Лекции по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций

Описание работы

Понятие конституционного права как отрасли права.

Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.

Файлы: 1 файл

drept_const_rus.doc

— 800.00 Кб (Скачать файл)

Различаются формы референдума:

«до парламентский» референдум: если какой-либо акт был подвергнут голосованию избирателей до утверждения парламентом;

«после парламентский» референдум: если указанный акт был подвергнут голосованию избирателей после его утверждения парламентом;

«внепарламентский» референдум: если документ подвергается голосованию «обходя» парламент.

Референдум может быть:

консультативный: если проводится только с целью выявления мнения избирателей по определенному вопросу. Разрешение соответствующей проблемы остается на усмотрении государственных органов;

решающий: документ подвергнут голосованию избирателей в целях окончательного решения его судьбы. Решающий референдум может быть утверждающим (когда избирателям предлагается утвердить определенный документ) и отклоняющий (когда избирателям предлагается отменить акт);

конституционный: если с помощью данного референдума утверждается Конституция или поправки к ней;

законодательный: когда какой либо текущий законодательный акт подвергнут голосованию избирателей.

Инициатором референдума может быть Парламент, глава государства или местные органы власти (в отношении местного избирательного корпуса в целях разрешения проблем местного значения)

Республиканский референдум проводится в целях реализации власти народа и обеспечения его непосредственного участия в руководстве и управлении государственными делами. Республиканский референдум проводится на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании в соответствии с Конституцией и положениями настоящего кодекса.

Принятые путем республиканского референдума акты обретают юридическую силу после их подтверждения Конституционным судом и обязательны для применения на всей территории РМ.

В зависимости от правового характера выносимых на референдум вопросов республиканские референдумы могут быть конституционными, законодательными и консультативными.

На законодательный референдум выносятся законопроекты или отдельные положения законопроектов, имеющие исключительную важность.   

На консультативный референдум выносятся вопросы общенационального значения в целях консультирования с общественностью по таким вопросам и последующего принятия компетентными органами публичной власти окончательных решений. Текст вопроса, вынесенного на консультативный референдум, должен быть составлен нейтрально, без двусмысленностей и подсказки ответа.

Инициатива проведения республиканского референдума может исходить от:

не менее чем 200 тысяч граждан Республики Молдова, обладающих избирательным правом;

не менее чем одной трети депутатов Парламента;

Президента РМ;

Правительства.

В предложении о проведении референдума должны содержаться вопросы, подлежащие вынесению на референдум, четко сформулированные во избежание их двоякого толкования, цель проведения, а также предполагаемая дата проведения референдума. Не могут выноситься на референдум взаимоисключающие вопросы. 
Республиканский референдум не проводится в случае введения чрезвычайного, осадного, военного положения, а также в течение 120 дней после их отмены. Если республиканский референдум совпадает с днем последующего объявления или введения чрезвычайного, осадного, военного положения, он отменяется по праву или переносится на другой день с соблюдением предусмотренных настоящим кодексом сроков его проведения. Постановление об отсрочке республиканского референдума принимается органом, издавшим документ об объявлении референдума.

Республиканский референдум также не может проводиться в течение 60 дней, предшествующих, и 60 дней, следующих за днем проведения парламентских и всеобщих местных выборов, а также в день проведения другого республиканского референдума.

На республиканский референдум могут выноситься следующие вопросы:

  1. принятие Конституции РМ и пересмотр Конституции РМ;
  2. утверждение принятых Парламентом конституционных законов о пересмотре положений о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также о постоянном нейтралитете государства;
  3. другие важные вопросы жизни общества и государства.

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

  1. о налогах и бюджете;
  2. об амнистии и помиловании,
  3. о чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения;
  4. об избрании и назначении на должность, освобождении от должности лиц, относящиеся к компетенции Парламента, Президента РМ и Правительства;
  5. относящиеся к компетенции судебных инстанций и прокуратуры.

Предложение о проведении референдума по вопросу о пересмотре Конституции представляется Конституционному суду, который обязан в десятидневный срок провести контроль конституционности вопросов, подлежащих вынесению на референдум, и дать соответствующее заключение. После проведения Конституционным судом контроля конституционности вопросов, подлежащих вынесению на референдум, предложение о проведении референдума вместе с заключением Конституционного суда представляется на рассмотрение Парламенту.

Не могут выноситься на референдум вопросы о пересмотре Конституции, если результатом пересмотра будет лишение граждан основных прав и свобод или их гарантий. В случае, если пересмотр одних и тех же положений Конституции возбуждается одновременно Парламентом и по инициативе граждан, рассмотрение предложений о пересмотре Конституции парламентским путем прекращается.

В шестимесячный срок со дня получения предложений о проведении референдума, Парламент принимает одно из следующих постановлений:

об объявлении референдума, проводимого не ранее чем через 60 дней со дня принятия постановления;

об отклонении предложения о проведении референдума в случае, если оно исходит от депутатов;

о решении вопросов, предполагаемых к вынесению на референдум, без проведения последнего.

В постановлении или указе о проведении республиканского референдума указываются дата его проведения, название проекта закона или постановления, предполагаемого к принятию, с изложением их текста и (или) содержания вопросов, выносимых на референдум.

Дата республиканского референдума назначается Парламентом путем принятия постановления в случае возбуждения вопроса о проведении референдума гражданами или депутатами Парламента либо Президентом Республики Молдова путем принятия указа в случае возбуждения им самим вопроса о проведении референдума консультативного характера. Дата республиканского референдума назначается не позднее чем за 60 дней до дня его проведения.

В случае возбуждения вопроса о проведении республиканского референдума гражданами, последние на собрании, в котором должны принять участие не менее трехсот лиц, обладающих избирательным правом, создают инициативную группу. Не позднее чем за 10 дней до проведения такого собрания его инициаторы должны сообщить в письменном виде органу местного публичного управления, на территории которого намечается проведение собрания, о времени, месте и целях его проведения. Перед началом собрания осуществляется регистрация его участников путем составления их списка с указанием фамилий, имен и места жительства. На собрании избираются его председатель и секретарь. Повестка дня собрания должна включать обсуждение целесообразности проведения республиканского референдума и формулирование предполагаемых к вынесению на него вопросов.

В случае одобрения предложения о проведении республиканского референдума большинством голосов участников собрания избирается инициативная группа, которой поручается организация сбора подписей в поддержку проведения референдума. Инициативная группа должна состоять из не менее чем 100 лиц, обладающих избирательным правом. Члены инициативной группы избирают из своего числа исполнительное бюро в составе председателя, заместителя председателя и секретаря, которые представляют группу и организуют ее деятельность. О проведении собрания составляется протокол, в который вносятся результаты голосования по вопросам, предусмотренным повесткой дня. Документы собрания - список участников, протокол, точно и правильно сформулированные вопросы, предполагаемые к вынесению на республиканский референдум, и список членов инициативной группы с указанием данных о них - подписываются председателем и секретарем собрания.

Инициативная группа по проведению республиканского референдума регистрируется Центральной избирательной комиссией. Для регистрации должны быть представлены следующие документы:

документы собрания граждан, на котором была избрана инициативная группа, заверенные печатью примэрии населенного пункта, на территории которого имело место собрание;

заявление членов инициативной группы о согласии участвовать в сборе подписей в поддержку проведения референдума;

заявление о регистрации инициативной группы.

ЦИК в 15-дневный срок со дня подачи документов принимает постановление о регистрации инициативной группы или об отказе в ее регистрации. В постановлении о регистрации инициативной группы указывается срок сбора подписей в поддержку проведения республиканского референдума, который должен быть не менее двух и не более трех месяцев. После регистрации инициативной группы ее членам выдаются удостоверения, образец которых устанавливается ЦИК. Сведения о регистрации инициативной группы и предполагаемые к вынесению на республиканский референдум вопросы обнародуются через средства массовой информации.

Со дня регистрации инициативной группы ее члены вправе беспрепятственно осуществлять сбор подписей в поддержку проведения республиканского референдума.

На каждой странице подписных листов должен быть изложен вопрос (вопросы), предполагаемый к вынесению на республиканский референдум. Сбор подписей по спискам, не содержащим текста вопроса, не допускается.

Лицо, занимающееся сбором подписей, расписывается на каждой странице подписных листов и делает отметку о том, что подписи собраны им персонально и что личность граждан, включенных в подписные листы, проверена им на основании документов, удостоверяющих личность. Каждая страница подписных листов заверяется печатью соответствующего органа местного публичного управления. Члены инициативной группы обязаны предупреждать каждого гражданина о его праве поставить свою подпись только в одном подписном листе. Признаются недействительными подписные листы: составленные до регистрации инициативной группы; не подписанные лицом, собравшим подписи граждан; не заверенные печатью соответствующего органа местного публичного управления.

Не позднее чем в последний день срока, отведенного для сбора подписей, инициативная группа составляет протокол, в котором указывает дату регистрации инициативной группы, количество собранных подписей и дату завершения сбора подписей. Протокол, подписанный членами инициативной группы, вместе с подписными листами представляется ЦИК.

В течение 15 дней после представления подписных листов ЦИК проверяет подлинность подписей (каждой или выборочно) в представленных подписных листах. Повторяющиеся подписи исключаются. Подписные листы, оформленные с нарушением положений ч. 1 ст. 156 признаются недействительными. После проверки подписных листов ЦИК принимает решение о возбуждении вопроса о проведении республиканского референдума.

В случае непредставления необходимого количества подписей ЦИК принимает постановление об отклонении предложения о проведении республиканского референдума и аннулировании регистрации инициативной группы. Протокол о проверке подписных листов, проверенные подписные листы и постановление ЦИК о возбуждении вопроса о проведении республиканского референдума представляются в трехдневный срок Постоянному бюро Парламента.

В целях организации и проведения республиканского референдума ЦИК образует административные избирательные округа, соответствующие административно-территориальным единицам РМ второго уровня, и окружные избирательные советы.

Избирательные округа делятся на избирательные участки. На каждом избирательном участке образуются участковые избирательные бюро. Полномочия окружных избирательных советов и участковых избирательных бюро истекают после подтверждения результатов республиканского референдума Конституционным судом. Если избирательный округ состоит из одного населенного пункта, в котором создан единственный избирательный участок, участковое избирательное бюро не создается, а его функции исполняет окружной избирательный совет.

В бюллетень для голосования включается текст вопроса или законопроекта, выносимого на республиканский референдум. Справа от текста вопроса или законопроекта размещаются горизонтально два прямоугольника с вписанными в них словами "за" и "против", а под ними - два кружка. В случае вынесения на республиканский референдум нескольких вопросов для каждого из них составляется отдельный бюллетень. В случае проведения одновременно нескольких референдумов, бюллетени для голосования должны различаться по цвету. Бюллетени для голосования оформляются в соответствии с Законом о функционировании языков на территории РМ. Бюллетени для голосования печатаются в количестве, соответствующем числу лиц, внесенных в списки избирателей. Бюллетени для голосования, содержащие один и тот же вопрос, должны быть одинаковы по формату, отпечатаны одним и тем же шрифтом, на бумаге одного цвета и одинаковой плотности. Образец и текст бюллетеней для голосования и образец протоколов избирательных советов и бюро по проведению республиканского референдума утверждаются ЦИК. Бюллетени для голосования передаются окружным избирательным советам за три дня и участковым избирательным бюро за один день до дня республиканского референдума.

Информация о работе Лекции по "Конституционное право"