Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
Голосующий заполняет бюллетень для голосования, проставляя печать с надписью “Votat“ в одном из кружков под прямоугольником с вписанным в него словом "за" или "против", обозначив таким образом свой выбор.
В протоколе о подведении итогов республиканского референдума отдельно указывается количество голосов с ответом "за" и с ответом "против". Результаты республиканского референдума рассматриваются Центральной избирательной комиссией, принимающей по нему постановление.
Постановление ЦИК и протокол о результатах республиканского референдума представляются Конституционному суду. Конституционный суд в десятидневный срок рассматривает документы, представленные ЦИК, и путем принятия постановления подтверждает либо не подтверждает результаты республиканского референдума.
Решение считается принятым путем республиканского референдума, если за него проголосовало большинство граждан, принявших участие в референдуме. При вынесении на референдум конституционного закона, предусматривающего изменение положений о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также о его постоянном нейтралитете, закон считается утвержденным, если за него проголосовало не менее половины общего числа лиц, включенных в списки избирателей.
Решение, принятое путем республиканского референдума, публикуется в специальном выпуске Официального монитора РМ. Датой принятия решения считается дата проведения республиканского референдума. Решение вступает в силу со дня опубликования его в Официальном мониторе или со дня, указанного в решении.
Отмена или изменение решения, принятого путем республиканского референдума, производится также республиканским референдумом либо в порядке, предусмотренном для пересмотра Конституции.
ЦИК признает республиканский референдум несостоявшимся, если в нем приняли участие менее 1/3 от числа лиц, включенных в списки избирателей.
Конституционный
суд может признать республиканский референдум
недействительным в целом по республике
или в определенных административно-
В случае
признания республиканского референдума
недействительным ЦИК в месячный срок
организует проведение повторного референдума
в целом по стране или в определенных административно-
Республиканский референдум по тому же вопросу может проводиться не ранее чем через два года со дня проведения предыдущего республиканского референдума.
26.
Структура и внутренняя организ
В соответствии с порядком концентрации и разделения законодательной власти, парламенты могут быть поделены на однопалатные и двухпалатные.
Однопалатный парламент - это система с одним единственным представительским собранием. Однопалатный парламент характерен для малых государств. Парламент РМ однопалатный. У однопалатной системы есть определенные преимущества:
Возможные недостатки:
Двухпалатная система - это организация парламента из двух представительских собраний, которые в разных странах называются по-разному (Палата Комунн, Палата представителей, Палата депутатов, Бундестаг, Сенат). Двухпалатная парламентская система родилась в Англии.
В случае с федеративными государствами двухпалатная система является необходимостью. Одна из палат парламента предназначена для обеспечения представительства, как правило, федеративных государств. В случае унитарных государств двухпалатная система часто является структурой, трудно подающейся обоснованию и объяснению.
Преимущества двухпалатной системы, с точки зрения законодательной техники, состоят в возможности подвергать каждое законодательное предложение двойному экзамену. В то же время присутствует атмосфера, адекватная для столкновения идей, что способствует качеству законодательного процесса. Негативные аспекты касаются медленного темпа разработки законов. В некоторых политических системах присутствует проблема определения сферы деятельности второй Палаты. Для того, чтобы вторая Палата была в действительности полной, а двухпалатная система функциональной, эти две палаты должны различаться по способу набора их членов и по полномочиям.
Парламенты, независимо от того, являются ли они однопалатными или двухпалатными, представляют собой коллегиальные органы, принимающие решения на заседаниях при участии всех членов или большинства, предписанного законом. В целях обеспечения хорошей деятельности этого представительского органа, в его рамках создаются более узкие структуры, состоящие из членов парламента. Эти структуры являются внутренней организацией парламента.
Парламент является единственным
органом публичной власти, который самостоятельно
определяет свою внутреннюю организацию.
Так, ст. 64 ч. 1 КРМ предусматривает: «Структура,
организация и деятельность Парламента
определяются регламентом. Источники
Руководящие органы парламента. После законного учреждения Парламента избираются Председатель Парламента, заместители Председателя и создается Постоянное бюро парламента.
В РМ Председатель Парламента избирается на срок полномочий Парламента тайным голосованием посредством избирательных бюллетеней, в которые вносятся фамилии и имена всех кандидатов, предложенных парламентскими фракциями.
Кандидат, набравший большинство голосов избранных депутатов, считается избранным Председателем Парламента.
Председатель Парламента может быть досрочно отозван по предложению выдвинувшей его парламентской фракции или не менее чем 1/3 избранных депутатов.
Постановление об отзыве Председателя Парламента принимается 2/3 голосов избранных депутатов при тайном голосовании.
Председатель Парламента РМ представляет Парламент в стране и за рубежом.
Он выполняет следующие функции:
При выполнении функций, предусмотренных регламентом, Председатель Парламента издает распоряжения и приказы.
Заместители Председателя Парламента избираются открытым голосованием большинством голосов избранных депутатов по предложению Председателя Парламента после консультаций с парламентскими фракциями. Они могут быть досрочно отозваны по предложению Председателя Парламента после консультаций с парламентскими фракциями большинством голосов избранных депутатов.
Заместители Председателя Парламента выполняют в порядке, установленном Председателем, функции Председателя по его просьбе либо в его отсутствие, в том числе по подписанию законов и постановлений, принятых Парламентом.
Постоянное бюро - коллегиальный руководящий орган парламента, который формируется с учетом пропорционального представительства фракций в Парламенте. В его состав входят по должности Председатель Парламента и его заместители. Число членов постоянного бюро определяется постановлением Парламента.
Постоянное бюро признается конституированным после назначения не менее трех четвертых его членов. Член Постоянного бюро может быть отозван постановлением назначившей его парламентской фракции, принятым большинством голосов ее членов.
Постоянное бюро Парламента выполняет следующие функции:
предлагает Парламенту дату созыва сессии и ее продолжительность;
представляет на рассмотрение Регламент Парламента, а также предложения о внесении в него изменений и дополнений; организует и обеспечивает деятельность Парламента; представляет Парламенту на голосование персональный состав постоянных комиссий по предложению парламентских фракций и председателей постоянных комиссий; координирует их деятельность;
готовит по согласованию с председателями парламентских фракций и постоянных комиссий повестку дня заседаний Парламента и представляет ее на утверждение Парламента; по собственной инициативе или по требованию принимает постановление об опубликовании в средствах массовой информации (в том числе электронных) отдельных проектов законодательных актов, стенограмм открытых заседаний Парламента и других актов, касающихся деятельности законодательного органа. При необходимости тем же постановлением Постоянное бюро определяет порядок публичного обсуждения проектов законодательных актов; утверждает Положение об аккредитовании представителей средств массовой информации при Парламенте; определяет обязанности членов бюро;
определяет структуру и штатное расписание Аппарата Парламента и представляет их на утверждение Парламента; составляет смету расходов (бюджет) Аппарата Парламента и представляет ее на утверждение Парламента, а при необходимости вносит в нее изменения в пределах одного квартала и утвержденных средств и др.
Постоянное бюро принимает постановления в пределах компетенции, предусмотренной регламентом, большинством голосов своих членов.
Парламентские комиссии являются внутренними рабочими органами Парламента, наделенные специальной компетенцией.
Регламентом Парламента предусмотрено создание постоянных комиссий, специальных комиссий или следственных комиссий.
Постоянные комиссии являются рабочими органами Парламента, создаваемыми им для осуществления деятельности Парламента. Они выполняют особую роль в подготовке его работы, а также в осуществлении парламентских функций, в частности законодательной и контроля. Комиссии специализированы по отраслям, будучи связанными с различными сферами правительственной ответственности. Постоянные комиссии ответственны перед Парламентом и подотчетны ему и избираются на срок созыва. Количество комиссий, название, численный и персональный состав каждой комиссии определяются Парламентом по предложению Постоянного бюро. Депутат может быть членом только одной постоянной комиссии. Членами постоянных комиссий не могут быть избраны Председатель Парламента и его заместители. Остальные депутаты должны в обязательном порядке входить в состав одной из постоянных комиссий.
Парламент 19 созыва учредил 10 постоянных комиссий.
Каждая комиссия занимается разработкой нормативных актов по специальности, а также дают заключения на проекты законов, решения, предложенные к утверждению Парламентом. Комиссии объединяются на заседания (как правило, один раз в неделю) и обсуждают проекты законов и законодательные предложения, проводят парламентские расследования, рассматривают и выносят решения по другим вопросам, относящимся к задачам руководства Парламента. В составе каждой комиссии входят представители всех парламентских фракций, в этом отражается политическая конфигурация законодательного органа.
Специальная комиссия - рабочий орган Парламента, созданный для разработки некоторых сложных законодательных актов или дачи заключений на них или для других целей. Законодательные акты, разработанные специальной комиссией, не подлежат рассмотрению в других комиссиях. Постановлением о создании комиссии по предложению Постоянного бюро устанавливается персональный состав комиссии, а также срок представления доклада комиссии. Так, Парламентом 19 созыва были созданы 3 специальные комиссии.
Следственная комиссия - рабочий орган Парламента, созданный по требованию парламентской фракции или группы депутатов, составляющей не менее 5% избранных депутатов, с целью расследования определенных фактов или обстоятельств.