Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
Парламент принимает законы, постановления и резолюции. Также, Парламент принимает, в целях обеспечения регулирования всех сфер общественных отношений, программы по разработке законодательных актов, содержащие наименования актов, которые будут разработаны, сферы социальных отношений, которые будут регулированы, органы власти, учреждения и лица, которые будут их разрабатывать. Эти программы могут изменяться и дополняется Парламентом по предложению субъектов обладающих правом законодательной инициативы. При осуществлении права законодательной инициативы депутаты и Президент представляют Парламенту проекты законов и законодательные предложения, Правительство - проекты законов. В соответствии со ст. 15 Закона о законодательных актах законодательным предложением является предложение, выдвинутое Президентом РМ или депутатами Парламента, об инициировании разработки одного или нескольких законодательных актов, касающихся определенного вопроса или группы вопросов и призванных регулировать определенные области общественных отношений.
При одобрении законодательного предложения Парламент принимает постановление, которым устанавливает срок разработки проекта законодательного акта, образует сам или поручает другим органам образовать рабочие группы по разработке проекта, устанавливает при необходимости размер оплаты труда специалистов, привлеченных к его разработке, и других необходимых расходов, а также источники их финансирования.
Этапы разработки законов являются юридическими методами создания нормативно-правового акта. Разработка нормативного акта предлагает, в общем, прохождение следующих этапов:
Это строго определенная процессуальная форма, которую законодатель или другой компетентный орган обязан соблюдать. Каждый из вышеперечисленных этапов обладает определенной процедурой, которая устанавливается в зависимости от нескольких факторов, как-то: тип нормативного акта, инициированного к принятию, сфера отношений регулирована будущим актом.
Инициирование проекта нормативного акта. Согласно ст. 73 КРМ право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента, Президенту и Правительству, а в случае пересмотри Конституции народная инициатива должна исходить от не менее 200 000 граждан РМ с правом голоса.
Проект законодательного акта может содержать определения юридических, технических, экономических и других специальных терминов, имеющих ограниченное употребление. В случае, когда проект законодательного акта содержит положения действующего законодательства, они, как правило, не воспроизводятся, а даются ссылки на них. Проекты законов, представленные Правительством, а также законодательные предложения депутатов, принятые им, рассматриваются Парламентом, в том числе в срочном порядке. Что касается народной инициативы пересмотра Конституции она принимается Парламентом, только при условии, что:
Проекты законов и законодательные предложения принимаются к рассмотрению вместе с изложением целей, задач, концепции будущего закона, его места в системе действующего законодательства, а также социально-экономических и иных последствий их реализации, с указанием авторов, участвовавших в разработке проекта закона. К проекту закона, реализация которого потребует финансовых и иных затрат, прилагается финасово-экономическое обоснование.
При необходимости представляется и проект решения Парламента порядке введения закона в действие, а также список актов, которые должны быть разработаны в связи с принятием закона. Текст проект закона представляется на государственном языке с переводом на русский язык при соблюдении правил речи, орфографии и пунктуации.
Все проекты законов и законодательные предложения регистрируются в Постоянном бюро в порядке их представления доводятся до сведения Парламента на первом заседании рабочей недели при этом указываются название и автор проекта или предложения. Эти материалы незамедлительно передаются депутатам для ознакомления, но не могут быть включены в повестку дня ранее чем через 15 рабочих дней
Обсуждение законопроекта. Председатель Парламента или его заместители представляют проект закона или законодательное предложение на обсуждение и дачи заключений ответственной постоянной комиссии, к компетенции которого относятся соответствующие проект или предложение.
Одновременно с разработкой проекта законодательного акта рабочая группа подготавливает пояснительную записку. Законопроект вместе с пояснительной запиской направляется для согласования заинтересованным внутренним и внешним органам и учреждениям. Любая постоянная комиссия, считающая себя компетентной для дачи заключений на проект закона или законодательное предложение информирует Постоянное бюро о своем намерении дать заключение.
В случае отказа Постоянного бюро Парламент принимает решения большинством голосов присутствующих депутатов. Если постоянная комиссия считает, что проект закона или законодательное предложение переданные ей на рассмотрение, являются компетенцией другой комиссии, она может потребовать от Председателя Парламента их передачу этой комиссии. В случае отказа Председателя Парламента решение принимается Парламентом большинством голосов присутствующих депутатов. Так же решается вопрос в случае возникновения спора о компетентности комиссий.
Постоянная комиссия, ответственная за проект закона и законодательное предложение, должна их рассмотреть в течение 25 рабочих дней, если Председатель Парламента или его заместители не установят иной срок. Другие постоянные комиссии, считающие себя компетентными и получившие на рассмотрение проект закона или законодательное предложение в установленном порядке, представляют ответственной постоянной комиссии заключения о проекте или предложении в течение 15 рабочих дней. При несоблюдении этого срока ответственная постоянная комиссия подготавливает свой доклад без заключения или заключений других комиссий.
После получения заключений и проведения экспертизы проекта законодательного акта члены рабочей группы подготавливают окончательный вариант проекта и материалы к нему. Материалы к окончательному варианту проекта законодательного акта включают:
Проект законодательного акта на государственном языке и материалы к нему передаются для рассмотрения органу, принявшему решение о разработке проекта и (или) образовавшему рабочую группу.
На проект законодательного акта, внесенный в Парламент в качестве законодательной инициативы, заполняется карточка. Проекту присваивается номер, соответствующий его входящему номеру.
Автор проекта закона или законодательного предложения может отозвать проект или предложение в любой момент до их включения в повестку дня.
На основе указанных заключений, специальная комиссия или ответственная постоянная комиссия подготавливает доклад по проекту конституционного закона и представляет его Постоянному бюро в течение 15 дней после истечения шести месяцев со дня представления проекта вместе с заключением Конституционного суда, принятого не менее чем 4-мя судьями; или 1/3 депутатов или Правительством, или Конституционным судом в случае, если пересмотр Конституции является инициативой граждан.
Депутаты и парламентские фракции имеют право представлять в письменном виде обоснованные поправки к проекту закона, которые передаются Постоянному бюро в течение 15 дней со дня получения проекта. Ответственная постоянная комиссия, а в случае, если она считает это необходимым, и другая комиссия дают заключения на поправки к проекту закона.
На редакционные поправки, а также иные менее значительные поправки докладчик ответственной постоянной комиссии по просьбе Председателя Парламента может дать ответ в устной форме.
Проекты законов, на которые в установленном порядке представлены заключения, рассматриваются Парламентом в соответствии с утвержденной повесткой дня. Проекты законов, включенные в повестку дня заседания Парламента, рассматриваются, как правило, в двух чтениях. Проекты конституционных законов, проекты органических законов по вопросам бюджета, финансов, экономики, требующих значительных финансовых затрат, а также международные договоры по решению Парламента могут рассматриваться и в третьем чтении. Порядок последующего обсуждения проекта закона устанавливается в каждом отдельном случае постановлением Парламента большинством голосов присутствующих депутатов.
Решение по проекту конституционного закона, рассмотренному в первом чтении, принимается Парламентом в форме постановления большинством голосов присутствующих депутатов.
После одобрения проекта конституционного закона в первом чтении Председатель Парламента запрашивает мнение депутатов относительно незамедлительного перехода к голосованию за него во втором чтении либо передачи его специальной комиссии или ответственной постоянной комиссии для рассмотрения поправок к проекту и подготовки его к рассмотрению во втором чтении. В случае, если не менее 25 депутатов высказываются за передачу проекта конституционного закона специальной комиссии или ответственной постоянной комиссии, Председатель Парламента отдает соответствующее распоряжение. В противном случае проект выносится на голосование во втором чтении, являющееся окончательным.
В случае передачи проекта конституционного закона специальной комиссии или ответственной постоянной комиссии депутаты в течение 15 дней после одобрения проекта в первом чтении подготавливают поправки к нему и передают их соответствующей комиссии. Этот срок может быть продлен по предложению Председателя Парламента большинством голосов присутствующих депутатов.
Во втором чтении рассматриваются и ставятся на голосование только поправки, представленные в письменном виде и подписанные не менее чем пятью депутатами. Поправки должны сводиться только к:
При обсуждении каждой статьи депутаты могут высказывать мнение парламентской фракции, в которую они входят, или личное мнение. Представитель Правительства также имеет право выступить. В процессе выступлений можно вносить поправки в устной форме. Поправка должна относиться к содержанию только одной статьи. Если вносимая поправка может привести к существенным изменениям проекта закона, председательствующий на заседании может направить ее на заключение компетентным комиссиям и прекратить обсуждение. В этом случае автор поправки имеет право быть выслушанным в комиссиях.
Парламент посредством голосования высказывается по каждой поправке, кроме случаев, когда принятие одной поправки исключает принятие другой.
В случае, когда пересмотру подверглись положения о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также о его постоянном нейтралитете, Парламент после принятия конституционного закона назначает республиканский конституционный референдум по вопросу об одобрении новых положений, которые должны быть утверждены этим референдумом большинством голосов, включенных в избирательные списки. Конституционный референдум проводится в соответствии с положениями Кодекса о выборах.
Принятие проекта закона. После обсуждения законопроекта начинается третий этап разработки актов, которым является принятие. Оно является финальной деятельностью депутатов, которая представляет проекту качество закона. Голосование закона является актом, позволяющим проявлению волеизъявлению большинства. В соответствии со ст. 74 Конституции РМ законы принимаются большинством голосов.
Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов, ординарные законы - большинством присутствующих депутатов, конституционные - голосом 2/3 количества избранных депутатов.