Подходы к пониманию права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы о подходах к пониманию права, понятии и признаках права, сущности права, основных подходах в понимании сущности права
[Право. В.И.Шкатулла] Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. История права насчитывает более трех тысяч лет. Это, прежде всего, правовые системы Древнего Востока: еврейское право; право древнеаккадского города-государства Эшнунна (1900 г. до н.э.); вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.); Ассирии (1400—1100 гг. до н.э.); Хеттского государства (1400—1300 гг. до н.э.); Ново-Вавилонского царства (6 в. до н.э.) [Элон М. Еврейское право. СПб., 2002].

Содержание работы

Введение ……………………………………………………

§ 1. Подходы к пониманию права (теории)……………

§ 2. Сущность права………………………………………

§ 3. Признаки права………………………………………

Заключение ………………………………………………

Список использованной литературы …………………

Файлы: 1 файл

Курсовой понятия права.doc

— 771.50 Кб (Скачать файл)

Опять же, не вдаваясь в анализ тех или иных взглядов на сущность права, обратим внимание на то, что не бывает сущности права вообще, а есть сущность естественного права, т.е. права в общесоциальном смысле, и сущность позитивного права, т.е. права в юридическом смысле, есть сущность объективного права и сущность субъективного права. Это разные сущности, поскольку естественное и позитивное право, объективное и субъективное право - разные явления.

Сущность права в общесоциальном смысле (сущность естественного права), как представляется, непосредственно выражена в его понятии. Это социально оправданная, обусловленная общественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а поведения, которое оправдано социальными условиями жизни людей, признается и одобряется обществом.

Близкой к сущности естественного права, но все же не тождественной ей, можно считать сущность субъективного права. Субъективные права - это, как отмечалось выше, закрепленные в объективном праве или дозволенные им возможности, свобода определенного поведения участников общественных отношений. Поэтому сущность субъективного права тоже составляет свобода, но в отличие от естественного права это не столько социально оправданная свобода, сколько признанная или установленная государством свобода. Государство, регулируя общественные отношения, определяет в своих нормах меру, границы свободы участников этих отношений, одновременно обеспечивая, охраняя эту свободу. Даже тогда, когда государство признаёт естественные права человека и закрепляет их в своих нормах, оно превращает эти права в субъективные, и социально оправданная свобода, составляющая сущность этих естественных прав, превращается в признанную государством свободу. Следовательно, сущность субъективного права будет составлять свобода (мера свободы), которая установлена или признана государством и гарантирована им.

Что же касается объективного права, то о нем, в принципе, тоже можно говорить как о свободе, поскольку государство, регулируя общественные отношения, в своих нормах определяет свободу поведения участников общественных отношений. Однако это, как представляется, не выражает сущности объективного права. Ведь государство в своих нормах определяет не только права, т.е. свободу поведения, но и обязанности, которые выступают в качестве требований, предъявляемых государством к участникам общественных отношений, и которые ограничивают их свободу. Кроме того, государство в своих нормах может закреплять и произвол, который никак не согласуется с правом, а является его антиподом. Объективное право - это государственный регулятор общественных отношений. Его назначение состоит в том, чтобы создавать и поддерживать в обществе определенный порядок, порядок, который необходим в первую очередь государству и тем, чьи интересы оно выражает. Такой порядок создается по воле государства, и эта воля всегда проявляется в нормах позитивного права. Она и будет, на мой взгляд, составлять сущность объективного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комаров С.А., Малько А.В.Теория государства и права: Уч.метод. пособие. –М.: Изд-во НОРМА, 2001. –448 с. (С.255-257).

   1. Понятие,  признаки и сущность права   

        Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, политическое, право, право народов и т. п.); во-вторых, право в специально-юридическом, как инструмент, связанный с государством.

       Однако  и в этом, более узком понимании  право разделяют на объективное  и субъективное.        

       Право  в объективном смысле — это  система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические, прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

      Субъективное  право — это мера юридически  возможного поведения, призванная  удовлетворять собственные интересы  лица. Субъективны конкретные права  и свободы личности (право на  жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

      Если  объективное право — это юридические  нормы,  выраженные в тех или  иных формах, то субъективное  право,— это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.         

      Вместе с тем  следует помнить, что не государство  создает и предоставляет личности  права; она их имеет от рождения, и обязанность государства —  признавать и защищать эти права. Подразделение права на объективное и субъективное, коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

Признаки объективного права 

1) волевой характер;     

2) общеобязательность; 

3) нормативность;      

4)формальная  определенность;  

5)системность;     

6)связь с государством.   
Наиболее значимым признаком права, включенным в определение данного понятия, выступает его тесная связь с государством, которая выражается в том, что:           

1) государство  официально устанавливает право,  обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т. п.); 

2) право, будучи нормативным  выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах (согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства,   
специфическим средством организации разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций);

3) право выступает  в качестве особого социального  регулятора, критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие  от других социальных норм  специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

При рассмотрении сущности права важно учитывать  два аспекта:   

1) то, что любое право  есть прежде всего регулятор  (формальная сторона);

2) то, чьи интересы  данный регулятор обслуживает  (содержательная сторона).   

Выделим следующие подходы  к сущности права:

классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

общесоциалъный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными 'слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и  256 реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).

        Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и 
подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права  многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права исходя из исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал. 257

Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник  для вузов. –М.: Юрайт, 2000. –432 с. (С.171-173).

12.1. Значение  термина «право»

Термин (слово) «право»  многозначен. С его помощью обозначаются разные явления. Во-первых, с помощью этого термина обозначается система норм, издаваемых государством (позитивное право); во-вторых, определенная система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право); в-третьих, определенная правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право). Наконец, с помощью этого термина обозначается явление нравственного, морального характера. В данной главе речь идет о позитивном праве.                                               

 

12.2. Понятие  и признаки позитивного права

    Право — это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы    и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.      

     Из указанного  определения вытекают следующие  признаки (свойства) права.                      

Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.                          

Общеобязательность права состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, на 171 которых распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения, к ним адресатов. Те или иные субъекты права (гражданин, должностное лицо) могут оценивать нормы права отрицательно, считать их нецелесообразными, несправедливыми и т. д. Однако такое отношение к нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, исполнять и применять.

Системность права проявляется в том, что право — это не простой конгломерат, не просто совокупность норм, а стройная их система. Право как система норм складывается из таких элементов (частей), как отрасли и институты права. Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, составляют единое явление — право, и в этом качестве они, как 
части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами. 

  Принудительность права. Функциональная связь права с государством проявляется прежде всего в принудительности права, обеспеченности возможностью государственного принуждения. Принудительность права, его опора нa силу государства, как раз и призвана обеспечить общеобязательность права. Этим качеством право отличается от других социальных норм. Государство в значительной мере для того и возникает и функционирует, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение норм права. Государственное принуждение как средство обеспечения права носит организованный характер. Издревле право связывалось с силой. «Свое право я ношу на острие меча своего», — провозглашал вождь древних галлов. Старая казахская поговорка гласит: «А если есть храбрец в твоем роде, то не останется твой иск за чужим родом». Богиня правосудия Фемида (или богиня возмездия Немезида) изображалась с весами в одной руке, на которых взвешивалось право, и с мечом — в другой как символом защиты права. Меч без весов, писал Перикл, есть голое насилие, весы без меча — бессилие права. Изображения мечей мы видим и на отличительных знаках работников правоохранительных органов. Великий философ И.Д. Сант отмечал, что с правом связано правомочие  172  применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву

 В правовом  государстве принуждение как  средство обеспечения права не только носит государственно-организованный характер, но оно должно быть правовым принуждением.  Это означает, во-первых, что могут применяться только те 
меры принуждения и только в тех случаях, которые предусмотрены законом. Во-вторых, эти меры могут применяться только уполномоченным на то органом. В-третьих, эти меры могут применяться только с соблюдением определенной процедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение законности, узурпация государственной власти, превышение власти

Формальная  определенность права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обстоятельства, субъектов они распространяются, какие юридические последствия они влекут.         

Формальная  определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права — нормативных актах.

  Волевой характер права. В праве выражена воля. Это признается многими мыслителями — философами и юристами. Однако расхождение состоит в вопросе: чья воля выражена в праве? Здесь существуют два различных взгляда. Первый, заключается в том, что в праве выражена общая воля народа, объединенного государством: Этого. взгляда изначально придерживались еще древнеримские юристы (Папиниан, Юлиан, Цельс). Впоследствии теорию общей воли развивали Гегель, Иеринг, представители исторической школы права - Савиньи, Пухта, представители юридического позитивизма (право — приказ государства) и др.

         Другой взгляд представлен марксизмом. С точки зрения марксизма право — это воля экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законе. Но эта классовая воля — не классовый произвол, она обусловлена экономическим базисом — способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений.

        Представляется, что зерно истины  есть в том и в другом подходе. В праве, бесспорно, находит выражение нечто общее, необходимое любому члену общества независимо от 173 классовой принадлежности (защита жизни, чести, собственности любого из его членов, заинтересованность в элементарном порядке и т. д.). И в этом отношении оно выражает какие-то общие интересы, общую волю. Но с другой стороны, право выражает и защищает господствующий в обществе способ производства и основанные на нем отношения той или иной, превалирующей формы (отношений) собственности, а следовательно, должно выражать интересы и волн) соответствующих собственников (рабовладельцев, феодалов и т. д.). И в этом качестве оно носит классовый характер. Эта классовая сущность права выражена явно, грубо не прикрыта, не завуалирована (рабовладельческое, феодальное право) или выступает не так явно и грубо, скрываясь за правовым равенством. 

Информация о работе Подходы к пониманию права