Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
полномочия по законотворчеству. Осуществление Парламентом законодательной функции требует задействования и других органов власти. Президент осуществляет промульгацию законов. Он вправе, если у него есть замечания по закону, не позднее чем в двухнедельный срок направить его Парламенту для пересмотра. Если Парламент проголосует за прежнее решение, Президент осуществляет промульгацию закона. Относительно ограниченные полномочия Президента в части принятия промульгации законов, могут быть, однако, компенсированы правом президента инициировать в Парламенте закон радикального значения для развития общества. Президент РМ на основании ст. 7 является одним из немногих субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, помимо депутатов и Правительства. Также, Президент может обратится в Конституционный суд по поводу проведения контроля конституционности нормативных актов. Это положение позволяет ему, и даже (морально) обязывает Президента следить за соблюдением конституционности нормативных актов.
полномочия по организации и функционированию органов общественной власти. Основной закон предписывает конституционные рамки отношений Президента с публичными органами власти. Эти полномочия состоят в обращении к Парламенту с посланиями по вопросам общенационального значения, (ст. 84, ч. (2) Конституции).
полномочия по избранию, формированию, назначению или отзыву некоторых органов публичной власти. Президент может назначить кандидата на должность Премьер-министра, назначить Правительство на основании вотума доверия, представленного Парламентом, назначать и отзывать, по предложению Премьер-министра, членов Правительства в случае вакансии.
полномочия в сфере защиты и обеспечения правопорядка. Президент является главнокомандующим вооруженными силами; он может объявить, с предварительного согласия Парламента, частичную или всеобщую мобилизацию; в случае вооруженной агрессии против страны глава государства принимает меры по отражению агрессии, вводит военное положение и незамедлительно информирует об этом Парламент. Также, Президент вправе принять и другие меры для обеспечения национальной безопасности и правопорядка.
полномочия в сфере внешней политики. Внешняя политика это сфера деятельности, в которой Президент РМ обладает самыми широкими полномочиями. Так, Президент ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени РМ, аккредитует и отзывает дипломатических представителей и принимает верительные и отзывные грамоты от дипломатических представителей других государств.
другие полномочия. Они содержатся в статье 88 Конституции РМ и касаются награждения, присвоения почетных званий, высших воинских званий, назначения на гос должности, решения вопросов гражданства, присвоения дипломатических рангов и др.
Другая классификация президентских полномочий, не менее важная, основана на критерии условий осуществления полномочий, в соответствии с указанным критерием выделяются две крупные категории полномочий:
полномочия, для осуществления которых акты или деяния Президента подвергаются внешним условиям (утверждение Парламентом, контрассигнации и др.),
и полномочия, для осуществления которых акты и деяния Президента не подвергаются никаким внешним условия.
21. Процедура выборов Президента в Республике Молдова
Президент РМ избирается Парламентом тайным голосованием. Президентом РМ может быть избран гражданин, имеющий право избирать, достигший 40-летнего возраста, проживавший или проживающий на территории РМ не менее 10 лет и владеющий гос. языком.
Избранным считается кандидат, набравший 3/5 голосов избранных депутатов. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводится второй тур голосования по первым двум кандидатурам, установленным в порядке убывания числа голосов, полученных в первом туре.
Если и во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводятся повторные выборы.
Если и после повторных выборов Президент РМ не избран, действующий Президент распускает Парламент и назначает дату выборов нового Парламента.
Процедура избрания Президента РМ устанавливается органическим законом.
22. Специальные процедуры в работе Парламента Республики Молдовы
Функции парламента означают роль парламента, а конституционные процедуры являются техническими средствами для выполнения его роли. Существуют разногласия по поводу функций парламента и их классификации. Условно, основными функциями парламента являются:
Функции парламента взаимодействуют настолько, что их разделение является искусственным и имеет исключительно дидактическую ценность.
Так, посредством некоторых процедур информирования осуществляется и контроль, эффективность контроля и дебатирования.
Функция информирования.
При плюралистической демократии законодательный и исполнительский органы должны взаимно информировать друг друга для общей пользы. Парламент не может эффективно выполнять свою делиберативную функцию без того, чтобы действовать со знанием обстоятельств дела. Информирование является существенным условием и для эффективного выполнения функции контроля.
Методы информирования могут быть сгруппированы в средства, находящиеся в распоряжении граждан, средства, находящиеся в распоряжении парламентариев, и средства находящиеся в распоряжении Правительства.
1. Информирование по инициативе граждан - петиции.
Право на подачу петиции регламентировано как основное право (ст. 52 Конституции РМ). В этом смысле граждане имеют право обращаться к властям, в том числе в Парламент с петициями, а органы публичной власти обязаны отвечать на петиции в сроки и условия, установленные законом. Граждане имеют право обращаться к властям с петициями только от своего имени. Законно созданные организации имеют - исключительно от имени коллективов, которые они представляют.
2. Информирование по инициативе парламентариев.
Конституция РМ провозглашает следующие методы информирования: запрос информации, вопросы и интерпелляции.
Вопросы являются традиционным средством информирования и представляют собой метод, посредством которого один член собрания просит информацию или разъяснения по определенному факту от одного из членов Правительства или от других руководителей органов публичной власти.
3. Информирование Парламента по инициативе Правительства.
Правительственные декларации могут осуществляться и по инициативе Правительства, если оно считает это необходимым, а Парламент дает свое согласие. Члены Правительства имеют доступ на заседания Парламента. В случае необходимости присутствие членов Правительства обязательно (ст. 104, ч. 2). Правительство является одним из субъектов права законодательной инициативы (ст. 73). Через осуществление этого права в виде изложения причин, а также документальных приложений к проектам законов, оно информирует Парламент о субъективных и объективных обоснованиях, которые привели к продвижению проекта.
Функция контроля и санкционирование.
В целях осуществления и окончания парламентского контроля Конституция указывает различные методы, большинство из которых могут закончиться конституционными санкциями.
Методы и средства контроля, которым не сопутствуют санкции.
В случае вооруженной агрессии против страны Президент РМ принимает меры по отражению агрессии, вводит военное положение и незамедлительно информирует об это Парламент. Если парламент не находится в это время на сессии, он созывается по праву в течение 24 часов после развязывания агрессии.
Предварительная консультация Парламента предусмотрена в двух ситуациях:
когда Президент РМ решает распустить Парламент, так как он не выразил вотум доверия Правительству в 45-дневный срок после внесения предложения, и только после отклонения предложения не менее двух раз. (ст. 85, ч. 2);
когда Президент РМ требует от народа изъявления его воли по вопросам общенационального значения путем референдума (ст. 88).
Согласование является формой осуществления действия или акта со стороны Парламента, с признанием указанного действия или акта действительными, согласование может быть:
предварительным: Президент РМ с предварительного согласия Парламента может объявить частичную или всеобщую мобилизацию (ст. 84, ч. 2);
последующим: если в чрезвычайных ситуациях Президент уже принял меры по мобилизации, согласие Парламента должно быть получено не позднее 5 дней с принятия меры. Существуют ситуации, когда согласование должно произвестись как до, так и после принятия акта: Парламент может уполномочить Правительство издать ордонансы, которые затем подтверждаются парламентом (ст. 106/2).
Методы и средства контроля, которым сопутствуют политические или уголовные санкции.
Принятие программы правления и предоставление вотума доверия является конституционным методом парламентского контроля, который может закончиться наделением властью или узакониванием Правительства. Слушания и прения по программе правления являются как методами информирования Парламента, так и методами контроля Правительства. Далее, в обязательном порядке, следует выражение либо вотума недоверия (отказ Парламента от наделения властью Правительства), либо вотум доверия, то есть наделения властью Правительства.
Интерпелляция является явным воздействием, обращенным к Правительству или одному из его членов за объяснениями по проводимой политике или по отношению, которое он принимает в связи с определенной проблемой. Формально интерпелляция также является вопросом, однако она формулируется только в письменном виде, передается Председателю Парламента и может вызвать прения по поводу политики Правительства. В соответствии со ст. 105, ч. 2 Конституции «Парламент может принять резолюцию, отражающую, его позицию по предмету запроса».
Цензурная резолюция является процедурой, посредством которой Парламент на заседаниях обсуждает политическую позиции правительства. Результатом принятия резолюции является принудительное прекращение мандата Правительства. Президент РМ выносит решение о процедуре для наделение полномочиями другого Правительства.
Взятие на себя ответственности Правительством по своей инициативе является конституционным методом, посредством которого Правительство ставит парламент в чрезвычайное положение принятие решения либо о принятии его мнения, либо о его отставке. В соответствии со ст. 106/1, ч. 1 КРМ, Правительство вправе принять на себя ответственность перед Парламентом за программу, заявление общеполитического характера или проект закона. Правительство уходит в отставку, если предложение о выражении недоверия, внесенное е трехдневный срок с момента представления программы, заявления общеполитического характера или проекта закона принято. Если Правительство уходит в отставку, представленный проект закона считается принятым, а программа или заявление общеполитического характера - обязательными для Правительства.
Процедура отстранения от должности Президента РМ не является санкционирующей процедурой, а методом парламентского контроля (ст. 89). В случае совершения деяний, которые нарушают положения Конституции, Президент РМ может быть отстранен от должности Парламентом 2/3 голосов избранных депутатов. Предложение об отстранении от должности может быть выдвинуто не менее чем 1/3 депутатов и должно быть незамедлительно доведено до сведения Президента РМ. Президент может дать Парламенту и Конституционному суду объяснения по выдвинутым против него обвинениям.
Совещательная функция.
Конституция РМ в ст. 60 ч. 1 предусматривает, что парламент является «единственной законодательной властью государства». В этом случае подчеркивается, что только Парламент может регулировать первично и первоначально основные общественные отношения и обеспечивать единство законодательных правил на всей территории страны. Закон о законодательных актах в ст. 4 включает основные принципы законотворчества, которыми законодатель должен руководствоваться при разработке закона, а именно:
они должны соответствовать положениям международных договоров, одной из сторон которых является РМ, общепризнанным принципам и нормам международного права;
должны соответствовать конституционным положениям и согласовываться с существующей правовой базой, системой кодификации и унификации законодательства;
при разработке, принятии и применении законодательных актов должны соблюдаться следующие принципы:
целесообразности,
преемственности, стабильности и предсказуемости норм права;
транспарентности, гласности и доступности.
В то же время, Закон о законодательных актах в ст. 5, ч. 2, п. в предусматривает, что законодательный акт должен «составляться в соответствии с требованиями законодательной техники и нормами литературного языка», поэтому при разработке законодательного акта должна учитываться определенная структура нормативного акта, порядочность и систематизирование. Логическая структура и содержание законодательного акта регулируются Главой VI указанного закона. Так, ст. 24, ч. 2 предусмотрены следующие составные элементы законодательного акта: