Подходы к пониманию права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы о подходах к пониманию права, понятии и признаках права, сущности права, основных подходах в понимании сущности права
[Право. В.И.Шкатулла] Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. История права насчитывает более трех тысяч лет. Это, прежде всего, правовые системы Древнего Востока: еврейское право; право древнеаккадского города-государства Эшнунна (1900 г. до н.э.); вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.); Ассирии (1400—1100 гг. до н.э.); Хеттского государства (1400—1300 гг. до н.э.); Ново-Вавилонского царства (6 в. до н.э.) [Элон М. Еврейское право. СПб., 2002].

Содержание работы

Введение ……………………………………………………

§ 1. Подходы к пониманию права (теории)……………

§ 2. Сущность права………………………………………

§ 3. Признаки права………………………………………

Заключение ………………………………………………

Список использованной литературы …………………

Файлы: 1 файл

Курсовой понятия права.doc

— 771.50 Кб (Скачать файл)

         Подводя итог сказанному о сущности и внутренней структуре права, можно сформулировать следующее определение общего понятия нрава. Право в широком смысле слова — это определенная экономическим базисом общества и соотношением в нем политических сил государственная воля, опосредованная интересами и правосознанием правящей социальной группы, выраженная в установленных или санкционированных государством общеобязательных нормах поведения людей и защищаемых им правовых отношений.

Разумеется, предлагаемый вариант определения общего понятия нрава далек от совершенства и нуждается в его обсуждении читателями журнала, представителями различных общественных наук.

 

  КРИТИКА  И БИБЛИОГРАФИЯ.  РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ ПРАВА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. 2006. № 3. с. 112-114

М.И. Байтин. СУЩНОСТЬ ПРАВА (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Монография. Изд. 2-е, доп. М.: ООО ИД "Право и государство", 2005. –544 с.

В прошлом в отечественной  юридической литературе было несколько работ, специально посвященных сущности права (Н.Г. Александров, Б.В. Шейндлин, И.Е. Фарбер, Л.С. Явич). Но монография М.И. Байтина не повторяет их ни по кругу рассматриваемых проблем, ни по существу исследуемых вопросов. Книга представляет собой взгляд на право не только с новой временной дистанции, но и с принципиально иных позиций.

Автор оказывается в водовороте продолжающегося несколько десятилетий спора - какой взгляд на право является научно обоснованным: "нормативный" или "широкий". Блестяще владея современной методологией научного исследования, он обращается прежде всего к анализу исходных понятий в рассуждениях представителей разных направлений правопонимания.

Ему удается увидеть  то, чего не замечали многие приверженцы спорящих направлений.

Сторонники "широкого" подхода, критикуя "нормативную" или, по их версии, "узко нормативистскую" концепцию, в своих рассуждениях обычно ссылаются на Г. Кельзена - создателя "чистого учения" о праве, согласно которому нормы, составляющие право ("мир должного"), не зависят от реальных жизненных факторов ("мира сущего"). М.И. Байтин показывает на множестве примеров, что никто из сторонников нынешней нормативной теории не разделяет заблуждений Г. Кельзена. Другое важное обстоятельство, по мнению автора, имеющее значение для понимания сути нормативной концепции, заключается в отказе современного отечественного правоведения от анализа права и его норм исключительно с позиций марксизма-ленинизма, предписывавшего необходимость их сугубо классовой трактовки. В этой связи ученый последовательно анализирует государственно-волевой, нормативный и властно-регулятивный признаки права, отражающие не только его классовую, но и общесоциальную сущность. И, наконец, следует учитывать, что в правовой науке уже сложилась устойчивая тенденция рассматривать позитивные юридические нормы с точки зрения их взаимодействия с экономическими, политическими, нравственными и иными метаправовыми факторами.

Всяческой поддержки  заслуживают положения книги  в части современного правопонимания. В ней обоснованно подчеркивается, что право, сохраняя свою идентичность, никогда не утратит присущую ему нормативную природу, способность выступать в виде обращенных к людям от имени государства общеобязательных правовых предписаний. Показана теоретическая бесперспективность того широкого подхода к праву, который включает в его состав не только нормы, но и другие правовые явления, вплоть до отождествления права  112 с правовой системой общества. М.И. Байтин справедливо отмечает, что за несколько десятилетий существования этого подхода его сторонникам так и не удалось выстроить сколь-нибудь целостную систему категорий, которая могла бы конкурировать с нормативной теорией. Именно нормативная концепция способна наилучшим образом ответить на вызовы времени, связанные с глобализационными процессами в сфере права.

А.И. Экнмов, доктор юрид. ваук, проф., заслуженный юрист РФ; ОЛ. Сауляж, канд. юрид. наук, доц..

 

Теория права  РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ  ПРАВА И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ // Следователь №4. 2001. С.54-57

Мы исходим из того, что правопонимание - это философско-правовая категория, относящаяся к области доктринального правосознания, охватывающая собой закономерности возникновения, развития, и функционирования права. Правопонимание - это конкретная идея, система воззрений, теоретическая конструкция, содержащая в себе определенные закономерности возникновения, развития и функционирования не только права, но и правовых явлений. Поэтому справедливо выделение в рамках теории правопонимания таких типов права как естественно-правовой, нормативный, социологический, теологический и т.д., отличительными чертами которых являются специфические, присущие только им закономерности. Иными словами, правопонимание - это форма научного правосознания, в содержание которой входят различные правовые концепции, обладающие специфическими закономерностями, которые проходя через сознание законодателя, влияют на формирование позитивного права.

Исторически и логически  все многочисленные школы определения понятия права (а их более двухсот) в юридической литературе классифицируются по трем основным направлениям: философия права, юридический позитивизм или нормативизм и социология права.

Нормативизм, с одной  стороны, и социологическая юриспруденция - с другой, в различных правовых семьях и отдельных правовых системах имеют преобладающее значение. Так с определенными вариациями нормативизм имеет место в романо-германской правовой семье прошлого и настоящего.

Социологическая юриспруденция  распространена в государствах, входящих в англосаксонскую правовую семью.

Философский подход к пониманию права, как представляется, в цельном и единственном виде не представлен нигде, но в разной степени используется в правовых системах как с нормативным подходом, так и с социологическим1. Необходимо констатировать, что правопонимание оказывает непосредственное влияние на правотворческий, правореазизационный и правоприменительный процессы. Но такое влияние различных подходов к пониманию права на юридическую практику не всегда одинаково.

правопонимание играет правообразующую роль в правотворчестве. Правотворчество является необходимой стадией процесса формирования права - правообразования. Именно благодаря правотворческой деятельности государственных органов возникает и развивается правотворчество, совершенствуется право, его нормы и институты. Вместе с тем, правотворчество - это только одна из стадий процесса правообразования1.

Правопонимание способствует, является условием достижения создания оптимальной правовой нормы, института  права, и это благодаря содержащимся в том истинном типе права определенных закономерностей. значение этих закономерностей дает возможность осуществлять правотворчество на твердой объективной основе, на базе правильно понятых закономерностей возникновения развития и функционирования права. Такими закономерностями права являются "общие" и 'специальные" закономерности5. На наличие специфических закономерностей права указывает П.Е. Недбайло и относит к их числу нормативный характер права, его общеобязательность, систему и структуру правовых норм6. Эти закономерности свойственны нормативному подходу к праву, долгое время господствовавшему в советской юридической науке. Специфическими закономерностями естественно-правового подхода к праву является идея неотчуждаемости прав человека, их прирожденный характер, независимость от усмотрения и произвола государства. Для социологического подхода к праву характерна закономерность зависимости права от экономических политических, социальных условий жизнедеятельности общества. Не государство является источником права, а отношения, складывающиеся в обществе. Роль государства, согласно данной концепции, ограничивается официальным признанием и закреплением этих отношений в нормах права либо в судебных прецедентах.

Психологическая концепция  трактует право как специфические эмоции, "обязательственно притязательные" переживания, "императивно-атрибутивные" переживания, либо как защищенный интерес, либо как у Рейснера - компромисс между классами. Понимание этих закономерностей чрезвычайно важно для субъектов правотворчества. Право — одно из общественных явлений и, как таковое, подчиняется общим закономерностям общественного развития и сознания. Закономерности общественного развития, в том числе и закономерности права, объективны и составляют необходимую основу правотворческой деятельности. Являясь частью доктринального правосознания, они детерминируют процесс правотворчества, в том числе влияют на содержание права. Их объективный характер и составляет ту необходимость в правовом развитии, которая проявляется как общая тенденция развития права, определяющая его сущность и содержание его норм и институтов.

Познание и использование  закономерностей в законодательстве способствует более эффективному влиянию на правовое регулирование. Их неиспользование или недостаточное использование либо фальсификация, приспособление к существующей идеологии приводит к созданию нецелесообразного закона, лишенного свойства правового, что в конечном итоге проявится в отрицательных последствиях его действия для личности, общества и государства. Для того, чтобы правопонимание успешно прошло стадию трансформации в законодательстве, оно должно быть всеобщим либо групповым, оно должно войти в сознание масс вообще и в сознание законодателя, в частности.

НЛ, ГРАНАТ, доктор юридических наук, профессор

В Л. ПОПОВ, адъюнкт Академии управления МВД России

' В этой статье мы не останавливаемся на раскрытии содержания различных подходов к пониманию права. Обосновывая это тем, что они достаточно освещены в научной и учебной литературе по теории права и государства. В большей степени нас будет интересовать их практическое значение.

2 Антонова Д. Н. Некоторые вопросы теории правотвор-чества//Правоведение. 1963,№3. С. 171. Самощенко И.С. О формах осуществления функций государства/Советское государство и право. 1956. № 3. С. 86.

1 См.: Мицкевич А.В. Юридическая природа актов правотворчества высших органов государственной власти и управления В СССР. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - М., 1967. С. б.

4 Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. -М., I960. С. 449.

s Касаткин ЮМ., Явич Л, С. К вопросу об общих и специфических закономерностях развития права. Ученые записки Таджикского университета. Т. 5, 1955. С. 39-40.

6 Недбайло П.Е. Указ. соч. С. 449.

7ЯвичЛ.С. Сущность права. -Л., 1985. С. 148.

s Райдут Р. Прецедентное право//Российский юридический журнал. 1996. № 3 (11). С. 139.

9 Зимин В.П. Правомерное неисполнение приказа: зарубежный и отечественный опыт реализации доктрины «умных штыков». - М.: Академия МВД России, 1993. С. 22.

 

Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества.

М.Б. Смоленский // Журнал российского права №11- 2004. С.73-80.

Право относится к  числу фундаментальных ценностей мировой культуры, выработанных человечеством в ходе его развития. Ценностные свойства права обусловлены его значением как особой формы общественных отношений, его местом и задачами в социальной системе общества.

Концептуальный подход к праву как элементу культуры и цивилизации позволяет характеризовать истоки, значимость и социальную ценность права в широком, общесоциологическом плане. Как глубинный элемент культуры право не только вбирает в себя ее ценности, но и реализует основополагающие требования и достижения цивилизации1 , обеспечивая тем самым сохранение, а в известной мере и преумножение потенциала материальных, социальных и духовных богатств общества.

Наряду с раскрытием гуманистической сущности права (утверждения идеалов гуманизма, свободы и равенства) в оценке права надлежит видеть и его роль в закреплении, рациональной организации и преобразовании всей системы общественного устройства. Государственно-правовые явления предопределены взаимосвязями, закономерностями и т. д., действующими в сфере социальных отношений, а вместе с тем здесь проявляются разнообразные по своей сущности социальные процессы и взаимодействия. Право имеет нормативно-регулятивную значимость для общества, и в этом его ценность.

С помощью права обеспечивается достижение многообразия целей социального бытия: воспроизводство материальных благ, утверждение социальных ценностей, определение границ свободы, закрепление правовых основ власти, охрана естественных условий обитания, обеспечение всеобщего устойчивого правопорядка. Воплощая целый мир отношений — от главных, глубинных пластов жизни до самых житейских, — право тем самым объективизирует и реализует в законах требования культуры, социального прогресса, цивилизации в целом2.

        Поэтому вне права абсолютно  невозможна интеграция экономики и власти с социальными задачами общества.

 

1 См.: Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 1997. С. 126.

2 См.: Алексеев С. С. Теория права. М: Бек, 1994. С. 57—58. 3

3 См.: Там же. С. 54.                                            

Достоинством права  являются и те особые его качества — нормативность, общеобязательность, формальная определенность и пр., которые делают его необходимым, достаточно эффективным средством социально-нормативного регулирования.

Право закрепляет — и в этом его высокая социальная значимость — нравственные основы и ценности в качестве реалий социальной действительности, тем самым из моральных, абстрактных пожеланий они становятся социально-правовой реальностью. Законы юридически гарантируют реализацию принципов общественного устройства — гуманизма, равенства, социальной :справедливости, меры демократизма.

. Право есть исторически обусловленная, сложившаяся мера человеческой свободы для того, чтобы поддерживать динамическое равновесие между интересами личности и общества.

 

Поляков А.В. Общая теория права: феноменолого- коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд. Доп. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 62.

Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно- юридическая концепция // Вопросы  философии. 2002. № 3. С. 10.

О.В. Мартышин Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство  и право. 2003. № 6. С. 13.

Информация о работе Подходы к пониманию права