Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:45, курс лекций
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право - это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
19. Зашита парламентского мандата и ответственность Президента РМ.
Депутаты, являясь представителями народа и исполняя национальный суверенитет от его имени, должны пользоваться определенными гарантиями и специфическими условиями, которые позволили бы им свободно осуществлять высокую функцию.
Их деятельность должна
осуществляться без какого-
Реализация принципов автономии, независимости и транспарентности в деятельности парламентариев находится в прямой зависимости от уровня защиты мандата.
Нормальное функционирование всей политической системы предполагает эффективную защиту парламентского мандата.
Категория защитных мер содержит: вознаграждения, несовместимость, иммунитет.
Вознаграждение или другие формы материальной поддержки.
Парламентарии выполняют публичную функцию, поэтому они вознаграждаются за свой труд. Если для простых граждан вознаграждение является оплатой вложенного труда, то для парламентариев оно считается также формой защиты мандата. Вознаграждения депутатов разделены на две категории платежей: фиксированная плата (заработная плата) и варьирующая (связанная с участием в заседаниях).
Вознаграждения депутатов Республики Молдова состоят из:
Депутат, не имеющий жилья в муниципии Кишинэу, обеспечивается служебной квартирой на срок исполнения мандата. В случае необеспечения служебной квартирой депутату выплачивается не облагаемое налогом ежемесячное пособие для найма жилья.
Депутаты Парламента РМ имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск по личным обстоятельствам и отпуск по болезни.
На срок исполнения депутатского мандата действие трудового договора депутата приостанавливается. По истечении срока мандата депутату гарантируется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии (в результате ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации, сокращения штатов и т.д.) - равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.
По истечении мандата функция депутата парламента приравнивается к государственным должностям первого ранга, предусмотренным Законом о государственной службе. Депутату присваивается пожизненно степень «государственный советник РМ I класса».
Несовместимость с функцией парламентария устанавливается в силу теории разделения властей в государстве. Те, кто занимают должности в законодательной власти, не могут занимать должностей в других сферах государственной власти.
Иммунитет устанавливается конституционными нормами и законами. Они носят императивный характер, депутат или группа депутатов не могут отказаться от него. Иммунитет следует отличать от привилегий. Закон о статусе депутатов Парламента (ст. 9) устанавливает, что парламентский иммунитет имеет целью защитить депутата Парламента от судебного преследования и гарантировать ему свободу мысли и действий.
В теории парламентского права признаны и узаконены две формы иммунитета: неприкосновенность и правовая безответственность.
Безответственность. Ст. 9 ч. 2 Закона о статусе депутата Парламента предусматривает: «Парламентский иммунитет имеет целью защитить депутата Парламента от судебного преследования и гарантировать ему свободу мысли и действий». Как правило, эта модель безответственности исключает как уголовное преследование, так и гражданские действия с целью вреда в отношении парламентария. Правило безответственности применяется только к действиям, относящимся непосредственно к функциям парламентария: предложениям, поправкам, запросам и голосованию, выраженным на пленарных заседаниях и на заседаниях комиссий, докладам на имя комиссий, действиям, совершенным при выполнении какой-либо миссии по заданию Парламентских органов.
Неприкосновенность. Ст. 70 ч. 3 Конституции РМ провозглашает: «Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, или привлечен к судебной ответственности без согласия Парламента, данного после вслушивания депутата».
Представление о задержании, аресте, обыске либо привлечении к уголовной или административной ответственности направляется Председателю Парламента Генеральным прокурором. Председатель Парламента информирует депутатов о представлении на открытом заседании не позднее чем в семидневный срок со дня поступления представления и незамедлительно передает его на рассмотрение Комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету, которая не позднее чем в 15-дневный срок устанавливает, имеются ли основания для удовлетворения представления. Решение комиссии принимается тайным голосованием большинством голосов ее членов. Доклад комиссии подлежит обсуждению и утверждению Парламентом безотлагательно, но не позднее чем в семидневный срок со дня представления. Решение Парламента по представлению Генерального прокурора принимается тайным голосованием большинством голосов избранных депутатов. Уголовное дело в отношении депутата может быть возбуждено только Генеральным прокурором.
Если депутат застигнут на месте преступления, он может быть подвергнут задержанию дома в течение 24 часов только с предварительного согласия Генерального прокурора. Последний незамедлительно информирует о задержании депутата Председателя Парламента.
Неприкосновенность ограничена сроком действия парламентского мандата. По его истечении депутат становится обычным гражданином.
Ответственность - последствие несоблюдения предписанных норм.
Ответственность главы государства отличается несколькими специфическими обстоятельствами, обусловленными конституционными положениями, устанавливающими режим защиты президентского мандата.
В республиканских формах правления, парламентского либо президентского режима, главу государства невозможно представить вне ответственности. Однако, необходимо уточнить, что форма ответственности - политическая или юридическая - будет зависеть от парламентского или президентского политического режима.
Президентский режим характеризуется тем, что исполнительная власть доверена Конституцией президенту, который наделен широкими полномочиями и компетенцией в общем руководстве государством. Учитывая широкие прерогативы главы государства, и его ответственность будет соразмерной, то есть он должен нести полную ответственность, как политическую, так и юридическую (уголовную), за определенные деяния и в соответствии со специальной процедурой.
Парламентские режимы, с другой стороны, характеризуются тем, что глава государства располагает относительно ограниченными полномочиями эффективного руководства государством и, как следствие, и его ответственность ограничена: Президент освобождается от политической ответственности (которая приходится на министров или премьер-министра, ставящих вторую подпись на документы) и может быть подвергнут только юридической (уголовной) ответственности в соответствии со специальной процедурой и, как правило, за определенные особо тяжкие нарушения, перечисленные в тексте основного закона: измена, нарушение Конституции и др.
Согласно решениям, определенным доктриной конституционного права и Конституциями современных государств, которые были представлены ранее, Президент РМ, располагая ограниченными полномочиями в рамках парламентского режима, должен был бы нести и ограниченную ответственность, то есть только юридическую, не являясь ответственным с политической точки зрения.
Ответственность Президента РM ограничена неприкосновенностью, которой он обладает. Конституция устанавливает, что «Он не может привлекаться к юридической ответственности за взгляды, выраженные при осуществлении полномочий».
Доктрина конституционного права определяет неприкосновенность как режим защиты президентского мандата, состоящий из двух категорий неприкосновенности:
первая - характеризуется отсутствием ответственности, которое устраняет ответственность президента за взгляды, выраженные при осуществлении полномочий;
вторая категория неприкосновенности, из специальных правил и процедур, касающихся задержания, ареста, обвинения или судебного уголовного разбирательства в отношении Президента в случае совершения им какого- либо преступления.
Что касается неприкосновенности, Основной закон детально расписывает его содержание. Основное правило состоит в том, что неприкосновенность носит парламентский характер. Однако существует исключение, установленное основным правилом неприкосновенности - институт отстранения от должности Президента на основании положений ст. 81, ч. (3) и ст. 89 Конституции.
Из положений ст. 81 ч. (2) Конституции следует, что Президент не может быть привлечен к ответственности за взгляды, выраженные при осуществлении полномочий. Некоторые моменты этого конституционного положения необходимо разъяснить. Во -первых, только взгляды, которые были выражены Президентом при осуществлении своих полномочий располагаются вне юридической ответственности.
Другой момент касается того, что взгляды, выраженные Президентом при осуществлении своих полномочий, освобождены только от юридической ответственности, что означает то, что они могут быть подвержены политической ответственности. Однако, не ясно в какую форму может материализоваться политическая ответственность Президента за взгляды, выраженные при осуществлении своих полномочий. Возникает вопрос: может ли Президент быть заслушан парламентской комиссией в связи с событиями, фактами, по которым он выразил свои взгляды. Из положений Конституции следует законодательный ответ: глава государства не может быть заслушан парламентскими органами, поскольку он превышает пределы парламентского контроля, осуществляемого парламентскими комиссиями согласно ст. 104 Конституции РМ.
Напрашивается вывод, что ст. 81 ч. (2) Конституции устанавливает только освобождение Президента РМ от «юридической ответственности» за взгляды выраженные при осуществлении своих полномочий, не исключая возможность его привлечения к политической ответственности. Что касается способа политической ответственности, то он не может быть предусмотрен в тексте основного закона, и поэтому не находит своей практической реализации. Другими словами, перед нами упущение в конституционном регулировании. Надеемся, что при последующем пересмотре Конституции это упущение будет устранено.
Конституция РМ предусматривает обязательность второй подписи на актах Президента. Верховный закон указывает, что «указы, изданные президентом при осуществлении его полномочий, предусмотренных ч.2 ст. 86, ч. (2), (3) и (4) ст. 87, контрассигнуются Премьер-министром» .
Вторая подпись ставиться только на указах Президента, касающихся внешней политики и полномочий в области защиты страны. Остальные акты меньшего значения, издаваемые в связи с осуществлением таких полномочий как: присвоение воинских званий, награждение, присвоение дипломатических рангов, высших классных чинов отдельным категориям служащих, в соответствии с Верховным законом (ст. 88 Конституции), не подлежат контрассигнации. Еще одной отличительной чертой, касающейся второй подписи на президентских указах, является то, что в Республике Молдова контрассигнация осуществляется исключительно Премьер-министром, а не другими министрами, как это происходит в других странах.
Президент РМ не освобожден от политической ответственности. Ст. 89 Конституции РМ регулирует процедуру отстранения от должности президента и учреждает, практически, форму политической ответственности.
20. Понятие главы государства и его роль в органах государственной власти.
Правовая природа, значение и функции института президента предполагают, чтобы его полномочия были предусмотрены в тексте Конституции. Поэтому рассмотрение полномочий, которыми наделен Президент РМ, и определение их роли должно исходить от положений Конституции. Статья 77 фундаментального закона провозглашает:
Президент Республики Молдова является главой государства.
Президент РМ представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны.
Из перечисленных положений следует и огромная ответственность главы государства за охрану этих ценностей.
Из конституционных положений видно, что полномочия Президента РМ не является единым целым. Следовательно, необходимо сгруппировать их по категориям, в зависимости от определенных критериев.
Удобная, но в то же время облегченная и мало полезная классификация, основана на критерии предмета полномочий:
Более полезной и значимой выступает классификация полномочий Президента по критериям их содержания. В соответствии с ним, полномочия главы государства могут быть классифицированы следующим образом: