Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
Промульгация закона. Законы, принятые Парламентом промульгируются Президентом РМ в соответствии со ст. 74 Конституции РМ.
Первоначально законы, принятые Парламентом, подписывают Председателем Парламента или одним из его заместителей, в течение дней от принятия.
Промульгация осуществляется Президентом. Председатель Парламента или его заместитель направляют закон на промульгацию Президенту РМ в течение 25 рабочих дней с даты его принятия Президент, являясь руководителем государства, является одновременно гарантом безопасности нормативных актов, если воля законодателя противоречит общим принципам или в акте содержаться другие категории недостатков, президент может потребовать у Парламента, толь единожды, пересмотр закона по любым основаниям, ведущим к тому чтобы закон в целом или в его части был неприемлем.
Если Парламент оставляет в силе вынесенное решение, Президент обязан промульгировать закон в срок, не превышающий двух недель даты регистрации закона Аппаратом Президента. В случае, если парламент не оставляет своего решения, закон считается отклоненным.
Промульгация не является новым голосованием, а является актом посредством которого признается аутентичное содержание текста, который проголосовал парламент, и даются распоряжения о публикации закона в официальном органе прессы.
Публикация закона. Законы, а также другие акты Парламента, указы Президента PМ международные трактаты, акты Правительства, акты министре департаментов и Национального Банка Молдовы публикуются Официальном Мониторе РМ, издаваемом Государственным управлением по информационному обеспечению «Молдпресса» на государственном языке и в переводе на русский и другие языки. Публикация нормативных актов является конечным этапе процесса разработки законов.
В соответствии со ст. 76 КРМ закон вступает в силу в день опубликования или в срок, предусмотренный в самом закон. Неопубликование закона влечет его недействительность. Таким образом; публикация является процедурой, которая также является этапе процесса разработки. Официальные акты могут быть опубликованы и других периодических изданиях только со ссылкой на Официальный Монитор.
Постоянное бюро Парламента и Государственная канцелярия обеспечивают своевременную передачу Управлению официальными актами по их опубликованию в Мониторул Офичиал не позднее 7 дне после получения. Государство обеспечивает публикацию законов остальных нормативно-правовых актов, для того чтобы лица или субъекты данного государства знали хорошо законодательство и могли легко пользоваться законами. Опубликование актов является частичным гарантом правопорядка или содействует его реализации. Публикация нормативно-правовых актов является обязательством государства, что вытекает из ст. 23 ч.1, КРМ, в котором указано, что «каждый человек имеет право на признание его правосубъектности». Следовательно, можем сделать вывод, что принятие законов, а также других нормативных актов является необходимой и объемной процедурой. Необходимой по той простой причине, что общество не может благоприятно развиваться без главенства в нем определенных правил, актуальных для данного периода и эффективных по способу реализации положений, установленных в нормах. Любое общество должно находиться под правлением норм обязательного характера, для того, чтобы разграничить и разрешить определенные действия или бездействия, в целях создания как можно более благоприятной атмосферы для развития и нормального действия индивида в данном обществе. Однако, эти нормы должны обращаться к какому-либо органу власти, обладающему монополией создания права, идеальным вариантом является представительный орган, который бы представлял интересы большинства населения. По этой причине законодатель должен быть ответственным и объективным при осуществлении своих обязанностей, поскольку на основе результата, полученного вследствие принятия акта, общество будет развиваться лучше или хуже, в зависимости от установленных законом или другими нормативными актами положений.
23. Статус депутата в Парламенте Республики Молдова
Закон о статусе депутата от 07.04.94
Депутат является официальным лицом и представителем высшей законодательной власти. При исполнении мандата депутаты находятся на службе у народа. Всякий императивный мандат недействителен. Депутаты приступают к исполнению мандата с момента избрания при условии его последующего признания. Срок мандата депутата - четыре года. Этот срок может быть продлен в порядке, установленном Конституцией. Срок мандата депутата истекает в день первого законного созыва вновь избранного Парламента либо в случае отставки или смерти. В случае отставки или смерти депутатский мандат становится вакантным. Заявление об отставке представляется Председателю Парламента. Парламент своим постановлением принимает к сведению заявление об отставке депутата и объявляет мандат вакантным. В случае смерти Комиссия Парламента по вопросам права, назначениям и иммунитету подготавливает доклад. Парламент своим постановлением принимает к сведению доклад комиссии и объявляет мандат вакантным.
Депутат пользуется своими правами и исполняет свои обязанности в течение всей легислатуры, на которую избран. Депутат должен строго соблюдать Конституцию, законы, нормы этики и морали. Депутат обязан быть достойным доверия избирателей, собственным примером способствовать укреплению государственной дисциплины, исполнению гражданских обязанностей, обеспечению прав человека и соблюдению законодательства. Случаи нарушения депутатской этики рассматриваются Комиссией по вопросам права, назначениям и иммунитету.
Права депутатов включают:
право на участие в коллективном и свободном рассмотрении вопросов, относящихся к ведению Парламента, в обсуждении и принятии проектов, включенных в повестку дня заседания Парламента.
право на принятие решений Парламентом. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Парламентом.
право на участие в формировании внутренних органов Парламента, образовании других государственных органов или назначении на должность лиц с государственными полномочиями;
право на осуществление парламентского контроля;
право на законодательную инициативу;
право на запрос необходимой информации от любых государственных органов;
право на поддержание отношений с избирателями.
Закон о статусе депутата парламента предусматривает следующие обязательства депутатов:
депутат должен строго соблюдать Конституцию, законы, нормы этики и морали;
депутат обязан быть достойным доверия избирателей, собственным примером способствовать укреплению государственной дисциплины, исполнению гражданских обязанностей, обеспечению прав человека и соблюдению законодательства;
участие депутата в заседаниях Парламента и постоянной комиссии, в состав которой он входит, обязательно.
24. Функционирование Парламента Республики Молдова
Парламентская деятельность, непрерывная на протяжении всего мандата, должна быть определена во времени.
Созыв, сессия и заседание.
Созыв - период, на который уполномочен состав Парламента (4 года), до законного создания нового парламента.
Сессия - период времени, на протяжении которого парламент созывается в целях обсуждения и разрешения вопросов, находящихся в компетенции представительского органа.
Разграничиваются очередные, внеочередные и специальные сессии. В Регламенте Парламента РМ указываются только два типа сессий: очередные и внеочередные (которые отождествляются со специальным).
Парламент созывается на две очередные сессии в течение года. Весенняя сессия начинается в феврале и завершается в конце июля. Осеняя сессия начинается в сентябре и завершается в конце декабря.
Парламент созывается на внеочередные или специальные сессии по требованию Президента РМ, Председателя Парламента или одной трети депутатов. Заявление подается в письменном виде Председателю Парламента с указанием повестки дня. Созыв Парламента на внеочередную или специальную сессию осуществляется в течение трех дней со дня регистрации заявления.
Заседания представляют интервал времени в рамках сессии, когда парламентарии собираются непосредственно. Парламент организует свою работу в форме пленарных заседаний и заседаний постоянных комиссий. Заседания Парламента признается правомочными при участии большинства избранных депутатов. Заседания парламента проводятся, как правило, в соответствии с повесткой дня, которую составляет Постоянное бюро на период двух недель.
Заседания парламента проводятся в соответствии с повесткой дня, составленной Постоянным бюро Парламента по согласованию с представителями парламентских фракций и постоянных комиссий на двухнедельный период, и утвержденной парламентом большинством голосов присутствующих депутатов. Повестка дня включает проекты законов, постановлений и резолюций, а также запросы, петиции и другие вопросы, предложенные Президентом РМ, Правительством, Постоянным бюро либо депутатами. Проекты законов и постановлений вносятся в повестку дня не позднее 10 дней со дня получения доклада ответственной постоянной комиссии. В повестку дня могут вноситься изменения по требованию Постоянного бюро, парламентской фракции или постоянной комиссии только на первом заседании рабочей недели. Обоснованные требования о внесении изменений в повестку дня излагаются в одном ограниченном по времени выступлении. Как исключение Председатель Парламента может предложить на любом заседании Парламента внести изменение в повестку дня по собственной инициативе, по требованию Постоянного бюро или парламентской фракции. Это предложение принимается большинством голосов присутствующих депутатов. Повестка дня заседаний Парламента на неделю представляется депутатам на первом заседании рабочей недели.
Заседания и прения. Голосование.
Прения состоят в обсуждении вопросов по повестке дня, в соответствии с предварительно установленной процедурой, обеспечивающей независимость парламента, систематизированный порядок и изложения точек зрения, конфронтации мнений и принятии решений.
Парламент осуществляет свою деятельность в пленуме, комиссиях и фракциях, как правило, в соответствии с программой:
понедельник - работа с избирателями (приемный день, командировки на места);
вторник - заседания парламентских фракций;
среда - заседания парламентских комиссий;
четверг - пленарные заседания;
пятница - пленарные заседания, заседания Председателя Парламента с председателями постоянных комиссий, заседания Постоянного бюро
Заседания Парламента проходят открыто, за исключением случаев, когда по требованию Председателя Парламента, парламентской фракции или группы депутатов, составляющей не менее 15 % избранных депутатов, принимается решение большинством голосов присутствующих депутатов о проведении закрытых заседаний.
Заседание Парламента открывает Председатель или один из его заместителей. Заместители Председателя оказывают ему помощь в проведении заседания. Председательствующий на заседании устанавливает наличие кворума и объявляет повестку дня.
На открытых заседаниях Парламента могут присутствовать дипломаты представители средств массовой информации, а также иные лица, получившие разрешение или приглашение пресс-службы Парламента, в порядке установленном Постоянным бюро.
Лица, присутствующие на заседании, должны соблюдать тишину и воздерживаться от любых проявлений согласия или несогласия; в противном случае они удаляются из зала. Депутаты обязаны участвовать в заседаниях Парламента.
Председательствующий на заседании руководит прениями, следит за соблюдением регламента и поддержанием порядка на заседаниях. Перед началом заседания один из членов Постоянного бюро составляет список депутатов, желающих выступить.
Депутатам, включенным в список выступающих, предоставляется слово в порядке, установленном председательствующим на заседании, с соблюдением права оппонентов высказать свое мнение.
Президенту РМ, Председателю Парламента, его заместителям, членам Правительства, присутствующим на заседании, может предоставляться слово на любом этапе прений. Никто не может взять слово иначе как с разрешения председательствующего.
Председательствующий на заседании предоставляет время для выступления до 10 минут. В зависимости от значимости обсуждаемого вопроса председательствующий может продлить указанное время. Выступающие обязаны затрагивать только те вопросы, для обсуждения которых они записались. Запрещаются оскорбления или клевета, как с трибуны Парламента, так и из зала заседаний.
Запрещается диалог между выступающими и лицами, находящимися в зале.
Прения на заседаниях Парламента записываются на магнитную ленту и стенографируются. Запрещаются разговоры по мобильному телефону в зале заседаний Парламента во время пленарных заседаний.
Председательствующий на заседании, парламентская фракция или группа депутатов, составляющая не менее 15 % избранных депутатов, могут потребовать прекращения прений по вопросу, вынесенному на обсуждение Парламента.
Требование о прекращении прений принимается большинством голосов присутствующих депутатов.
Голосование - это способ принятия решений - коллегиальными государственными органами, руководящими органами партий и различных организаций.
Голосование является прямым. Личный характер голоса предполагает невозможность его передачи другому. Голосование является равным, независимо от принадлежности парламентария к мажоритарной или миноритарной группе, от его качества или должности, от возраста и пола. Голос является всеобщим, неотъемлемым для каждого депутата.
Однако голосование не свободно выражаемое, поскольку парламентарий обязан участвовать в заседаниях и в процессе прений, а воздержание является способом выражения голоса.
Голосование является открытым, что следует из публичного характера заседаний. Открытый голос выражается публично путем поднятия руки, поименной переклички или вставания. А тайный голос выражается в бюллетенях для голосования при принятии на должность или с использованием электронной системы при принятии законов и постановлении.
25. Организация и проведения республиканского референдума
Референдум (от лат. Ad referendum - «подлежать собранию») процедура прямой демократии, посредством которой руководство страны обращается к народу, без посредников, за консультацией по особо важным проблемам, как правило по поводу текста Конституции, избрания формы правления или по вопросу самоутверждения государства.
Главное отличие между процедурой выборов и процедурой референдума состоит в предмете выражения волеизъявления избирателей. Этот предмет на выборах представлен кандидатом в депутаты или на другую должность вне представительского института. На референдуме предметом волеизъявления не является лицо, а определенная проблема, в связи с которой проводится референдум - закон, проект закона, Конституция, поправки в Конституцию, проблемы национального интереса государства. Результаты референдума могут быть определены только на основе мажоритарной системы. Организационный аспект выборов и референдума идентичен, за исключением того, что на референдуме нет необходимости в избирательных округах.