Гражданско-правовые основания передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в странах-участницах СНГ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 17:02, курсовая работа
Описание работы
Интеллектуальная собственность является сложным феноменом общественных отношений и приобретает все большее значение в современном мире. Можно с полным основанием утверждать, что ее роль и значение в межгосударственных отношениях в последние десятилетия и даже в последние годы существенно возросли.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
И ИНФОРМАТИКИ»
(МГУПИ)
ФАКУЛЬТЕТ «УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО»
КАФЕДРА «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И
МУЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Международная
лицензионная торговля»
На тему: «Гражданско-правовые
основания передачи исключительных прав
на объекты интеллектуальной собственности
в странах-участницах СНГ»
Выполнила:
Студентка 3 курса
Очной формы обучения
Факультета ЭФ, специальность
08.01.02
Мирнова Юлия Павловна
Проверил:
Старший преподаватель кафедры
УП-15
Петренко Сергей Владимирович
Москва – 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Интеллектуальная собственность
является сложным феноменом общественных
отношений и приобретает все большее значение
в современном мире. Можно с полным основанием
утверждать, что ее роль и значение в межгосударственных
отношениях в последние десятилетия и
даже в последние годы существенно возросли.
В настоящее время большинство
государств входит в ту или иную региональную
организацию, в рамках которых они взаимодействуют
в различных областях. Российская Федерация
является участником Содружества Независимых
Государств (далее - СНГ), целью которого
является развитие различных направлений
сотрудничества, в том числе и в сфере
интеллектуальной собственности, что
способствует более эффективному развитию
государств, подъему их экономического
уровня. Кроме того, в рамках СНГ наблюдается
тенденция к унификации и гармонизации
гражданского законодательства в области
интеллектуальной собственности. Однако
комплексные исследования, посвященные
анализу развития законодательства в
данной сфере на постсоветском пространстве
в настоящее время практически отсутствуют.
Острая необходимость проведения таких
следований диктуется и тем, что 18 октября
2011 г. на Совете глав правительств государств-участников
СНГ принята Межгосударственная программа
инновационного сотрудничества государств-
участников СНГ на период до 2020 года (далее
- Программа СНГ), реализация которой требует
соответственно совершенствования нормативно-правовой
базы государств-участников СНГ в частности
в области защиты прав на интеллектуальную
собственность.
Принимая во внимание процесс
развития современных технологических
инноваций и их возросшее количество передач
и распространений в рамках реализации
принятой Программы СНГ, существует необходимость
рассмотрения вопросов, связанных с определенными
аспектами охраны и защиты результатов
творческой деятельности в научно-технической
сфере в странах СНГ. Весьма важной также
представляется проблема содержания и
способов договорной передачи исключительных
прав на объекты интеллектуальной собственности
в государствах-участниках СНГ, в том числе
в связи с введением в действие части IV
Гражданского Кодекса РФ.
Исходя из вышеизложенного,
избранная тема исследования представляет
как теоретический, так и практический
интерес, является своевременной и актуальной.
Цель и задачи. Основной целью курсовой работы
является исследование теоретических
и практических аспектов договоров о передаче
исключительных прав на объекты интеллектуальной
собственности в государствах-участниках
СНГ. Кроме того, рассмотрение вопросов,
связанных с охраной интеллектуальной
собственности и правовым регулированием
инновационной деятельности в государствах-участниках
СНГ.
В соответствии с поставленной
целью при проведении исследования была
предпринята попытка решения следующих задач:
выявить современное состояние
и определить наиболее важные моменты
охраны интеллектуальной собственности;
провести сравнительно-правовой
анализ положений национального законодательства
государств-участников СНГ в сфере правовой
охраны объектов исключительных прав;
изучить теоретические, законодательные
и практические аспекты договоров о передаче
исключительных прав, определить их правовую
природу и место в системе гражданско-правовых
договоров;
выявить особенности правовой
природы понятия «секреты производства»
и определить круг объектов, подпадающих
под это понятие;
проанализировать отдельные
аспекты регулирования правоотношений
в сфере передачи исключительных прав
на секреты производства в государствах- членах СНГ;
выявить основные тенденции
эволюции права интеллектуальной собственности
в условиях развития новых технологий;
разработать предложения по
гармонизации законодательства государств- участников СНГ в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность;
выявить особенности модельного
законодательства в сфере интеллектуальной
собственности и инновационной деятельности
государств- участников СНГ;
разработать подходы по совершенствованию
модельного законодательства СНГ;
предложить подходы по развитию
нормативно-правовой базы в области научно-технического
сотрудничества на пространстве СНГ.
Объектом исследования являются гражданско-правовые
договорные отношения в сфере интеллектуальной
собственности.
Предметом исследования выступают совокупность
норм, регламентирующих договоры о передаче
исключительных прав на объекты интеллектуальной
собственности.
Глава 1. Общие положения
§1 Пути гармонизации
законодательства государств-участников
СНГ в инновационной сфере. Общая характеристика
договора об отчуждении исключительного
права и лицензионного договора
Мировой опыт свидетельствует
о том, что привлекательность интеграционной
группировки и ее устойчивое развитие
зависит от того, насколько она содействует
способности производить, распространять
и воспринимать новые товары и услуги,
новые технологии, принципы и формы построения
бизнеса и общественных услуг во всех
странах-участницах .
В настоящее время процессы
модернизации промышленности государств-
участниц СНГ замедлились под влиянием
финансово-экономического кризиса 2008-2009
гг. и других внешних и внутренних факторов,
что потребовало ускорения инновационного
развития СНГ на основе сложившегося еще
в СССР научно-технического комплекса
с учетом-требований XXI в.
В 2007 г. главами правительств
стран СНГ была одобрена концепция межгосударственной
программы инновационного сотрудничества
государств - участников СНГ на 2008-2015 гг.
Для ее поступательного развития и осуществления
14 ноября 2008 г. принято Решение о разработке
Межгосударственной целевой программы
инновационного сотрудничества государств
- участников СНГ на период до 2020 г. Главная
цель Программы — «формирование в долгосрочной
перспективе интегрированного экономического
и политического объединения заинтересованных
государств, обеспечивающего эффективное
развитие каждого его участника». Данная
программа была принята 18 октября 2011 года
на совете глав правительств СНГ.
Реализация Программы тесно
связана с вопросами гармонизации законодательной
базы государств-участников СНГ в инновационной
сфере.
В условиях активного развития
процессов глобализации и построения
информационного общества возрастает
необходимость в применении единых международно-признанных
подходов и стандартов к созданию, учету
и использованию результатов интеллектуальной
деятельности, правовой охране, коммерциализации
и защите прав на них.
В рамках СНГ направлению интеллектуальной
собственности придается большое внимание.
За последнее время был принят целый ряд
документов, касающихся вопросов правовой
охраны и защиты интеллектуальной собственности:
Концепция формирования национальных
баз данных и организации межгосударственного
обмена информацией по предупреждению
и пресечению правонарушений в области
интеллектуальной собственности, одобренная
Решением Совета глав правительств СНГ
от 25 мая 2006 г.; Соглашение о сотрудничестве
по организации межгосударственного обмена
информацией и формированию национальных
баз данных авторского права и смежных
прав. Соглашение направлено на формирование
в рамках СНГ общих принципов при создании
национальных баз данных авторского права
и смежных прав, обеспечения правовой
охраны и защиты объектов интеллектуальной
собственности (далее - ОИС).
Решением Экономического совета
СНГ от 13 марта 2009 г. была одобрена «Концепция
научно-информационного обеспечения программ
и проектов государств - участников СНГ
в инновационной сфере». В качестве одной
из мер по ее реализации предусматривается
подготовка проекта межгосударственной
программы «Совершенствование информационной
инфраструктуры инновационной деятельности
СНГ», предполагающей создание банка патентов
и инноваций СНГ.
Исходя из анализа действующей
законодательной базы государств участников
СНГ, можно сделать вывод о том, что существует
ряд ее недостатков:
в полной мере не обеспечены
необходимые условия для стимулирования
инновационной деятельности, коммерциализации
технологий, создания национальных инновационных
систем, способствующих развитию малого
инновационного предпринимательства;
не урегулированы права использования
интеллектуальной собственности и результатов
научной деятельности, полученных за счет
государственного бюджета, что нарушает
баланс интересов разработчиков и потребителей
научно-технической продукции, тормозит
процессы коммерциализации технологий;
не отработана система бухгалтерского
учета и постановки на баланс ОИС, не развита
статистическая отчетность в области
инновационной деятельности, соответствующая
международным стандартам;
отсутствует необходимая нормативно-правовая
база, регулирующая специфические договорные
отношения, связанные с разработкой и
поставкой научно-технической продукции
(услуг), в том числе для государственных
нужд, а также условия заключения лицензионных
договоров, договоров на проведение совместных
исследований и разработок (научно-техническое
сотрудничество, научно-производственная
кооперация) и др.;
отсутствует правовое регулирование
использования научно-технической информации,
включая защиту авторского права в сети
Интернет.
Важнейшей проблемой для стран
СНГ является отсутствие эффективной
стратегии патентной защиты на международном
рынке технологий.
В этой связи Постоянной Комиссией
по науке и образованию Межпарламентской
Ассамблеи государств - участников СНГ
(далее - МПА СНГ) проводится большая работа
по разработке модельных законодательных
актов в сфере научно-технической и инновационной
деятельности.
Так, в настоящее время разработаны
и приняты МПА СНГ модельные (рекомендательные)
законодательные акты, регулирующие отношения
в сфере инновационной деятельности, опирающиеся
на опыт законотворческой деятельности
в указанной сфере, имеющийся в государствах
— участниках СНГ. Среди них следующие
законы:
1. «О Защите высоких
технологий». Принят Советом МПА
СНГ, 1996 г. Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Кыргызской Республики
и РФ 28 февраля 1998 г. № 5-8.
2. «О научно-технической информации»,
принят Советом МПА в 2000 г.
3. «О реализации прав государства
на объекты интеллектуальной собственности
в сфере науки и технологий», принят Советом
МПА в 2003 г.
4. «О научной и научно-технической
экспертизе», принят Советом МПА в
2003 г.
5. «Об инновационной деятельности»,
принят Советом МПА в 2006 г.
Однако принятые модельные
законы не обеспечили ликвидацию, указанных
пробелов и требуют соответствующей доработки
и их привязке к тенденциям развития национальных
законодательств государств-участников
СНГ, регулирующих отношения в сфере инновационной
деятельности.
А СНГ по-прежнему не востребовано
должным образом в национальном законотворчестве,
хотя законодательство многих стран СНГ
в этой сфере до сих пор остается противоречивым,
декларативным, требует дальнейшей унификации
и гармонизации.
Формирование законодательной
базы в области инновационной деятельности.
В последние годы в Казахстане, Белоруссии
и на Украине было разработано и принято
множество соответствующих программных
и нормативных документов. В этих документах
активно прорабатываются вопросы формирования
национальных инновационных систем, формирования
инновационной инфраструктуры. Идет поиск
эффективных экономических механизмов
поддержки инновационной деятельности.
Так, Закон Республики Армения
от 23 мая 2006 г. «О государственной поддержке
инновационной деятельности» определяет
правовые и экономические основы формирования
и осуществления государственной инновационной
политики, формы государственной поддержки
инновационной деятельности в Республике
Армения. В указанном законе четко прописан
понятийный аппарат, определены виды и
субъекты инновационной деятельности,
цели, задачи и основные направления государственной
поддержки в данной сфере.
Законодательство Республики
Беларусь в сфере регулирования инновационной
деятельности представлено большим количеством
(более 40) нормативных правовых актов,
которые охватывают весь спектр инновационной
деятельности (меры государственной поддержки,
состав государственного экспертного
совета, инновационные фонды, субъекты
инновационной инфраструктуры и др.).
В перечне нормативных правовых
актов Республики Казахстан присутствуют
акты, регулирующие инновационную деятельность:
законы Республики Казахстан от 23 марта
2006 г. «О государственной поддержке инновационной
деятельности» и 8 января 2003 г. «Об инвестициях»,
инновационной деятельности.
Законодательство в области
инновационной инфраструктуры представлено
постановлениями Правительства Республики
Казахстан от 30 мая 2003 г. «О создании акционерного
общества «Национальный инновационный
фонд» и от 21 января 2003 г. № 66 «Об утверждении
Правил формирования и аккредитации специализированных
субъектов инновационной деятельности»,
в котором определены механизмы аккредитации
технологических бизнес-инкубаторов и
технопарков. Другие документы регламентируют
вопросы стимулирования инновационной
деятельности, охраны интеллектуальной
собственности.