Коллизионные вопросы права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:25, доклад

Описание работы

В качестве иностранных инвесторов законодательство РФ понимает иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих за рубежом, международные организации и иностранные государства.
Привлекая иностранные инвестиции, каждое государство стремится эффективно использовать в экономике иностранные финансовые ресурсы, новые технологии, передовой управленческий опыт, иностранное оборудование и т.п.

Файлы: 1 файл

междунар.ч.п отв..docx

— 142.58 Кб (Скачать файл)

В связи с изложенным Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обращает внимание на то, что «иностранные лица, не имеющие рублевых счетов и представительств на территории Российской Федерации, уплачивают государственную пошлину с помощью надлежаще уполномоченных представителей-резидентов, имеющих рублевые и валютные счета»[4].

34. Морские перевозки грузов могут осуществляться на различных условиях:

  • Если такая перевозка осуществляется без предоставления морским перевозчиком всего судна или его части, то отношения между участниками перевозки оформляются коносаментом. В 1924 г. в Брюсселе была заключена Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте. Эта Конвенция была изменена сначала Протоколом 1968 г., а затем Протоколом 1979 г. В 1999 г. Россия присоединилась к Протоколу 1979 г. Из ст. VII Протокола 1979 г. следует, что присоединение к нему равносильно присоединению к Конвенции.
  • Практически условия морских перевозок внешнеторговых грузов определяются в договорах фрахтования (чартере), заключаемых с морским перевозчиком при предоставлении для перевозки всего судна, или же коносаментом на перевозки отдельных партий груза, где содержатся сведения об условиях перевозки (на обороте коносамента). Основные условия морских перевозок, интересующие российских предпринимателей (ответственность перевозчика, порядок предъявления к нему требований), соответствуют положениям Брюссельской конвенции.

Чартер — документ, удостоверяющий наличие и содержание договора фрахтования, заключаемого между фрахтовщиком или фрахтователем, и рассчитан на перевозку крупных партий грузов, прежде всего массовых. При перевозках по чартеру предоставляется все судно, часть или определенное его помещение. Чартеры разрабатываются по видам грузов (угольные, нефтяные, лесные и т.д.), благодаря чему учитывается специфика перевозки отдельных грузов. По своему содержанию морской чартер представляет собой сложный договор, в который включается до 60 различных условий (предоставление груза, порядок его подачи, расчеты по фрахту и т.д.). В отношении ответственности обычно делается ссылка на условия Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте. Условия проформ чартера могут изменяться и дополняться сторонами, в частности посредством включения оговорок.

Коносамент — документ, выдаваемый перевозчиком или фактическим перевозчиком владельцу отправляемого морем груза в удостоверение факта принятия его к перевозке и обязательства передать в порту назначения грузополучателю. Коносаменты бывают (по способу обозначения лица, имеющего право требовать выдачи груза):

  • Именными,
  • Ордерными,
  • Предъявительсикими.

Морской перевозчик при несохранности груза отвечает за вину, а для предъявления к нему требований действует годичный срок давности. При перевозке грузов по коносаменту необходимо объявление его стоимости. Перевозчик не несет ответственности за так называемую навигационную ошибку (ошибка капитана, матроса, лоцмана в судовождении или управлении судном).

В марте 1978 г. на конференции  в Гамбурге была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов, призванная заменить Брюссельскую конвенцию 1924 г. Новая конвенция имеет более широкую сферу действия (распространяется на перевозки животных и палубных грузов) и предусматривает ряд важных нововведений. В частности, ею отменено правило, освобождающее морского перевозчика от ответственности при навигационной ошибке, несколько повышен предел его ответственности за сохранность груза, более подробно определен порядок заявления требований к перевозчику (срок исковой давности по сравнению с Брюссельской конвенцией увеличен с одного до двух лет).

Наиболее прогрессивной  формой доставки грузов морем являются регулярные, или линейные, перевозки, которые обычно осуществляются на основании соглашений об организации постоянных морских линий. Такие соглашения могут быть межгосударственными, однако чаще они заключаются заинтересованными судовладельческими компаниями. В них фиксируются основные условия эксплуатации соответствующих линий, а условия морских линейных перевозок определяются в линейных коносаментах, правилах и тарифах соответствующих судовладельческих компаний. Условия линейных перевозок имеют некоторые транспортно-правовые особенности, однако специфические коллизионные вопросы в этой области, как правило, не возникают.

Пассажирские  перевозки морем стали предметом  ряда международных соглашений, одно из которых — Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974 г. СССР присоединился к ней в 1983 г. Конвенция восприняла большинство ранее выработанных международно-правовых норм о морских пассажирских перевозках: принцип ответственности за вину, ограничение предела ответственности перевозчика (при причинении вреда здоровью пассажиров — 700 тыс. франков), срок исковой давности — два года.

Наряду с конвенциями, регулирующими международные порядки  перевозки, Россия участвует в ряде важных многосторонних международных  соглашений, в той или иной степени  связанных с перевозчиками. К  их числу прежде всего относится Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция содержит ряд положений, затрагивающих проблемы международного частного права (гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов, иммунитет государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, национальность судов, применение клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации). Из других многосторонних соглашений укажем на следующие:Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, 1952 г.; Протокол 1992 г. об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.;Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. (эта Конвенция вступила в силу 5 сентября 2004 г.).

 

35. Перевозки пассажиров и грузов через воздушное пространство России совершаются иностранными авиакомпаниями на основании соответствующих соглашений.

В качестве международной  воздушной перевозки рассматривается  перевозка, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится  на территории другого государства (ст. 101 Воздушного кодекса РФ).

Россия участвует  в более чем 130 двусторонних международных  договорах о воздушном сообщении. Этими договорами, базирующимися  на Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., определяются коммерческие права сотрудничающих государств при осуществлении воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза и почты. Эти права реализуются назначенными государствами авиапредприятиями (фактическими пользователями прав) в соответствии с заключаемыми ими коммерческими соглашениями.

Согласно российскому  законодательству перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством России, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира при воздушной перевозке, определяется по правилам гл. 59 ГК РФ («Обязательства вследствие причинения вреда»), если законом или договором воздушной перевозки пассажира, а также международными договорами РФ не предусмотрен более высокий размер ответственности.

За утрату, недостачу  или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при  пассажире, перевозчик несет ответственность  в соответствии с международными договорами РФ.

 

38. Коллизионные вопросы в области семейного права

Материально-правовые нормы семейного права различных  государств очень разнообразны, что  порождает на практике возникновение  коллизий при решении различных  вопросов, связанных с правоотношениями с иностранным элементом.

Существенное влияние  на регулирование семейных отношений  оказывают национальные, бытовые, религиозные  особенности и традиции.

В ряде государств признаются и церковные, и гражданские браки (Грузия, Великобритания, Швеция и др.), а в отдельных странах заключение брака возможно лишь в церковной форме (например, в Греции).

Для семейного права  ряда государств характерно главенство мужа; во многих странах до сих пор  сохраняется неравноправное положение  мужа и жены в семье.

Гражданские кодексы  этих государств установили так называемый брачный договор, который заключается  до брака и закрепляет прежде всего права мужа на имущество жены.

Законодательство  большинства государств исходит  из единобрачия (моногамия).

Однако до сих  пор в отдельных странах Азии и Африки признается многоженство (полигамия), сохраняются архаические обычаи уплаты выкупа за невесту, установлен крайне низкий возраст для вступления женщины в брак.

Все это свидетельствует  о дискриминации женщины в  семейном праве.

Законодательству  и практике ряда стран известны расовые  ограничения; не допускаются браки  между людьми разной расы или разного  вероисповедания.

Из этих отдельных  примеров видно, что при различиях  в семейном законодательстве в тех  случаях, когда в брак вступают граждане разных государств, решение коллизионного  вопроса приобретает большое  значение, в государствах Запада коллизионные нормы семейного права отличаются большим разнообразием.

Брачная правоспособность, т.е. само право вступать в брак, отсутствие препятствий для вступления в  брак — все это определяется в  ряде государств личным законом каждого  из супругов.

В случае расторжения  брака между супругами различного гражданства в ряде стран применяется  законодательство страны гражданства  мужа.

Брак, заключенный  в одном государстве в соответствии с законом места его заключения, может быть не признан в другом государстве, что порождает “хромающие”  браки.

Имущественные отношения  супругов определяются в ряде государств личным законом мужа.

Что же касается регулирования  коллизионных вопросов, то в одних  странах такие нормы включены в новые законы о международном  частном праве (Австрия, Венгрия, Швейцария, Турция и др.), в других — в семейные или гражданские кодексы.

Согласно § 31 Закона о международном частном праве  Венгрии, материально-правовые условия  действительности брака регулируются “общим личным законом” лиц, вступающих в брак.

Если личные законы этих лиц разные, то брак является действительным лишь в случае, когда условия действительности “существуют согласно законам обеих  сторон”.

В Венгрии к форме  брака применяется право места  заключения брака. В КНР при вступлении в брак гражданина КНР с иностранцем  применяется, закон места заключения брака, а при расторжении брака  — закон места нахождения суда, принявшего дело к рассмотрению (ст. 147 Общих положений гражданского права 1986 г.).

Основным принципом  при решении вопросов расторжения  брака является по законам Венгрии  и бывшей Югославии, как правило, закон гражданства супругов.

Переход России к  открытому обществу, увеличение числа  браков лиц с различным гражданством (“смешанных” браков), а также случаев усыновления российских детей иностранцами и особенно возникновение новой ситуации в связи с образованием СНГ — все это повлекло за собой внесение существенных изменений в семейное законодательство.

В нормах СК РФ, введенного в действие с 1 марта 1996 г., получили отражение положения ратифицированных РФ международных правовых актов  в области прав человека.

В положениях раздела VII “Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства” произошел отход от строго территориального принципа, характерного для предшествующего советского семейного законодательства, на основе которого к семейным отношениям с участием иностранных граждан на территории государства применялось, как правило, наше законодательство.

В CK РФ, как отмечалось в комментариях к нему, практически во всех коллизионных нормах предусмотрены отсылки, допускающие применение не только российского, но и иностранного права в зависимости от гражданства участника семейного отношения или от его места жительства (в России или за границей).

В некоторых случаях  допускается выбор подлежащего  применению права самими сторонами.

Объясняется это  тем обстоятельством, что на практике в прошлом жесткое применение к любым семейным отношениям российского  законодательства стало противоречить  интересам самих участников отношений, в частности, российских граждан  за границей.

Так, неприменение иностранного права вело к тому, что в тех  государствах, где определяющим признается закон гражданства супруга, соответствующие  акты российских учреждений (например, о заключении брака) не признавались и оказывались “хромающими”.

В новом кодексе  было учтено и то, что в некоторых  иностранных государствах коллизионные вопросы семейного права чаще всего решаются исходя "из применения закона страны гражданства или постоянного  места жительства лица

39. Правовое регулирование заключения брака с участием иностранного элемента

В связи с расширением  контактов российских граждан с  иностранцами увеличилось количество браков между гражданами РФ и гражданами иных государств.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать на территории РФ в брак по собственному усмотрению как с гражданами своего, так и другого государства, в том числе с гражданами РФ. Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации. Таким образом, брак во всех случаях должен заключаться в органах ЗАГС. Браки между иностранными гражданами, заключенные на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в Российской Федерации, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации. Браки между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами территории Российской Федерации, заключаются в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации.

Информация о работе Коллизионные вопросы права собственности