя как на момент его увольнения, так и вынесения судебных решений»27.

  Таким образом, увольнение с военной службы по основанию "ограниченно годен к военной службе" - является увольнением по состоянию здоровья.

В случае несогласия с заключением  военно-врачебной комиссии военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную  службу и поступающие на военную  службу по контракту, имеют право  на производство независимой медицинской  экспертизы в соответствии со статьей 53 настоящих Основ и (или) обжалование  заключений военно-врачебных комиссий в судебном порядке.

  Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

  Порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и других министерств, государственных комитетов и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба. Деятельность медицинских комиссий военных комиссариатов обеспечивают и финансируют Министерство обороны Российской Федерации и другие министерства, государственные комитеты и ведомства, в которых законом предусмотрена военная служба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Права граждан пожилого возраста  и права инвалидов

 

  В соответствии со ст.26 Основ граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости - мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет28) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста, включая одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров, направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности.

  Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии.

  Основы особо выделяют права инвалидов (ст.27). Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

Информация о работе Законодательство РФ об охране здоровья граждан