Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:26, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы о подходах к пониманию права, понятии и признаках права, сущности права, основных подходах в понимании сущности права
[Право. В.И.Шкатулла] Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. История права насчитывает более трех тысяч лет. Это, прежде всего, правовые системы Древнего Востока: еврейское право; право древнеаккадского города-государства Эшнунна (1900 г. до н.э.); вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.); Ассирии (1400—1100 гг. до н.э.); Хеттского государства (1400—1300 гг. до н.э.); Ново-Вавилонского царства (6 в. до н.э.) [Элон М. Еврейское право. СПб., 2002].
Введение ……………………………………………………
§ 1. Подходы к пониманию права (теории)……………
§ 2. Сущность права………………………………………
§ 3. Признаки права………………………………………
Заключение ………………………………………………
Список использованной литературы …………………
Опять же, не вдаваясь в анализ тех или иных взглядов на сущность права, обратим внимание на то, что не бывает сущности права вообще, а есть сущность естественного права, т.е. права в общесоциальном смысле, и сущность позитивного права, т.е. права в юридическом смысле, есть сущность объективного права и сущность субъективного права. Это разные сущности, поскольку естественное и позитивное право, объективное и субъективное право - разные явления.
Сущность права в
Близкой к сущности естественного права, но все же не тождественной ей, можно считать сущность субъективного права. Субъективные права - это, как отмечалось выше, закрепленные в объективном праве или дозволенные им возможности, свобода определенного поведения участников общественных отношений. Поэтому сущность субъективного права тоже составляет свобода, но в отличие от естественного права это не столько социально оправданная свобода, сколько признанная или установленная государством свобода. Государство, регулируя общественные отношения, определяет в своих нормах меру, границы свободы участников этих отношений, одновременно обеспечивая, охраняя эту свободу. Даже тогда, когда государство признаёт естественные права человека и закрепляет их в своих нормах, оно превращает эти права в субъективные, и социально оправданная свобода, составляющая сущность этих естественных прав, превращается в признанную государством свободу. Следовательно, сущность субъективного права будет составлять свобода (мера свободы), которая установлена или признана государством и гарантирована им.
Что же касается объективного права, то о нем, в принципе, тоже можно говорить как о свободе, поскольку государство, регулируя общественные отношения, в своих нормах определяет свободу поведения участников общественных отношений. Однако это, как представляется, не выражает сущности объективного права. Ведь государство в своих нормах определяет не только права, т.е. свободу поведения, но и обязанности, которые выступают в качестве требований, предъявляемых государством к участникам общественных отношений, и которые ограничивают их свободу. Кроме того, государство в своих нормах может закреплять и произвол, который никак не согласуется с правом, а является его антиподом. Объективное право - это государственный регулятор общественных отношений. Его назначение состоит в том, чтобы создавать и поддерживать в обществе определенный порядок, порядок, который необходим в первую очередь государству и тем, чьи интересы оно выражает. Такой порядок создается по воле государства, и эта воля всегда проявляется в нормах позитивного права. Она и будет, на мой взгляд, составлять сущность объективного права.
Комаров С.А., Малько А.В.Теория государства и права: Уч.метод. пособие. –М.: Изд-во НОРМА, 2001. –448 с. (С.255-257).
1. Понятие, признаки и сущность права
Право — явление сложное,
Однако
и в этом, более узком понимании
право разделяют на
Право в объективном смысле — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические, прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.
Субъективное
право — это мера юридически
возможного поведения,
Если
объективное право — это
Вместе с тем
следует помнить, что не
1) волевой характер;
2) общеобязательность;
3) нормативность;
4)формальная определенность;
5)системность;
6)связь с государством.
Наиболее значимым признаком
права, включенным в определение данного
понятия, выступает его тесная связь с
государством, которая выражается в том,
что:
1) государство
официально устанавливает
2) право, будучи нормативным
выражением государственной воли, регулирует общественные
отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах
(согласно этому право служит орудием проведения
в жизнь политики государства,
специфическим средством организации
разносторонней управленческой и иной деятельности,
осуществления его задач и функций);
3) право выступает
в качестве особого
4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.
При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);
2) то, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона).
Выделим следующие подходы к сущности права:
классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
общесоциалъный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными 'слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и 256 реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
Наряду с этими основными
можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы
к сущности права, в рамках которых соответственно
религиозные, национальные и расовые интересы
будут доминировать в законах и
подзаконных актах, правовых обычаях и
нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права исходя из исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал. 257
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. –М.: Юрайт, 2000. –432 с. (С.171-173).
12.1. Значение термина «право»
Термин (слово) «право»
многозначен. С его помощью обозначаются разные
явления. Во-первых, с помощью этого термина
обозначается система норм, издаваемых
государством (позитивное право); во-вторых,
определенная система идей, представлений
о том, каким должно быть позитивное право
(естественное право); в-третьих, определенная
правовая возможность конкретного субъекта
(субъективное право). Наконец, с помощью
этого термина обозначается явление нравственного,
морального характера. В данной главе
речь идет о позитивном праве.
12.2. Понятие и признаки позитивного права
Право — это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.
Из указанного
определения вытекают
Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.
Общеобязательность права состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, на 171 которых распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения, к ним адресатов. Те или иные субъекты права (гражданин, должностное лицо) могут оценивать нормы права отрицательно, считать их нецелесообразными, несправедливыми и т. д. Однако такое отношение к нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, исполнять и применять.
Системность
права проявляется в том, что право
— это не простой конгломерат, не просто
совокупность норм, а стройная их система.
Право как система норм складывается из
таких элементов (частей), как отрасли и
институты права. Все эти отрасли, институты
и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными
подразделениями, составляют единое явление
— право, и в этом качестве они, как
части единого целого, взаимосвязаны и
взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует
общественные отношения самостоятельно,
изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.
Принудительность права. Функци
В правовом
государстве принуждение как
средство обеспечения права не только
носит государственно-организованный
характер, но оно должно быть правовым принуждением.
Это означает, во-первых, что могут применяться
только те
меры принуждения и только в тех случаях,
которые предусмотрены законом. Во-вторых,
эти меры могут применяться только уполномоченным
на то органом. В-третьих, эти меры могут
применяться только с соблюдением определенной
процедуры, установленной правом. Любое
другое принуждение со стороны государства
рассматривается как нарушение законности,
узурпация государственной власти, превышение
власти
Формальная определенность права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обстоятельства, субъектов они распространяются, какие юридические последствия они влекут.
Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права — нормативных актах.
Волевой характер права. В праве выражена воля. Это признается многими мыслителями — философами и юристами. Однако расхождение состоит в вопросе: чья воля выражена в праве? Здесь существуют два различных взгляда. Первый, заключается в том, что в праве выражена общая воля народа, объединенного государством: Этого. взгляда изначально придерживались еще древнеримские юристы (Папиниан, Юлиан, Цельс). Впоследствии теорию общей воли развивали Гегель, Иеринг, представители исторической школы права - Савиньи, Пухта, представители юридического позитивизма (право — приказ государства) и др.
Другой взгляд представлен марксизмом. С точки зрения марксизма право — это воля экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законе. Но эта классовая воля — не классовый произвол, она обусловлена экономическим базисом — способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений.
Представляется, что зерно истины есть в том и в другом подходе. В праве, бесспорно, находит выражение нечто общее, необходимое любому члену общества независимо от 173 классовой принадлежности (защита жизни, чести, собственности любого из его членов, заинтересованность в элементарном порядке и т. д.). И в этом отношении оно выражает какие-то общие интересы, общую волю. Но с другой стороны, право выражает и защищает господствующий в обществе способ производства и основанные на нем отношения той или иной, превалирующей формы (отношений) собственности, а следовательно, должно выражать интересы и волн) соответствующих собственников (рабовладельцев, феодалов и т. д.). И в этом качестве оно носит классовый характер. Эта классовая сущность права выражена явно, грубо не прикрыта, не завуалирована (рабовладельческое, феодальное право) или выступает не так явно и грубо, скрываясь за правовым равенством.