Лекции по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций

Описание работы

Понятие конституционного права как отрасли права.

Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.

Файлы: 1 файл

drept_const_rus.doc

— 800.00 Кб (Скачать файл)

Следственная комиссия вызывает в качестве свидетеля любое лицо, располагающее информацией о каком-либо факте или обстоятельстве, которое может оказать помощь в расследовании дела. По требованию следственной комиссии любое лицо, имеющее какое-либо доказательство или располагающее каким-либо средством для доказательства, обязано предъявить их комиссии. Учреждения и организации в соответствии с законом обязаны оказывать содействие следственной комиссии. В случае, если для разъяснения некоторых фактов или обстоятельств в целях установления истины необходимо привлечь экспертов, следственная комиссия решает вопрос о проведении экспертизы. Следственная комиссия не может осуществлять уголовное преследование, являющееся в соответствии с законом компетенцией органов уголовного преследования и судебных инстанций.

Парламентские группы - являются внутренними организмами парламента, состоящими из парламентариев - представителей партий, политических движений. Существование парламентских групп обусловлено наличием политических партий в политической системе общества, в том числе их правом выдвигать и продвигать своих представителей на парламентские выборы. Без партий не существует парламентского режима. В РМ парламентские группы названы парламентскими фракциями. Их статус регулируется Регламентом Парламента.

Для образования рабочих органов и организации деятельности Парламента депутаты создают парламентские фракции в количестве не менее пяти депутатов по спискам от партий, общественно-политических организаций и избирательных блоков.

Парламентские фракции создаются в течение десяти дней после законного конституирования Парламента, избирают свои руководящие органы или руководителей. Председатель парламентской фракции представляет Парламенту численный и персональный состав фракции.

Парламентские фракции имеют право вносить предложения по:

назначению или избранию своих представителей в Постоянное бюро, постоянные комиссии и другие рабочие органы Парламента с учетом их пропорционального представительства в Парламенте;

повестке дня заседаний Парламента и Постоянного бюро; образованию специальных, следственных и иных комиссий Парламента;

проектам постановлений Парламента о программе деятельности Правительства;

опубликованию отдельных проектов важных законодательных актов, представленных для рассмотрения Парламенту, и консультированию с общественностью по их существу.

Парламентским фракциям предоставляются помещения для работы, оргтехника, канцелярские принадлежности и оказываются услуги, необходимые для их эффективной работы. Порядок использования финансовых средств, выделяемых из бюджета Парламента для обеспечения деятельности парламентских фракций с учетом их численности, устанавливается каждой фракцией самостоятельно.

Парламентская оппозиция - политическая партия или группа партий, действующая в парламенте или в местных органах, критикующая политику руководящей партии и голосующая, как правило, против мер, которые ею инициированы.

28.11.2010 = 101 депутат = 4 фракции: Коммунисты(33), ПЛД (31), ПД(15), ПЛР(11), и 10.

 

27. Бюллетени, выборы, подсчет голосов, и определение результатов голосования.

 

Форма и содержание избирательного бюллетеня по выборам Парламента утверждаются постановлением ЦИК. По местным выборам форма избирательного бюллетеня устанавливается ЦИК, а содержание утверждается постановлением соответствующего окружного избирательного совета.

Избирательный бюллетень делится на прямоугольники по числу конкурентов на выборах. Размер прямоугольника должен быть достаточным для размещения фамилии, имени, года рождения, профессии (рода занятий), занимаемой должности и места работы соответствующего кандидата, наименования партии, другой общественно-политической организации, избирательного блока, выдвинувших соответствующий список кандидатов или соответствующего кандидата, а также избирательного знака или символа конкурента на выборах. Идентичность избирательных знаков или символов не допускается.

Конкуренты на выборах вносятся в бюллетени в порядке, установленном по результатам жеребьевки, ежедневно проводимой соответствующим избирательным органом.

Внутри каждого прямоугольника с левой стороны печатается избирательный знак или символ конкурента на выборах, выдвинувшего соответствующий список кандидатов или кандидата, либо избирательный знак независимого кандидата. Избирательные знаки и символы представляются соответствующему избирательному органу вместе с документами для регистрации конкурентов на выборах.

Внутри каждого прямоугольника с правой стороны на равном расстоянии от верха и низа печатается кружок диаметром 15 миллиметров, в котором голосующий при подаче голоса за соответствующего конкурента на выборах проставляет печать "Votat". В случае одновременного проведения нескольких видов выборов избирательные бюллетени должны различаться по цвету.

Избирательные бюллетени печатаются в соответствии с инструкциями соответствующих избирательных органов. Члены ЦИК обязаны, а представители конкурентов на выборах могут присутствовать при изготовлении матриц избирательных бюллетеней, печатании последних и уничтожении матриц.

Избирательные бюллетени печатаются не позднее чем за 3 дня до дня выборов в количестве, соответствующем числу избирателей, на матовой бумаге. На каждом бюллетене проставляются порядковые номера соответствующих избирательного округа и избирательного участка. Отпечатанные избирательные бюллетени складываются таким образом, чтобы сторона, на которой голосующий проставляет печать “Votat”, была невидимой.

Отпечатанные избирательные бюллетени хранятся в окружном избирательном совете и накануне дня выборов передаются участковым избирательным бюро с составлением акта передачи. Участковым избирательным бюро, образованным за пределами РМ, ЦИК отправляет избирательные бюллетени не позднее чем за 3 дня до дня выборов, исходя из количества избирателей, определенного на основании информации, представленной МИД и европейской интеграции и накопленной ЦИК, однако не более 3000 избирательных бюллетеней на каждый избирательный участок.

Помещения, в которых хранятся избирательные бюллетени, охраняются полицией. Доступ к ним имеет только председатель соответствующего окружного избирательного совета либо соответствующего участкового избирательного бюро в сопровождении двух членов совета или бюро. Представители конкурентов на выборах, а также избиратели вправе ознакомиться с образцами избирательных бюллетеней в соответствующем избирательном бюро. В случае парламентских выборов ЦИК отправляет избирательные бюллетени окружным избирательным советам не позднее чем за 2 дня до дня выборов.

Выборы - действия граждан, направленные на избирание и назначение посредством голосования, в соответствии с определенными процедурами, лиц в состав руководящих органов территориально-административной единицы или (учреждения). Выборы бывают нескольких видов.

Прямые выборы: голосование, в котором между избирателем и кандидатом на выборную должность нет инстанций, которые бы посредничали выражению волеизъявления избирателя. Избиратель голосует непосредственно за кандидата на выборную должность.

Кошенные выборы: электорат избирает только представителей или делегатов, которые, в свою очередь, избирают предложенных кандидатов.

Общие выборы: когда избираются представители на все места в представительские органы.

Частичные или дополнительные выборы: проводятся с целью укомплектования части мест.

Национальные выборы осуществляются по всей стране.

Очередные выборы проводятся в предусмотренные конституцией или законом сроки, в связи с истечением сроков полномочий. Внеочередные выборы проводятся в случае досрочного роспуска парламента.

Выборы, осуществляемые одним голосованием: когда результаты выборов определяются после одного голосования избирателей. Носит окончательный характер.

Выборы, осуществляемые в двух или нескольких турах голосования: Когда есть необходимость в двух или нескольких турах голосования, в целях определения победителей из числа кандидатов на выборное место.

Повторные выборы проводятся в случае, если уже проведенные выборы признаются недействительными. Они не признаны из-за нарушения законодательства о выборах.

Выборы объявляются указом руководителя государства. В большинстве государств выборы проводятся только в выходные дни.

Этапами избирательного процесса являются: назначение выборов; образование избирательных комиссий; представление информации о избирателях, составление и уточнение избирательных списков; формирование избирательных округов; назначение и регистрация кандидатов; проведение избирательной кампании и ее финансирование; организация голосования, подведение итогов выборов; реализация голосования, определение результатов голосования; регистрация избранных депутатов, лиц, занимающих публичные должности, опубликование результатов выборов.

Если исходить от основного содержания национального избирательного законодательства, образование организационно технологических основ выборов предполагает:

образование избирательных округов и избирательных участков;

формирование избирательных органов или некоторых из них;

составление списков избирателей.

В Республике Молдова в целях организации и проведения выборов

учреждаются:

Центральная избирательная комиссия;

Окружные избирательные советы;

Избирательные бюро избирательных участков.

Определение итогов голосования, результатов выборов и их утверждение венчает процесс выражения избирательного мнения избирателей. Механизм обобщения результатов выборов сформулирован в главе 10 Кодекса о выборах. Предусмотрена последовательность действий, осуществленных избирательными органами разных уровней, способ подсчета голосов избирателей, правила определения результатов выборов, гарантии проведения всех действий, связанных с подсчетом голосов и подведением итогов выборов на условиях гласности и др.

В соответствии с положениями Кодекса о выборах РМ, подсчет голосов и подведение итогов выборов начинается в участковом избирательном бюро сразу после истечения сроков, отведенных для голосования. Перед вскрытием урн для голосования участковое избирательное бюро подсчитывает и аннулирует все неиспользованные избирательные бюллетени. Согласно процедуре, установленной участковым избирательным бюро либо предписанной ЦИК или окружным избирательным советом, члены участкового избирательного бюро открывают избирательные бюллетени и определяют, за какого конкурента на выборах подан голос. Результаты подсчета вносятся в специальный бланк для подсчета голосов.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участкового избирательно бюро и фиксируются в протоколе. Протокол по результатам голосования составляется в нескольких экземплярах, один из которых хранится в участковом избирательном бюро, один передается в окружной избирательный совет, а остальные, в обязательном порядке, вручаются представителям конкурентов на выборах.

Председатель участкового избирательного бюро передает окружному избирательному совету как можно скорее, но не позднее 12 часов после объявления о закрытии избирательных участков, бюллетени, признанные действительными, для каждого конкурента в отдельности, протокол, отчет, недействительные бюллетени, аннулированные и обжалованные, заявления и протесты, все в опечатанной коробке.

После получения протоколов и отчетов от участковых избирательных бюро, в которых указаны результаты подсчета голосов участковыми бюро, окружной избирательный совет устанавливает сначала количество избирателей, участвовавших в выборах, и сообщают об этом в ЦИК. В случае, если в выборах из всего округа участвовало количество человек, меньшее чем необходимо для признания выборов действительными, окружной избирательный совет уведомляет ЦИК об этом. ЦИК или окружной совет делают публичное сообщение, в котором объявляют выборы недействительными по всей стране или по одному округу.

На основании протоколов участковых избирательных бюро окружной избирательный совет вносит результат подведения итогов по всему округу в протокол, подписанный всеми членами совета, которые могут вносить письменные комментарии к протоколу. В течение 48 часов после закрытия участковых бюро, окружной избирательный совет обязан представить протокол по итогам подсчета голосов по округу в ЦИК.

Право подведения итогов выборов предоставляется ЦИК. Она вносит итоги голосования по стране в целом в протокол, который подписывается всеми членами комиссии, и составляет отчет о результатах выборов. Копии протокола об итогах голосования вручаются представителям конкурентов на выборах. При необходимости эти документы представляются Конституционному суду для подтверждения результатов выборов и признания действительными мандатов. До получения результатов голосования от всех нижестоящих избирательных советов и бюро ответственный за подведение итогов голосования избирательный орган периодически обнародует предварительные итоги голосования в кратчайшие сроки после их получения.

После получении результатом голосования от всех нижестоящих избирательных советов и бюро, избирательный орган может посчитать парламентские выборы недействительными, если в них приняли участие менее 1/4 от количества лиц, зарегистрированных в избирательных списках.

Информация о работе Лекции по "Конституционное право"