Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:26, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы о подходах к пониманию права, понятии и признаках права, сущности права, основных подходах в понимании сущности права
[Право. В.И.Шкатулла] Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. История права насчитывает более трех тысяч лет. Это, прежде всего, правовые системы Древнего Востока: еврейское право; право древнеаккадского города-государства Эшнунна (1900 г. до н.э.); вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.); Ассирии (1400—1100 гг. до н.э.); Хеттского государства (1400—1300 гг. до н.э.); Ново-Вавилонского царства (6 в. до н.э.) [Элон М. Еврейское право. СПб., 2002].
Введение ……………………………………………………
§ 1. Подходы к пониманию права (теории)……………
§ 2. Сущность права………………………………………
§ 3. Признаки права………………………………………
Заключение ………………………………………………
Список использованной литературы …………………
Раскрывая социальную (человеческую)
природу права в
Исторический характер человеческих ценностей предполагает, что с развитием общества они изменяются и в объеме, и по существу. В этом плане право как относительно равный и справедливый масштаб свободы по своей социальной (человеческой) сущности обогащается все новым содержанием. Задача юриста- практика состоит в том, чтобы полнее использовать потенциал права для обеспечения защиты прав и свобод личности. Общественной безопасности [10, 54, М.В.Абдулаев].
Естественные, неотчуждаемые права и свободы человека должны быть официально признаны в каждой стране и закреплены в законодательных актах. Государство выступает здесь как одна из форм политической организации (силы) общества, которая призвана охранять эти права и свободы и которая сама действует в рамках права. «Права человека и основные свободы с рождения принадлежит всем людям, они неотъемлемы и гарантируются законом. Их защита и содействие им - первейшая обязанность правительства. Их уважение – существенная гарантия против обладающего чрезмерной властью государства. Их соблюдение и полное осуществление – основа свободы, справедливости и мира» [Общественная встреча в верхах. Париж. 19-21 ноября 1990 г. Документы и материалы. -М., 1991.- С.5. [10, 54, М.В.Абдулаев]. Уровень демократии в той или иной стране как раз и обусловлена тем, насколько охрана прав и свобод человека получила свое признание во внутригосударственной законодательной и судебной практике [10, 54, М.В.Абдулаев].
Итак, естественноисторическая, общесоциальная природа права таится в прирожденных и неотчуждаемых правах человека. Исходя из этого, есть основание полагать, что права и свободы человека составляют сущность права как основание полагать, что права и свободы человека составляют сущность права как социальной ценности, главное содержание любого проявления истинного прав. Коль скоро право оказывается свойством личности, способной генерироваться и развиваться в условиях социальной свободы, а ее свобода на каждом этапе развития социума небезгранична, то можно дать следующее определение права. Право- это относительно равный и справедливый масштаб (мера) свободы, диктуемый развитием цивилизации. Любая из форм права, которая так или иначе обеспечивает свободу и естественные права человека, представляет собой действительно право [10, 54, М.В.Абдулаев]. Форма, не обеспечивающая свободу и права человека, не есть способ выражения и существования права, не есть бытие права как такового, подобная форма ложна и не действительна [10, 55, М.В.Абдулаев].
Вместе с тем право – это не только равный и относительно справедливый масштаб свободы, но и ответственность за осуществленный свободный выбор поступка. Безграничная свобода каждого была бы лишь анархией, при которой никто не имел бы возможности пользоваться своей свободой. В праве речь идет о формально равном и относительно справедливом масштабе свободы суверенного (самостоятельного) человека. Право также предполагает гарантированную безопасность прав и свобод личности, вне и помимо которой нет и не может быть цивилизованного общества [10, 55, М.В.Абдулаев].
Официально признанное и защищаемое государством право, в отличие от естественного, общесоциального права, представляет собой позитивное или иначе юридическое, законодательное, моральное право. Юристы по профессии имеют дело, прежде всего, с юридическим правом, но они не должны забывать, что в основе юридического лежит общесоциальное право, что законодательство государства (позитивное право) не должно противоречить естественным правам и свободам человека., что разрыв между ними дестабилизирует общественный порядок, делает людей- граждан государства бесправными подданными власти, отнимает у человека свободу, превращает его в раба или крепостного, тем самым страдает индивид, который не может реализовать свои возможности, и потому страдает и целый народ, все общество, теряя динамизм, свободу, творческий потенциал, духовность и нравственность. Происходит это в условиях антидемократических режимов, узурпации власти у народа, личной диктатуры или диктатуры правящей элиты, творящих произвол и беззаконие. В конечном счете противоречие между социальным и юридическим правом инициирует протест населения, бунт, революцию [10, 55, М.В.Абдулаев].
Известный русский философ В.С. Соловьев связывает общее возрождение и успешное развитие России с необходимостью отказа от права силы, от деспотизма и насилия, с обретением веры в силу права. Он писал: «Одно только мы знаем наверное: если Россия… не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепко духовной свободы и истины – она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних» (Соловьев В.С. Литературная критика. –М., 1990. –С.294-295), [10, 55, М.В.Абдулаев].
Любащиц В.Я.,Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. –612 с. (С.278-288). С.286-288.
АЛЕКСЕЕВ Л.И. К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕМ ПОНЯТИИ ПРАВА
// Государство и право 1993. №6
Право не только отражает определенный общественный строй, но и выступает регулятором общественных отношений, приводя поведение людей и организаций в соответствие с интересами общества.
Праву принадлежит ведущая роль в определении принципов организации и деятельности государственных органов, их компетенции, форм и порядки решения ими новых задач. Право — действенный фактор и воспитания граждан в духе уважения и неуклонного выполнения законов, дисциплинированности и организованности. В условиях социальной дифференциации общества, сложных товарно-денежных отношений и острой политической борьбы право призвано внести в жизнь людей упорядоченность, гражданское согласие, соразмерность, справедливость, защиту человека перед стихией общественных сил, утвердить 128
1 Кандидат философских наук. 1 См.: Сов. гос. и право. 1991. N 12.
2 Основы теории государства и права. Учебник. М.. 1988. с. 42.
демократию, законность, свободу личности. Потребность четкого формирования общего понятия права возникает и в связи с тем, что учебные программы юридических учебных заведений тяготеют к односторонней, нормативной концепции права и не ясно, на основе какой концепции должно строиться преподавание3.
Поэтому необходимо общее понятие права на основе синтеза трех его концепций. В статье Лейста О.Э. "Три концепции права"1 подчеркнута необходимость взаимодействия нормативной, нравственной и социологической концепций права. Однако статья не получила логического завершения.
Но не все предлагаемые современными философами изменения содержания диалектического и исторического материала следует учитывать при анализе
' См.: Сов. гос. н право, 1991, N4 12, с. 10.
права, например игнорирование при изучении общественных явлений формационного подхода и замена его заимствованным у западной социологии цивилизационным подходом4 Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация представляется как совокупность материальных и духовных достижений общества на основе разума и справедливости, находящаяся вне рамок определенных социальных систем. Целостность цивилизации с точки зрения ее внутренней организации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации и философии, причем техника определяет остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход ведет к игнорированию таких сохранивших важное методологическое значение положений исторического материализма, как деление общественных явлений и процессов на базисные и надстроечные, роль экономического базиса по отношению к надстройке, выделение способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития, классовый подход при анализе социальной действительности.
Поэтому при определении общего понятия права следует, на наш взгляд, руководствоваться не цивилизационным, а формационным подходом, в частности рассматривать право как элемент общественно-экономической формации. основанном на определенном способе производства. При этом сущность права, его глубокая внутренняя основа, определяющая социальную природу и тенденции изменения юридических норм, заключена, в конечном счете, в экономическом базисе формации. При анализе права нельзя игнорировать классовый подход, но не следует его абсолютизировать, не замечая проявления и этом сложном общественном явлении групповых, национальных и общечеловеческих интересов. Определяющее воздействие на государственную нолю, несомненно, оказывает и политическая надстройка, особенно соотношение политических сил, тип и форма государства.
В политике непосредственно отражаются экономические интересы классов и других социальных общностей. Эти интересы выступают социальной причиной политических действий. Поскольку политика ближе всех надстроечных явлений стоит к экономике, она "передает" определяющее воздействие экономического базиса на другие надстроечные явления, в том числе на право. На государственную волю при определенных социально-политических условиях могут оказывать существенное влияние интересы классов, не господствующих в обществе. Причем интересы эти направлены не столько на предмет удовлетворения их потребностей, сколько на те правовые нормы, институты, учреждения, от которых зависит распределение благ, ценностей и т.д. В интересах постоянно присутствует элемент сопоставления одних классов, социальных групп с другими. Он лежит в основе их состязательности, борьбы или сотрудничества. Соотношение политических сил в обществе может либо способствовать практической реализации правовых норм, либо оказывать сопротивление и даже полностью устранять их действие. Сила этого сопротивления зависит от авторитета государственной власти, компетентности, решительности и последовательности деятельности государственных органов. По этим причинам не получили практической реализации многие законы, принятые Верховным Советом СССР. Остался простой декларацией и Закон РФ о социальном развитии села.
С точки зрения социологической концепции права, нуждается в расширении субъект государственной воли. Было бы упрощением полагать, что государственная воля автоматически, без опосредующего правосознания и деятельности должностных лиц и социальных групп выражается в правовых 130
4 См.: Вопросы философии, 1989, ni 10; 1990. № 11.
нормах. Основанием для этого вывода служат происшедшие в последние годы политические события в нашей стране и других бывших социалистических странах, которые дают повод сомневаться в истинности утверждения, что социалистическое право выражало волю рабочего класса и руководимых им трудящихся5.
В силу ряда объективных
и субъективных причин проведенное
в ходе строительства социализма в нашей стране формально-юридическое
обобществление отношений производства,
распределения и потребления конституировалось
в государственно-
Существенное значение
для определения общего понятия
права имеет раскрытие
Как известно, любая надстройка
над экономическим базисом
Очень важно констатировать и праве
не только его внутренние структурные
элементы (правосознание, юридические
нормы и правовые отношения), но и
их диалектическое взаимодействие в
правовой надстройке, возможность взаимопроникновени